Урок Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, ращ-, -рос-( 5класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Правописание чередующихся гласных О-А в корнях - раст-, - ращ-, -рос-

Цели урока:

  • Образовательные:

    • углубить знания учащихся по теме «Чередующиеся гласные в корнях слов»

    • формировать теоретические знания по новой теме

  • Развивающие:

    • развивать навыки анализа, синтеза, сравнения

    • способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся

  • Воспитательные:

    • воспитывать стремление к индивидуальной самореализации

Оборудование урока:

  • Презентация

  • Дидактический материал

ХОД УРОКА

  1. Мотивационная часть

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Чередующиеся гласные в корнях слов». Мы с вами совершили много открытий, но нас ждет еще одно.
- Прочтите предложения шепотом, затем вслух читает один ученик.

Папирус - это болотное растение. Еще в древние времена оно росло в Египте по берегам Нила. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу.
Он может вырасти до 5 метров. Тогда проникнуть в его заросли невозможно: это плотная стена.
Корни папируса сплетаются. Группа растений отрывается от берегов и образует своеобразный островок, который медленно плывет по реке. Такие островки задерживают движение кораблей. СЛАЙД_ 1

- Является ли данная группа предложений текстом?
- Что означает знак вопроса перед текстом?
- Озаглавьте данный текст.
- Назовите опорные слова. СЛАЙД_ 2
- Перескажите текст, опираясь на ключевые слова.
- Посмотрите еще раз на текст. Что случилось с некоторыми словами? СЛАЙД_ 3

Папирус - это б…лотноер…стение. Еще в древние вр…мена оно росло в Египте по берегам Нила. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу.
Он может вырасти до 5 метров. Тогда проникнуть в его заросли невозможно: это плотная ст…на.
Корни папируса спл…таются. Группа р…стений отрывается от берегов и обр…зует своеобразный остр…вок, который медленно плывет по реке. Такие остр...вки задерживают дв…жение к…раблей.

- Чем отличаются друг от друга слова с пропущенными буквами?

ГРУППОВАЯ РАБОТА
- 1 группа выписывает слова с безударными гласными в корне слова, проверяемые ударением, а 2 группа- слова с безударными гласными в корне слова, не проверяемые ударением. Проверка СЛАЙД_ 4
- В какой столбик выписали слово растение? СЛАЙД_ 5
- У нас с вами возникла проблема - почему в слове растениепишется а?СЛАЙД_ 6

  1. Основная часть - открытие нового

ГРУППОВАЯ РАБОТА

- У вас на карточках слова: СЛАЙД_ 7

1 группа

Вырастают - выросло
Зарастет - подросли

Растет - проросли

2 группа

Возраст - заросли
Растешь - выросли

Разрастается - подросли

- Почему в словах 1 столбика пишется в корне гласная а, а в словах 2 столбика - о?
- Так какая же гласная пишется в корне слова растение?
- Как называются такие гласные?
- Как будет звучать тема урока? СЛАЙД_ 8
- Давайте попробуем сформулировать правило. Проверьте себя по учебнику.

- Для вашего удобства, ребята, предлагаю рифмованное правило:

О напишем в корне -рос-: вырос, перерос, подрос.

Но не путай никогда - в -раст- и - ращ- напишем А! СЛАЙД_ 9


Откройте грамматические тетради и запишите рифмованное правило, не забывайте производить графические обозначения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Вернемся к тексту. Выпишите слова на данное правило и объясните написание слов.РАБОТА В ТЕТРАДИ

3. Закрепление нового материала

- А теперь потренируемся в правописании корней -раст - ращ - рос.

Игра «Дерево, расти» СЛАЙД_ 10

Ребята беруткарточки со словами: вырастить, проросло, выращивать, заросли, растениевод, росток, возраст - объясняют правописание слов.Выходят к доске и прикрепляют слова с помощью магнитов по разные стороны доски.

- Возникла проблема: почему в слове росток пишется в корне буква о? Есть слова, которые не подчиняются этому правилу, такие слова называют исключениями: РОСТОК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ, ОТРАСЛЬ, РОСТОВЩИК. Я предлагаю вам рифмованное правило: СЛАЙД_ 11

Ростовщик в Ростове жил,
Ростиславом звали.
Он росток себе купил
Где-то на базаре.



Игра «Третий лишний» СЛАЙД_ 12

Р…стущий
Возр…ст
Р…столстеть

Далее проверка СЛАЙД_ 13

Тест СЛАЙД_ 14

1. В каком слове пишется чередующаяся гласная а?

1) р…стет
2) зар…сли
3) Р…стов

2. В какой строчке во всех словах пишется одна и та же буква?

1) р…сло, выр…щиваем, водор…сли
2) зар…стает, пор…сль, возр…ст
3) отр…сль, дикор…стущие р…стения

- Итак, ребята, совершили мы с вами открытие? СЛАЙД_ 15

Скоро мы услышим звонок,
Пора заканчивать урок.

4. Рефлексивная часть

Учащимся предлагается закончить фразы:

  • Сегодня на уроке я…

  • Я узнал, что…

  • Я не совсем понял…

  • Я постараюсь…

5. Домашнее задание: П. , упр. № , кроссворд

СЛАЙД_ 16



© 2010-2022