Урок-игра по Лексике в 5 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-игра по теме: «Лексика» в 5 «Б» классе

Цели:

  1. повторить основные лексические понятия;

  2. развивать умения давать лексическое толкование слову, подбирать синонимы, антонимы; развивать интерес к слову посредством игры, загадок

  3. формировать понятие о языке как развивающемся явлении, воспитывать

любовь к языку, развивать логическое мышление

Оборудование: выставка словарей, карточки, плакаты с высказываниями.

Высказывания: 1) « Ласковое слово что весенний день» ( Пословица)

2) « Слово - великое орудие жизни» ( В.Короленко)

3) « Человек не может быть один. Высшее счастье,

Радость человеческая -общение с другими людьми»

(В,Сухомлинский)

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение: - Что такое лексика?

- Как вы думаете, изменяется ли словарный запас, т. е. лексика, или

остается неизменным, постоянным?

Учитель: - Нам интересно и важно для каждого человека пополнять, обогащать свой

словарный запас, уметь открыть для себя слово, что оно означает.

А если нам неизвестно значение слова, то можно обратиться к словарю.

- Что значит слово « толковать»?


  1. Сообщение о Толковом словаре ( выступает ученик)

  2. Задания.

А) Определите слово по значению:

- передвигаться по воздуху ( полет, летать)

- имеющий цвет неба (голубой, синий)

- библейское название договора (завет)

- ключ к тайнописи (код)

- мастер кинотрюков (каскадер)

- денежное наказание (штраф)

- день и ночь (сутки)

- помещение в автобусе, самолете (салон)

- художник-конструктор (дизайнер)

-лыжная гонка со стрельбой (биатлон)

- богиня войны и победы в древнегреческой мифологии (Афина)

-знак, обозначающий число( цифра).

Б) «Какое слово спряталось» ( называется слово, нужно найти «спрятавшееся» в его составе другое слово.

Мрак- рак , столб - стол, зубр - зуб, полк- пол, удочка - дочка, уточка - точка.

В) Слова-перевертыши.( Ученики самостоятельно дома подбирают слова).

Например: казак ,поп, боб, потоп, топот, комок, доход, довод.

Учитель. - Слова обладают способностью иметь несколько значений, важно

Понимать значение слова и его правильного употребления .

Г) Выбери правильное слово:


  1. «бережный» или «бережливый» поступок

  2. «понятный» или «понятливый» ученик

  3. « песочная» или «песчаная» местность

  4. « землистый» или «земельный» участок

Д) Какие существительные, в зависимости от контекста, могут писаться и с

маленькой буквы, и с большой.

Например: Сережка-сережка, Орел - орел, Весы - весы,

Панама - панама, Десна - десна и другие слова.

Е) Загадки. ( Ученики готовят дома материал).

Учитель. - Как называется слово, которое имеет одно значение?

- Как называется слово, имеющее несколько значений?

Ученик читает стихотворение А.Барто «Разговор с дочкой»

« Мне не хватает теплоты»,-

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: « Мерзнешь ты и летние денёчки?»

« Ты не поймешь, ещё мала»,-

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: « Я поняла!»-

И тащит одеяло.

Учитель. - Почему дочка не поняла маму? ( слово «теплота» употребляется в

переносном значении).

Учитель. - Составьте словосочетания с данными словами, употребив их в

разных значениях.

Игла - игла сосны, швейная игла, игла ежа

Крыло - птицы, самолета, здания

Класс - школьный, дружный

Лисичка - зверек, гриб

Зеленый- - плод, зеленый юноша.

Ученики читают стихи о природе, где есть метафора.

Учитель. - Не следует путать многозначные слова с омонимами.

- Что такое омонимы?

- Приведите примеры ( лист дерева- лист бумаги, лук растение -

_оружие, свет мир - свет луны, топить печь - топить -погружаться в

воду).

Учитель.- Омонимы широко используются в художественных произведениях,

поэзии. Вот пример омонимии уз книги стихов Якова Козловского

« О словах разнообразных, одинаковых, но разных».

Читает Ученик.

Нес медведь, шагая к рынку,

На продажу меду крынку,.

Вдруг на мишку - вот напасть-

Осы вздумали напасть!

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной,

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезут в пасть?

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

Учитель. - Такие рифмы называются омонимичными.

- Вопросы - шутки.

1. Какую строчку не может прочесть ни один ученый?( шов на ткани)

2. Всякая ли точка считается знаком препинания?(точка -след от прикосновения)

3. Всякая ли нота предназначена для певцов и музыкантов?(нота -дипломатическое обращение прав-ва к другому)

4. У каких башмаков нет каблуков?(б.-приспособление на железной дороге для

торможения)

  1. Какой город летает? ( Орел)

  2. Какое крыло никогда не летает? ( Здания, автомобиля)

  3. Какое государство носят на голове? ( Панама)

Ученик выступает о словаре омонимов.

Учитель. - Чтобы определить название следующего термина, послушаем стих:

Простое слово промежуток

В театре несколько минут,

Пока начнется первый акт,

Мы назовем его антракт.

На время что-то прекратив,

Мы объявляем перерыв,

В борьбе, в труде устали слишком-

Дают уставшим передышку.

После урока непременно

Нужна ребятам перемена.

- Как назовем слова, имеющие схожее лексическое значение?(синонимы)

Задания.1) Подберите слово-синоним, какое чаще употребляется.

Почтальон - письмоносец

Пилот - летчик

Бегемот - гиппопотам

Градусник - термометр

Резинка - ластик.


2) Упражнение- соревнование. Кто больше подберет синонимов.

Вежливый - деликатный, учтивый, корректный, любезный, предупредительный;

Мороз - стужа, холод;

Счастье - благо, благополучие, блаженство;

Апатия - вялость, безразличие, равнодушие, инертность, невосприимчивость;

Удивительный - изумительный, необычный, поразительный, феноменальный.

Ученик читает сообщение о словаре синонимов.

Учитель.- Как мы называем слова с противоположным значением?(Антонимы)

- Укажите в предложениях антонимы. Выпишите их.

1. Делить веселье все готовы - никто не хочет грусть делить.

2. Я всю Россию из края в край прошагал.

3. Вы -свет, а я похож на тьму, вы веселы, а я печален.

- Сейчас прозвучат пословицы с антонимами.(Выступают дети)


Учитель.- Есть слова или сочетания слов, которые образуются путем

Перестановки букв, входящих в их состав. Это Анаграммы.

Шарф - фарш ,рубка - бурка, мышка - камыш, пион - пони,

Дома - мода, стоп - пост, сосна - насос. Капля - пакля, топор -

Отпор, роман - норма. Колос - сокол, Нина - Инна, волос - слово.

Итоги урока. - Что такое лексика?

- Омонимы?

-Синонимы?

- Антонимы?

- Для чего мы обращаемся к словарям?

Домашнее задание. Написать сочинение- рассуждение на тему: «Роль

синонимов в нашей речи».





© 2010-2022