Урок внеклассного чтения Человек славен добрыми делами

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Человек славен добрыми делами»

(Урок внеклассного чтения в 5 классе)

Цель урока:1). познакомить учащихся с болгарской сказкой «Непослушные дети», со стихотворением Федора Абрамова «Щенок», с отрывком произведения английского писателя Оскара Уайльда «Счастливый принц».

2) формировать стремление совершать добрые поступки, быть приятным в общении»

3) воспитывать добрые чувства к окружающим.

Оборудование:

  • Проектор;

  • Компьютер.

Раздаточный материал: распечатки произведений, чистые листы бумаги, листочки со смайликами, большое сердце, вырезанное из плотной бумаги.

Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя.

Добрый день, ребята!
- Добрый день, наши дорогие учителя и гости!
- Сегодня мы с вами поговорим об очень важном и вечном…
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Теплота и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта!

- Ребята, как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?

(Дети отвечают)

- Правильно, ребята. Этот урок мы посвятим добру, и такому прекрасному чувству русского народа, как доброта. Ведь именно те люди достойны похвалы, которые делают добрые дела. Поэтому тема нашего урока будет звучать так: «Человек славен добрыми делами».

Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями, которые, я думаю, многому вас научат.

Слово добро вы отлично знаете и сами сто раз произносили «добрый день», «доброе утро». Что же означает это слово? Чтобы помочь вам ответить, прочитаю вам одну историю, а может быть, сказку.

(Читаю отрывок из сказки английского писателя Оскара Уайльда «Счастливый принц» под музыку Бетховена «Лунная соната».)

На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого принца. Был он очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в тёплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

Неожиданно на неё упала капля, потом вторая, третья. Ласточка забеспокоилась и уже собралась улетать, когда поняла, что это слёзы принца.

-Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! - спросила она.

-Когда я был жив, - ответил Принц, - я не знал, что такое слёзы. Я жил во дворце, куда горю человеческому вход воспрещён. Вокруг дворца была возведена высокая стена, и я ни разу не догадался спросить, что происходит за нею. Я танцевал и развлекался с друзьями. «Счастливый Принц» - так величали меня приближённые. И действительно, я был счастлив, если только в наслаждении счастье. Так я жил, так и умер. И вот теперь, когда я уже неживой, меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце теперь у меня оловянное, я не могу сдержать слёз.

И вдруг попросил:

- Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребёнком.

-Мне надо скорее улетать, идёт зима, - ответила ласточка.

- Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.

Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребёнку. А когда возвратилась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно.

- Это потому, что ты сделала доброе дело, - объяснил Принц.

А что произошло дальше, вы можете узнать, прочитав сказку английского писателя Оскара Уайльда «Счастливый принц». В ней ещё много интересного.

А мы с вами поразмышляем и попробуем ответить на главный вопрос:

« Что такое Добро и кого называют Добрым?

- Когда мы говорим «добро», то имеем в виду всё хорошее, все полезное, всё, что помогает жить и защищает жизнь.

- Попробуйте ответить на вопрос: «Почему заплакал принц?»

(Дети отвечают)

- Очевидно, потому, что почувствовал угрызения совести.

- А почему он решил помогать людям?

(Дети отвечают)

- Возможно, потому, что у него появилось прекрасное чувство сострадания к судьбам несчастных жителей его города.

Это, наверное, самое главное. Конечно, важно проявить сочувствие, но ещё важнее сделать доброе дело, помочь, выручить, порой даже рискуя собой.

- А Ласточка рисковала своей жизнью, согласившись помочь людям?

(Дети отвечают)

-Да, она ведь могла замерзнуть, а доброе дело согрело её. Ребята, какие ещё добрые дела можно сделать?

(На доске большое доброе сердце, ребята по очереди подходят и приклеивают смайлик, на обратной стороне которого записывают доброе дело)

Урок внеклассного чтения Человек славен добрыми деламиУрок внеклассного чтения Человек славен добрыми делами

- Вот сколько добрых дел, оказывается можно сделать.

Вывод: Все ваши добрые дела, добрые поступки, которые вы, ребята, поместили на своих смайликах, это и есть ДОБРО.

- А сколько пословиц и поговорок создала русская мудрость о добре, и о таком нравственном качестве русского народа, как доброта. Сможете назвать, ребята, такие пословицы и поговорки?

(Ребята по очереди называют)

- Молодцы, ребята. Есть такая поговорка «Доброе слово и кошке приятно». Хотя мы часто эти слова применяем к людям, они также справедливы и в отношениях с животными. Давайте послушаем стихотворение Фёдора Абрамова «Щенок».

Брошенный, он шел туда, где люди.
И уселся возле гаража,
Мелкою прерывистою дрожью
На морозе утреннем дрожа.
Мокрый иней склеивал ресницы,
Взгляд с тоской участия просил,
Только каждый мимо проходящий
Часть надежд собачьих уносил.
Почему никто не замечает,
Что давно не ел он ничего?
И сейчас, за ломтик хлеба
Он отдал полжизни
Жизнь - за руку, давшую его!
Вдруг вскочил….
И счастьем и морозом
Задохнулся, взвихривая с ног
То ему, ему призывно кто - то свистнул
Незнакомый добрый человек!
Господина будущего чуя,
Пёс бежит по снегу прямиком
И … летит, отброшенный тяжёлым,
Кованным кирзовым сапогом.
Взвыл щенок от нестерпимой боли
(футболист, как видно, был мастак…)
Ты привыкни, маленький калека.
Первое знакомство с человеком
Часто совершается и так…
В разговоре этот самый парень
Как - то о знакомом он сказал:
«Разве человек он?
Пёс, собака! Я б его иначе не назвал…»

-Ребята, а как можно назвать поступок этого человека?

(ребята называют)

Нельзя причинять страдания ни одному живому существу. Бессердечные люди, которые издеваются над животными, которые выкидывают на улицу кошек и собак, обрекая их на холод и голод, достойны осуждения.

Ну, а сейчас, ребята, немного отдохнём. Встали, подтянулись, взяли чистые листы бумаги (они у вас у всех есть на столе). Притопывая на месте, делаем из этого куска бумаги комочек. Мнём, мнём, пальцы рук разминаем, при этом топаем, топаем. А теперь сели на свои места и попробуйте эти комочки бумаг привести в первоначальный вид. (Дети разглаживают бумагу на столе).

- Получилось?

- Нет, не получается. Так вот и душа человека подобно этому листу. Если вы однажды раните её, она уже не будет такой, как прежде. В этом мы убедимся, прочитав болгарскую сказку «КУКУШКИНЫ СЛЕЗЫ»
Пришла мать с колодца с большими ведрами на коромысле. Она насквозь промокла, и с ее одежды стекала вода. Поставив ведра на лавку, простуженная женщина подошла к очагу, в котором горел яркий огонь, и сказала:
- Дети, подвиньтесь немножко, чтобы и я согрелась. Я еле держусь на ногах от усталости и холода. На улице хлещет страшный дождь. Река прибывает, опять смоет мост. Подвиньтесь немножечко!
Четверо детей, устроившись у очага, грели босые ноги и протянутые вперед покрасневшие руки.
Первый сын обернулся и сказал:
- Мама, я не могу уступить тебе место. У меня дырявый ботинок, и я промочил ноги, когда возвращался из школы, мне надо согреться.
Второй сказал:
- А у меня шапка дырявая. Сегодня в классе, когда мы бросались шапками, моя порвалась. Пока я возвращался домой, я намочил голову. Потрогай, если не веришь!
- Я, мамочка, так удобно пристроилась рядом с братцем, что мне и вставать не хочется, - лениво добавила девочка. А четвертый, самый маленький, громко крикнул:
- Кто ходит под дождем, пускай мерзнет, как мокрая курица!
Согревшиеся дети засмеялись звонко и весело, а простуженная мать грустно покачала головой. Не говоря ни слова, она пошла в кухню месить хлеб детям. Пока она месила, ее мокрая рубашка прилипла к спине, и зубы начали стучать от холода. Поздно ночью мать растопила печь, посадила в нее караваи, подождала, пока они испекутся, положила на полку и сверху накрыла своим тулупом. Потом легла под одеяло, задула лампу. Ее дети сладко спали, устроившись рядышком, а мать не могла сомкнуть глаз, потому что у нее болела голова, и ее сильно знобило.
Утром дети, умываясь, вылили всю воду. Потом отломили по куску мягкого хлеба, сунули в мешочки и пошли в школу. С больной матерью остался младший сын.
Медленно тянулся день. Мать не смогла подняться с кровати. Ее губы потрескались от жара. После полудня трое детей вернулись из школы, хлопнули дверью.
- Ах, мама, ты все еще лежишь и ничего нам не сварила! - укорила ее девочка.
- Милые дети, - отвечала мать слабым голосом, - я очень больна. Мои губы потрескались от жажды. Утром вы вылили из ведер всю воду до последней капли. Скорее возьмите кувшин и бегите к колодцу!
Тогда отозвался первый сын:
- Ведь я тебе сказал, что у меня ботинки промокают.
- Ты забыла, что у меня шапка дырявая, - добавил второй.
- Какая ты смешная, мама! - сказала девочка. - Разве я могу бежать за водой, когда мне надо делать домашнее задание?
Глаза матери наполнились слезами. Младший сын, увидев, что мать заплакала, схватил кувшин и бросился на улицу, но споткнулся на пороге, и кувшин разбился.
Все дети ахнули, потом пошарили по полкам, отрезали себе по ломтю хлеба и незаметно ускользнули на улицу играть. Остался только младший сын, потому что ему нечего было обуть. Он начал рисовать пальцем человечков на запотелом окне.
Больная мать приподнялась, посмотрела на улицу в распахнутую дверь и сказала:
- Хоть бы мне превратиться в какую-нибудь птицу! Хоть бы у меня выросли крылья! Улетела бы я от таких плохих детей!
И мигом совершилось чудо: больная женщина превратилась в кукушку. Младший сын, увидев, что мать его стала птицей и машет крыльями, выбежал на улицу в одних чулках и закричал:
- Братишки, сестрица, идите скорей! Наша мама стала птичкой и хочет улететь от нас!
Дети бросились бежать, но когда они приблизились к дому, их мать уже вылетела в открытую дверь.
- Куда ты, мама? - спросили дети в один голос.
- Улетаю я от вас, не хочу жить с вами! Вы плохие дети…
- Мамочка,- запищали все четверо, - вернись домой, мы сразу принесем тебе воды.
- Поздно, детки. Я уже не человек - вы же видите, я птица. Не могу я вернуться. Я буду пить воду из прозрачных ручьев и горных озер.

И она полетела над землей.

С плачем бросились дети за ней. Девять дней они бежали следом за кукушкой по нивам, оврагам и колючим кустам, падая, охрипнув от крика. Ночью кукушка устало куковала на каком-нибудь дереве, а дети ютились у его ствола. На десятый день птица взмахнула крыльями над густым лесом и пропала.

Вернулись дети в свое родное село, но дом показался им совсем пустым, потому что не было в нем их матери.

А кукушка больше не вьет гнезд и не высиживает птенцов. По сей день она скитается по свету, одиноко кукует и несет яйца в чужие гнезда.

Вопросы детям:

-Почему мама улетела от своих детей?

- Чем дети обидели свою маму?

-Какие слова должны были сказать дети своей маме?

(Дети отвечают)

Если бы дети вовремя сказали ей добрые слова, то она не улетела бы от них. Ведь, правда , ребята?

Следовательно, мы все должны знать эти слова, как можно чаще использовать их в своей речи.

Один из учащихся рассказывает стихотворение «Ах, как нам добрые слова нужны…»

Ах, как нам добрые слова нужны.

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час

Когда они другим необходимы.

Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим. Не только лекарства помогают человеку выздороветь, но и слова. Не зря говорят: «Доброе слово, что ясный день». Когда мы произносим их окружающим нас людям, то невольно тоже совершаем доброе дело.

Добрые слова называют ещё волшебными словами. Какие волшебные слова вы знаете? (дети называют по очереди: добрый день, здравствуйте, спокойной ночи, спасибо, пожалуйста, как я рад вас видеть, будьте добры, счастливого дня и др.)

Молодцы, Ребята.

Теперь вернёмся к нашему главному вопросу: «Что такое добро и кого называют добрым». На первую часть этого вопроса мы ответили, сказав, что добром являются добрые дела, поступки, добрые слова, а кого же называют добрым?

(Дети отвечают)

Добрый человек - это тот, кто делает добро всем окружающим.

Я надеюсь, что вы в своей жизни будете совершать только добрые поступки, а в своей речи постоянно будете использовать волшебные слова.

А теперь, ребята, попробуйте оценить урок и оценить свою работу на уроке, нарисовав в своей тетради 2 смайликов. Если оцениваете урок на отлично и свою работу, то рисуете улыбающегося смайлика, если на четыре - подмигивающего, на три - с открытым ртом, на два - грустного смайлика.

Урок внеклассного чтения Человек славен добрыми деламиУрок внеклассного чтения Человек славен добрыми деламиУрок внеклассного чтения Человек славен добрыми деламиУрок внеклассного чтения Человек славен добрыми деламиУрок внеклассного чтения Человек славен добрыми делами

Домашнее Задание: составить синквейн со словом добро.

© 2010-2022