Урок по литературе для 6 класса «Друзья моей души. .. »

"Описание материала: "Конспект урока по литературе по творчеству А.С. Пушкина. "Данный урок затрагивает не только вопросы теоретического характера (о юношестве поэта, различных жанрах лирики, выразительное чтение и анализ стихов, повтор художественных средств языка), но и носит воспитательный характер, так как в нем рассматривается тема дружбы, которая актуальна для ребят в подростковом возрасте. "К конспекту урока даются пояснения для создания презентации. По своему желанию учитель может создат...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературе для 6 класса

Тема урока: «Друзья моей души…»





Составила: Байрамова Ольга Михайловна

Должность: учитель русского языка и

литературы

Учреждение: Муниципальное бюджетное

общеобразовательное

учреждение «Средняя

общеобразовательная

школа №19»

Населенный пункт: город Владимир

Предмет: литература

Класс: 6

УМК: Курдюмова Т.Ф.

Литература. 6 класс. В 2 ч. : учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова - М.: Дрофа, 2012 г.

















Тема: «Друзья моей души…»

( Лицейская дружба в творчестве А.С.Пушкина)

Пояснительная записка:

Курс в 6 классе предполагает продолжение работы по формированию умения осознанного чтения произведений разных жанров у учащихся, умения выявлять авторскую оценку и выражение собственного отношения к изображаемому в произведении, уметь доказывать свою точку зрения.

В курсе литературы 6 класса представлены все три рода: эпический, лирический и частично драматический, это значит, что ученики в 6 классе знакомятся с особенностями всех трех родов литературы.

Так в курсе эпические произведения - это небольшие по объёму рассказы и повести классиков русской и зарубежной литературы XIX и XX вв. Большинство из них - произведения о сверстниках, их духовной жизни, об их взаимоотношении с окружающими, о нравственном выборе в непростой жизненной ситуации. Лирика представлена стихотворениями поэтов - классиков ( А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов)

Урок литературы «Друзья моей души…» определяется темой: «Лицейская дружба А.С.Пушкина», которая входит в раздел «Незабываемый мир детства и отрочества».

Данный урок представляет собой один из этапов изучения курса литературы ( по учебнику под редакцией Т.Ф.Курдюмовой) по проблеме: «Герой-подросток в мире художественного слова». Таким образом, одной из целей данного урока будет изучение лирики поэта, связанной с лицейской дружбой. А главной задачей для учащихся будет увидеть героя-подростка в ней.

Развитие этого урока предполагает в дальнейшем подготовку учащихся к изучению в старших классах лирики А.С.Пушкина. Перед учащимися предстает этап становления Пушкина как поэта. Использование интерактивных форм в преподавании литературы способствует повышению интереса учащихся к уроку и изучаемой теме. Урок является примером использования информационных технологий как одного из приемов работы на уроках литературы в 6 классе ( примечание: презентацию учитель составляет сам, опираясь на пояснения, данные в конспекте урока, а также учитывая готовность к уроку класса и уровень обученности учеников; учитель может воспользоваться для составления презентации материалами с сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).

Цели:

  1. Умение размышлять над актуальностью рассматриваемой темы;

  2. Развивать навыки выразительного чтения;

  3. Углубить знания учащихся о лицейском периоде в жизни и творчестве А.С.Пушкина;

  4. Воспитание ценностного отношения к дружбе и друзьям как единому целому.

Задачи:

  1. Передать своеобразие внутреннего мира поэта в его творчестве;

  2. Сформировать художественно- эстетическое отношение к поэтическому тексту;

  3. Развивать навыки анализа поэтического произведения;

  4. Формирование эстетического вкуса.







Ход урока:

  1. Слово учителя: «Друзья счастливой юности моей…»- так называл Пушкин своих товарищей. Самыми близкими ему людьми были всегда друзья-лицеисты, те, с кем он учился шесть лет (1811-1817гг), те, с кем он провел свои учебные годы, с кем потом будет общаться всю свою оставшуюся жизнь».

Примечание: на экран может быть выведена галерея портретов лицейских друзей Пушкина. В это время объявляется тема урока и учащимся предлагается определить цели урока. Записывается тема урока в тетрадь.



  1. Слово учителя: « Лицей был расположен в одном из красивейших пригородов Петербурга - Царском Селе. Отрочество и юность Пушкина, пробуждение его гения неразрывно связаны с этим поэтическим зеленым городком. Четырехэтажное здание Лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом. В Лицее Александр Сергеевич впервые начал серьезно сочинять стихотворения.

Примечание: при словах учителя на экране появляются изображения с видом Лицея и парка в различных ракурсах. Ученикам предлагается описать здание и парк, которые они видят на экране.



  1. А что является Лицеем? Попробуйте дать определение.

Примечание: далее этап словарной работы - на экране дается определение слова «Лицей» - учебное заведение для подготовки дворянских детей к государственной службе. В Лицее процветал культ дружбы.

После прочтения определение записывается в тетради.



  1. Слово учителя: «Вы, конечно, все дружите между собой. И у А.С. Пушкина были лицейские друзья. Ближайшие его друзья: Иван Пущин - справедливый и веселый юноша, Вильгельм Кюхельбекер - восторженный, одержимый стихами, нелепый и трогательный «Кюхля», Антон Дельвиг - добродушный, медлительный, фантазер и тоже поэт».

Примечание: при этих словах на экране появляются портреты друзей, а под портретами дается краткая информация о каждом из них.

Слово учителя: «Как вы думаете, насколько дружны были лицеисты? Какими чертами характера они обладали, по вашему мнению?»



  1. Слово учителя: «Пушкин не мог забыть и никогда не забывал годы своей учебы. В 1825 году он написал гимн, посвященный Лицею и лицейским друзьям.

Вспомните, что называется гимном?

Примечание: на экране появляется определение слова «гимн». Дается пояснение учителя, определение записывается в тетради.

Далее учитель читает само стихотворение.



  1. Беседа по тексту:

  • О каких чувствах говорит поэт?

  • Как воспринимает свою юность?

  • Чем дороги отношения с товарищами для Пушкина?

  • Почему поэт в одиночестве вспоминает дату окончания Лицея?

  • Кого из лицейских товарищей вспоминает поэт?

  • Друзей Пушкина объединяет не только дружество, но и любовь к искусству. Кого среди них поэт считает образцом?

Далее учащимся предлагается работа в группах: опираясь на текст стихотворения, попробовать составить характеристику (краткую) каждому из лицейских друзей. Через 4-6 минут это задание проверяется (один представитель группы озвучивает результат групповой работы)



  1. Слово учителя: «Пушкин и его друзья сумели остаться верными «святому братству» на всю жизнь: и в минуты радости, и в годины испытаний. А когда они учились, большую часть времени проводили вместе. Под влиянием чувств и эмоций, которые охватывали Пушкина, поэт сочинял стихи, посвященные своим друзьям, обращенные к каждому из них. Такие стихи называются посланием Примечание: на экран выводится определение слова «послание», затем оно записывается в тетрадь.



  1. Знакомство со стихами: «К Пущину», «К Дельвигу», «Князю А.М.Горчакову» (тексты стихотворений выводятся на экран, читают стихи учащиеся)

Беседа с учащимися по вопросам:

  • Можно ли сказать, как поэт относится к каждому из друзей? Каково отношение поэта?

  • Кого из друзей поэт ценит больше? Почему?

  • Какое из прочитанных стихотворений произвело на вас большее впечатление? Почему?

  1. Слово учителя: «Ближе к завершению учебы в Лицее Пушкин написал стихотворение «Товарищам» (текст на экране, чтение стихотворения) .

Далее учащиеся отвечают на вопросы:

  • Как вы думаете, о чем размышляет поэт?

  • Как определяет свою судьбу?



  1. Вывод: Какую же роль играли друзья в жизни Пушкина?

В последние часы жизни умирающий поэт ощутил необходимость присутствия двух друзей лицейских лет, тех, чьей вечной дружбе он верил всю жизнь: «Как жаль, что нет здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать…»



  • А какую роль играют друзья в вашей жизни?

  • Можете ли вы похвастаться такой же крепкой дружбой?

  • Есть ли у вас друг, который ближе всех остальных?

  • Цените ли вы дружбу?

  • А что, по вашему мнению, люди называют дружбой?

  • Кто такой ДРУГ?



  1. Домашнее задание: выучить наизусть любое из прочитанных нами стихотворений или написать послание своему другу.

Список использованной литературы:

1. Литература. 6 класс. В 2 ч. : учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова - М.: Дрофа, 2012 г.

2. Пророк: [стихотворения] / Александр Пушкин. - Спб.: Амфора. ТИД Амфора; М. : ИД Комсомольская правда, 2012.

3. school-collection.edu.ru/

© 2010-2022