Конспект урока Басни Крылова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методическая разработка

урока литературы


Тема: "Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица"







Разработала: учитель русского языка и литературы Наженова Сабира








2013

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: Г.С. Меркин - Москва, «Русское слово», 2010 г

Название раздела, темы: Русская басня.

Тема урока: И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Образный мир басни.

Цели урока:

1) обучающая: обучить основным навыкам выразительного чтения, графической работы над текстом, научить постигать ход художественной мысли автора, понимать логику его образов.

2) развивающая: развивать коммуникативную компетенцию, логически обосновывать высказывания, размышлять над изобразительно-выразительными средствами языка, развивать индивидуальные творческие способности учащихся

3) воспитательная: воспитывать неприязнь к отрицательным чертам характера человека, развивать умение «чувственного» понимания произведения, формировать умения читать, прививать любовь к русской классической литературе.

Оборудование: учебник «Литература 5 класс 1 часть» Г.С. Меркина, компьютер и проектор, компьютерная презентация, карточки с текстом басни, карточки- информаторы

.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Межпредметные связи:

Ресурсы сети Интернет:

  1. Литературные имена (library.ru)

  2. Сайт жизни и творчества И.А.Крылова (forum.template-cms.ru)

  3. Социальная сеть работников образования (nsportal

Ход урока.


Этапы урока



Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время


Организация начала занятия






личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.


Психологический настрой детей на урок.

Учитель: Посмотрите друг на друга и произнесите: «Мне приятно тебя видеть!»


Самоопределение

1 мин



Мотивация к учебной деятельности









личностные:

самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

--Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них - солнышки. За каждый правильный ответ - солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5».


--Человек всегда любил слушать интересные истории. На предыдущем уроке, знакомившись с биографией И.А. Крылова, мы узнали глагол, который в древнерусском языке обозначал слово «рассказывать» -БАЯТЬ.(слайд1)

--Название какого литературного жанра произошло от этого глагола? (басня)

--Сегодня мы будем вести разговор о басне Крылова и учиться её выразительно читать.(слайд 2)


-Вы догадались, о какой басне пойдёт речь? («Ворона и Лисица»)

(слайд 3)


Знакомство со статьёй учебника «О чтении и читателях». Учащиеся читают текст, делают выводы

Выявление желания знакомиться с творчеством автора

6мин

Постановка цели


личностные: самоопределение, побуждение к деятельности;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

-Как же научиться читать с таким же мастерством?

Определим цели нашего урока.(слайд 4)


Ознакомление с целями урока


2 мин

Открытие обучающимися нового знания

регулятивные: составление плана и последовательности действий;

познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в парах

-Для того чтобы было легче работать с текстом басни, необходимо разделить текст на небольшие отрывки. У каждого из вас есть карточки с текстом басни. Давайте составим план басни.

-Итак, у нас получился такой план. (слайд5)

Работа в парах

5 мин

Физкульт-минутка

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

***Хорошо мы с вами потрудились, на пользу!


Вместе с ребенком учитель декламирует стихотворение, выполняя все движения по тексту.


1 мин

Организация деятельности по восприятию и анализу басни


личностные: самоопределение, побуждение к деятельности;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах

Регулятивные

1.Мораль (слайд 6)

-Какова роль морали в басне? (в ней содержится поучение) ---Давайте разберёмся, чему учит нас мораль этой басни? Для этого найдём ключевые слова. -Подчеркните самые важные для понимания слова.(слайд 6)

--Используя значение ключевых слов (смотрите карточку-информатор), попробуйте своими словами сказать, чему учит нас эта басня?(угодливое восхваление опасно)

-Мы сказали, что мораль- это поучение. С какой интонацией будем её читать? (поучительной)

-Но поучать можно по -разному.

-А как будет поучать «дедушка Крылов»? (добродушно журить) -----Попробуйте прочитать с учётом подсказок(слайд7)

2. Ворона и сыр

-Дальше у нас появляется одна из героинь басни - Ворона. -Какой «секрет» спрятал «дедушка Крылов» в слове Ворона? Почему оно написано с большой буквы? (под Вороной подразумевается человек)

-Обратите внимание, говорит ли Ворона какие-нибудь слова? (нет)

- Её описывает сам автор. Поэтому нам нужно понять, какая Ворона, пользуясь словами Крылова. (слайд 8)Ключевые слова в этом отрывке подчёркнуты. Ваша задача - послушав объяснение ключевых слов, понять, какая Ворона и назвать прилагательные, которыми можно её охарактеризовать, и подумать, с какой интонацией мы будем читать её описание. Объяснение ключевых слов учителем.

Воспользуйтесь иллюстрацией.(слайд 9)

-Как относится к ней Крылов (с усмешкой) В каком темпе? (медленно, с расстановкой, нерасторопно)

(слайд 10)

---Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации. 3.Появление лисицы (слайд 11)

--Какие слова повторяются в этом отрывке? (сыр, Лисица) -Почему? (показать, как голодна Лиса)

-А зачем выделены глаголы «Остановил….видит…..пленил»?

-На этих словах мы будем повышать голос.(слайд 12)

- А как вы думаете, какие слова в этих трех строчках мы будем читать с интонацией тревоги? (на ту беду, близёхонько)-Как называет Крылов Лису? (плутовка) -То есть, какая Лиса? (хитрая) --Найдите и подчеркните слова, которыми Крылов показывает, что Лиса - плутовка. (на цыпочках подходит; вертит хвостом, глаз не сводит, говорит так сладко, чуть дыша) --------Какие слова подсказывают нам интонацию чтения? (говорит так сладко, чуть дыша)

- То есть читать, чуть задерживая дыхание, очень мягко, сладко.

---Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации

  1. Лесть Лисы

(слайд 13)

- Итак, в этом отрывке Лиса заговорила. ----------Какова цель Лисы? (заставить Ворону открыть рот)

- Найдите в этом отрывке самые важные предложения, которыми Лиса уговорила Ворону открыть рот.

-С какой интонацией мы будем произносить эти уговоры?(просить, уговаривать)

-Какими словами Лисица льстит Вороне?--Найдите и подчеркните.(слайд 14)

-Что общего между этими словами? То есть, как мы будем произносить эти строки? (ласково, с интонацией перечисления, обратить внимание на обилие восклицательных знаков)

- А какое слово окончательно убедило Ворону открыть рот? (царь - птица). Это слово мы должны особенно выделить.

---Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации


  1. Потеря сыра

(слайд 15)

-В какое состояние пришла Ворона после таких слов?(восторг), это нужно показать интонацией.

- Но сам автор восторгается Вороной? (нет, он над ней смеётся). -Найдите выражения, которые не соответствуют образу царь - птицы.-С какой интонацией нужно произнести эти предложения? (с усмешкой, грубо). А как стоит произнести последнюю строчку?

-Выберите один из предложенных вариантов и объясните. Можно предложить свой вариант.(слайд 16)

---Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации



Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над вопросами

Работают в группах














Тренинг для 1 группы - выразительное чтение отрывка














Тренинг для 2 группы - выразительное чтение отрывка










тренинг для 3 группы -выразительное чтение отрывка









тренинг для 4 группы -выразительное чтение отрывка








тренинг для 5 группы -выразительное чтение отрывка

20мин

Рефлексия деятельности

(итог урока)

личностные:

- оценивать результат учебной деятельности.

регулятивные:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.

-А теперь послушаем профессиональное чтение басни.

-Вам понравился урок? -Чему научил вас сегодняшний урок?

-В заключение сосчитайте свои солнышки.

Учащиеся делают выводы

4 мин

Домашнее задание

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные: саморегуляция.

Задание на выбор:

1.Сопоставить язык басен Сумарокова, Тредиаковского и Крылова.

2. Инсценируйте басню.

3. Выучить басню наизусть.


1 мин


Карточка-информатор

Ключевые слова

1) Лесть (льстец) - угодливое восхваление

2) Сколько раз твердили - постоянно повторяли

3) Гнусна - внушающая омерзение, вредна - опасна

4) Не впрок - не на пользу

5) Уголок - маленькое местечко


© 2010-2022