- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Басни Крылова
Конспект урока Басни Крылова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Наженова С.М. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка
урока литературы
Тема: "Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица"
Разработала: учитель русского языка и литературы Наженова Сабира
2013
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: Г.С. Меркин - Москва, «Русское слово», 2010 г
Название раздела, темы: Русская басня.
Тема урока: И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Образный мир басни.
Цели урока:
1) обучающая: обучить основным навыкам выразительного чтения, графической работы над текстом, научить постигать ход художественной мысли автора, понимать логику его образов.
2) развивающая: развивать коммуникативную компетенцию, логически обосновывать высказывания, размышлять над изобразительно-выразительными средствами языка, развивать индивидуальные творческие способности учащихся
3) воспитательная: воспитывать неприязнь к отрицательным чертам характера человека, развивать умение «чувственного» понимания произведения, формировать умения читать, прививать любовь к русской классической литературе.
Оборудование: учебник «Литература 5 класс 1 часть» Г.С. Меркина, компьютер и проектор, компьютерная презентация, карточки с текстом басни, карточки- информаторы
.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Межпредметные связи:
Ресурсы сети Интернет:
-
Литературные имена (library.ru)
-
Сайт жизни и творчества И.А.Крылова (forum.template-cms.ru)
-
Социальная сеть работников образования (nsportal
Ход урока.
Этапы урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
Организация начала занятия
личностные: внимание, уважение к сверстникам;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: мобилизация сил и энергии.
Психологический настрой детей на урок.
Учитель: Посмотрите друг на друга и произнесите: «Мне приятно тебя видеть!»
Самоопределение
1 мин
Мотивация к учебной деятельности
личностные:
самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли
--Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них - солнышки. За каждый правильный ответ - солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5».
--Человек всегда любил слушать интересные истории. На предыдущем уроке, знакомившись с биографией И.А. Крылова, мы узнали глагол, который в древнерусском языке обозначал слово «рассказывать» -БАЯТЬ.(слайд1)
--Название какого литературного жанра произошло от этого глагола? (басня)
--Сегодня мы будем вести разговор о басне Крылова и учиться её выразительно читать.(слайд 2)
-Вы догадались, о какой басне пойдёт речь? («Ворона и Лисица»)
(слайд 3)
Знакомство со статьёй учебника «О чтении и читателях». Учащиеся читают текст, делают выводы
Выявление желания знакомиться с творчеством автора
6мин
Постановка цели
личностные: самоопределение, побуждение к деятельности;
познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
-Как же научиться читать с таким же мастерством?
Определим цели нашего урока.(слайд 4)
Ознакомление с целями урока
2 мин
Открытие обучающимися нового знания
регулятивные: составление плана и последовательности действий;
познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в парах
-Для того чтобы было легче работать с текстом басни, необходимо разделить текст на небольшие отрывки. У каждого из вас есть карточки с текстом басни. Давайте составим план басни.
-Итак, у нас получился такой план. (слайд5)
Работа в парах
5 мин
Физкульт-минутка
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
***Хорошо мы с вами потрудились, на пользу!
Вместе с ребенком учитель декламирует стихотворение, выполняя все движения по тексту.
1 мин
Организация деятельности по восприятию и анализу басни
личностные: самоопределение, побуждение к деятельности;
познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах
Регулятивные
1.Мораль (слайд 6)
-Какова роль морали в басне? (в ней содержится поучение) ---Давайте разберёмся, чему учит нас мораль этой басни? Для этого найдём ключевые слова. -Подчеркните самые важные для понимания слова.(слайд 6)
--Используя значение ключевых слов (смотрите карточку-информатор), попробуйте своими словами сказать, чему учит нас эта басня?(угодливое восхваление опасно)
-Мы сказали, что мораль- это поучение. С какой интонацией будем её читать? (поучительной)
-Но поучать можно по -разному.
-А как будет поучать «дедушка Крылов»? (добродушно журить) -----Попробуйте прочитать с учётом подсказок(слайд7)
2. Ворона и сыр
-Дальше у нас появляется одна из героинь басни - Ворона. -Какой «секрет» спрятал «дедушка Крылов» в слове Ворона? Почему оно написано с большой буквы? (под Вороной подразумевается человек)
-Обратите внимание, говорит ли Ворона какие-нибудь слова? (нет)
- Её описывает сам автор. Поэтому нам нужно понять, какая Ворона, пользуясь словами Крылова. (слайд 8)Ключевые слова в этом отрывке подчёркнуты. Ваша задача - послушав объяснение ключевых слов, понять, какая Ворона и назвать прилагательные, которыми можно её охарактеризовать, и подумать, с какой интонацией мы будем читать её описание. Объяснение ключевых слов учителем.
Воспользуйтесь иллюстрацией.(слайд 9)
-Как относится к ней Крылов (с усмешкой) В каком темпе? (медленно, с расстановкой, нерасторопно)
(слайд 10)
---Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации. 3.Появление лисицы (слайд 11)
--Какие слова повторяются в этом отрывке? (сыр, Лисица) -Почему? (показать, как голодна Лиса)
-А зачем выделены глаголы «Остановил….видит…..пленил»?
-На этих словах мы будем повышать голос.(слайд 12)
- А как вы думаете, какие слова в этих трех строчках мы будем читать с интонацией тревоги? (на ту беду, близёхонько)-Как называет Крылов Лису? (плутовка) -То есть, какая Лиса? (хитрая) --Найдите и подчеркните слова, которыми Крылов показывает, что Лиса - плутовка. (на цыпочках подходит; вертит хвостом, глаз не сводит, говорит так сладко, чуть дыша) --------Какие слова подсказывают нам интонацию чтения? (говорит так сладко, чуть дыша)
- То есть читать, чуть задерживая дыхание, очень мягко, сладко.
---Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации
-
Лесть Лисы
(слайд 13)
- Итак, в этом отрывке Лиса заговорила. ----------Какова цель Лисы? (заставить Ворону открыть рот)
- Найдите в этом отрывке самые важные предложения, которыми Лиса уговорила Ворону открыть рот.
-С какой интонацией мы будем произносить эти уговоры?(просить, уговаривать)
-Какими словами Лисица льстит Вороне?--Найдите и подчеркните.(слайд 14)
-Что общего между этими словами? То есть, как мы будем произносить эти строки? (ласково, с интонацией перечисления, обратить внимание на обилие восклицательных знаков)
- А какое слово окончательно убедило Ворону открыть рот? (царь - птица). Это слово мы должны особенно выделить.
---Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации
-
Потеря сыра
(слайд 15)
-В какое состояние пришла Ворона после таких слов?(восторг), это нужно показать интонацией.
- Но сам автор восторгается Вороной? (нет, он над ней смеётся). -Найдите выражения, которые не соответствуют образу царь - птицы.-С какой интонацией нужно произнести эти предложения? (с усмешкой, грубо). А как стоит произнести последнюю строчку?
-Выберите один из предложенных вариантов и объясните. Можно предложить свой вариант.(слайд 16)
---Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации
Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над вопросами
Работают в группах
Тренинг для 1 группы - выразительное чтение отрывка
Тренинг для 2 группы - выразительное чтение отрывка
тренинг для 3 группы -выразительное чтение отрывка
тренинг для 4 группы -выразительное чтение отрывка
тренинг для 5 группы -выразительное чтение отрывка
20мин
Рефлексия деятельности
(итог урока)
личностные:
- оценивать результат учебной деятельности.
регулятивные:
- соотносить полученный результат с поставленной целью.
-А теперь послушаем профессиональное чтение басни.
-Вам понравился урок? -Чему научил вас сегодняшний урок?
-В заключение сосчитайте свои солнышки.
Учащиеся делают выводы
4 мин
Домашнее задание
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные: саморегуляция.
Задание на выбор:
1.Сопоставить язык басен Сумарокова, Тредиаковского и Крылова.
2. Инсценируйте басню.
3. Выучить басню наизусть.
1 мин
Карточка-информатор
Ключевые слова
1) Лесть (льстец) - угодливое восхваление
2) Сколько раз твердили - постоянно повторяли
3) Гнусна - внушающая омерзение, вредна - опасна
4) Не впрок - не на пользу
5) Уголок - маленькое местечко