Урок на тему Имя существительное в 5 классе

 Урок русского языка на тему "Имя существительное" может быть проведён как в 5 классе при обобщении изученного об этой части речи, так и в 6 классе в начале изучения соответствующей части речи для активизации знаний учащихся по данной теме.  Урок проводится в игровой форме как урок-путешествие в город Существительных. Это способствует повышению интереса у учащихся к изучению данной части в речи (в 6 классе) или помогает лучше вспомнить весь изученный материал (в 5 классе).  Для наглядности на ур...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей»











Урок на тему Имя существительное в 5 классе



Урок на тему Имя существительное в 5 классе

Урок на тему Имя существительное в 5 классе












Подготовила и провела учитель Черемисова И. А.









Краснослободск

2014



Урок на тему Имя существительное в 5 классе


дать представление учащимся о части речи имени существительном в целом


Урок на тему Имя существительное в 5 классе


  • обучающая - обучить учащихся определению всех категорий имени существительного;

  • развивающая - развитие интереса к предмету;

  • воспитывающая - воспитание культуры речи.




Урок на тему Имя существительное в 5 классе



Урок - путешествие в Город Существительных







Урок на тему Имя существительное в 5 классе



карта - схема Города Существительных







I.Оргмомент.

Слово учителя:

Сегодня у нас с вами не просто урок, а урок - путешествие. Я приглашаю вас на экскурсию в страну Грамматику, в область Морфологию, в Город Существительных.

Я буду экскурсоводом по этому городу, а вы любознательными туристами. Но поскольку вы уже много знаете об этом городе, вам предстоит не только задавать свои вопросы, но и отвечать на некоторые мои. Впутешествии нам поможет путеводитель - наш учебник. И, как всякие любознательные туристы, кое-какие впечатления от нашего путешествия мы будем записывать.

Откроем тетрадь, запишем число - дату нашего путешествия, название экскурсии - тему урока, и в путь!


  1. Объяснение нового материала (проводится поэтапно, с закреплением каждого этапа и тренингом по каждому пункту разобранного материала)

а) Значение имён существительных.


  1. Наше путешествие мы начинаем с центра города. В центре обычно располагается самое важное, значительное, вот с этого-то мы и начнём - со значения. Итак, что же обозначает имя существительное?

/Предмет/


  1. Что мы имеем в виду, когда говорим, что имя существительное обозначает предмет? Посмотрим в учебнике - нашем путеводителе - выделенные слова в упражнении 449 и ответим на этот вопрос.

/Имя существительное обозначает предметы окружающего мира, явления природы, события, людей, животных/

Далее упражнении выполняется по заданию.


  1. Есть такие существительные, которые помимо основного значения - предмет - могут обозначать ещё и признак. Эти существительные образованы от прилагательных. Например: зелёный - зелень. Как же отличить существительные от прилагательных, если и то, и другое слово обозначает признак предмета?

/По вопросам: существительное отвечает на вопросы кто? что? Прилагательные - какой? чей?/

Выполняется упражнение 454 (выписываем только существительные)


  1. Существительные очень выразительны и часто используются в поэтической речи, ведь в них совмещены предмет и признак этого предмета. Послушайте стихотворение Н. Браун «В моей России» и выберите такие существительные.

А у меня в моей России

Сплошной весенний ледоход.

А у меня в моей России

Цветы не меркнут круглый год.

В моей России столько сини -

И неба синь, и синь озёр,

И синь - рассвет в моей России,

И синь - туман, и синь - простор.

В моей России столько шири -

И ширь лесов, и ширь степей,

И ширь души, как ширь Сибири,

Её не выпить, как не пей!


  1. Некоторые существительные обозначают действие, потому что образованы от глаголов. Например: отъезжать - отъезд. Как их отличить друг от друга?

/По вопросу/

Выполняем упражнение 455 (выписываем только имена существительные)

Вывод: итак, имена существительные обозначают предмет, но это такая многогранная часть речи, что, кроме предмета, может иметь ещё и дополнительные значения (признака, действия).

б) Категория одушевлённости и неодушевлённости


  1. Чтобы отличить имена существительные от других частей речи, мы с вами задавали к ним вопросы кто? что? Почему же у имён существительных два вопроса?

/Потому что бывают существительные одушевлённые (кто?) и неодушевлённые (что?)/

2) Теперь от центра города мы с вами отправимся по улицам Одушевлённой и Неодушевлённой.

А) Расселите новосёлов по этим улицам (упражнение 44 - р.т.)

Б) Упражнение 466.

IV. Собственные и нарицательные существительные.


  1. Существует много разных городов, и если мы хотим выделить какой-то один, то мы называем его, например: Краснослободск. Если мы хотим выделить из всех какого-то мальчика, мы назовём его по имени, например: Антон. То есть, когда мы выделяем один предмет из массы однородных предметов, мы называем его собственным именем или названием. А когда мы говорим о предмете вообще, когда называем однородные предметы, то мы употребляем нарицательные существительные.


  1. Прочитайте материал & 79 (про себя).


  1. Ребята, а вы обратили внимание на то, чем отличаются собственные существительные от нарицательных на письме?

/Собственные в отличие от нарицательных пишутся с заглавной буквы, а названия книг, газет, журналов и так далее ещё и берутся в кавычки./

А) Расселите и этих жителей по улицам Собственной и Нарицательной (упражнение 43 - р. т.)

Б) Творческий диктант (я называю нарицательные существительные - учащиеся пишут собственные, затем - наоборот)

/Город - Саранск, мальчик - Вася, газета - «Красная Слобода», собака - Жучка;

Некрасов - писатель, Мокша - река, Лиля - подруга, «Кавказский пленник» - книга/

В) Чтение (про себя) орф.16 и выполнение упражнения 477.

V. Род имён существительных.


  1. Мы переходим в следующую часть города, и перед нами лежат три улицы: Мужского, Женского и Среднего рода.

Вспомним, как определяется род имён существительных.

/С помощью местоимений он, она, оно/

А зачем нам знать род имён существительных?

/Чтобы правильно употреблять их в речи, которая должна быть грамотной и культурной/

Выполняем упражнение 484 (с комментарием)


  1. Но есть существительные, род которых определить затруднительно, чаще всего это существительные иноязычного происхождения. Например: вермишель, пельмень.

А) Запишем в словарик:

Вермишель вернис (лат.) - червяк

Пельмень пель (фин.) - ухо

нянь (фин.) - хлеб

Б) Попробуем определить род некоторых имён существительных, добавляя к ним прилагательные (существительные записываются в столбик, затем учитель читает прилагательные вразноброс, а учащиеся подбирают и записывают их к подходящим существительным)

/Вермишель - вкусная, пельмень - варёный, кофе - чёрный, какао - сладкое, тюль - белый, туфля - красная, прорубь - небольшая, крыльцо - новое, шампунь - осветляющий/

В) Словарный диктант.

Задание: к доске выходят три ученика, один пишет слова только мужского рода, второй - женского, третий - среднего. Класс пишет все слова в три столбика.

М. р.

Тюль

Шампунь

Картофель

Рояль

Рельс

Кофе

Ж.р.

Мышь

Туфля

Простыня

Вермишель

Картошка

Молодёжь

С.р.

Пианино

Повидло

Полотенце

Яблоко

Какао

Крыльцо

VI. Склонение существительных.

Наверное, вы обратили внимание, что на карте нашего города улицы Мужского, Женского и Среднего рода пересекаются с улицами Трёх Склонений. Как же существительные распределяются по склонениям?

/По окончанию в именительном падеже единственного числа/

Задание: я диктую существительные, которые вы «расселяете» по «улицам» в соответствии с их склонением, но помните, что прежде вы должны поставить существительное в начальную форму, т. е. в именительный падеж единственного числа.

/Дорожкой (1), письмом (2), о хлебе (2), по лестнице (1), на стуле (2), в метели (3), вьюгой (1), о солнышке (2), по дождю (2), с молодёжью (3), под печью (3), на руке (1), с ленью (3), в книге (1)./

VII. Падеж имён существительных.


  1. Теперь, когда жители на улицах Трёх Склонений благополучно заняли свои квартиры, мы пойдём дальше.

Мы употребляем такой термин: «просклонять имя существительное», а что он значит?

/Просклонять - значит, изменить слово по падежам/

2) А сколько существует падежей? /6/

Вы видите на карте города Существительных очень важный район: Падежный проспект, который пересекают 6 улиц: улицы Именительного, Родительного, Дательного, Винительного, Творительного и Предложного падежей.

Сейчас вам предстоит узнать жильцов этих улиц, правильно определив падеж имён существительных. Кстати, как мы это делаем?

/По падежным вопросам/


  1. Учащиеся выполняют упражнение 510.

VIII. Число имён существительных.


  1. На карте нашего необычного города вы видите, что Падежные улицы своими противоположными концами упираются в два парка - Множественного и Единственного Числа. Жители этих улиц могут свободно гулять и в том, и в другом направлении, но каждый раз, пересекая Падежный проспект, они меняются.

Давайте пронаблюдаем за изменениями, которые происходят с одним из жителей этой местности, когда он гуляет от парка к парку по всем улицам (склоняем имя существительное).

Единственное число

Им. п. дорога

Р. п. дороги

Д. п. дороге

В. п. дорогу

Т. п. дорогой

П.п. о дороге

Множественное число

Им. п. дороги

Р. п. дорог

Д. п. дорогам

В. п. дороги

Т. п. дорогами

П. п. о дорогах


  1. Правда, должна вам сказать, что есть слова, которые постоянно «живут» около своих парков и никогда не «переходят» к противоположному парку. Это слова, которые имеют форму только единственного числа, например: молоко, молодёжь; или слова, которые имеют форму только множественного числа, например: ножницы, грабли, ворота. Но об этих словах мы поговорим с вами отдельно, на специальном уроке.

IX. Синтаксическая роль имён существительных.

1) Наше путешествие приближается к концу, и мы выезжаем на окружное шоссе. Но обратите внимание, какая странная дорога: она обозначена четырьмя разными линиями - простой, двойной, пунктиром и штрихпунктиром. Как вы думаете, почему?

/Потому что существительные бывают разными членами предложения, которые подчёркиваются именно так: подлежащее - одной чертой, сказуемое - двумя чертами, дополнение - пунктиром, а обстоятельство - штрихпунктиром/


  1. Посмотрим, как всё это выглядит в предложении.

Выполняем упражнение 49 (р. т.)

X. Морфологический разбор имени существительного.


  1. Что ж, вот и подошло к концу наше путешествие. Но, как настоящие путешественники, теперь вы должны дать отчёт о том, что узнали во время этой продолжительной экскурсии. А как компактно и точно рассказать всё о части речи?

Очень просто: нужно произвести её морфологический разбор. Этим вы займётесь дома, т. е. это будет ваше домашнее задание.


  1. Учащиеся делают морфологический разбор имён существительных, выполняя упражнение 482.

/ I. На стороне - сущ. (что?)

II. Н. ф. - стороне; нариц., неодуш., ж. р., I скл., в пр. пад., ед. ч.

III. Не красна (где?) на стороне (обстоятельство).

I. Весна - сущ. (что?)

II. Н. ф. - весн;, нариц., неодуш., ж. р., I скл., в им. пад., ед.ч.

III. Не красна (что?) весна.

I. Платье - сущ. (что?)

II. Н. ф. - платье; нариц., неодуш., ср. р., II скл., в вин. пад., ед. ч.

III. Береги (что?) платье (дополнение).

I. Честь - сущ. (что?)

II. Н. ф. - честь; нариц., неодуш., ж. р., III скл., в вин. пад., ед. ч.

III. Береги (что?) честь (дополнение)./






© 2010-2022