Бинарный урок по литературе и истории по теме Дон Кихот - мудрец или безумец?

Тема урока: «Дон Кихот - мудрец или безумец?» Цельурока:  — ознакомить учащихся с историей создания романа и его художественными особенностями; — учить логично формулировать собственные мысли о про­читанном, делать самостоятельно выводы; — воспитывать чувства гуманизма и справедливости, фор­мировать активную жизненную позицию и осознанное отношение к жизни как акту сотворения добра. Предварительная работа: ·        Самостоятельное прочтение романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигел...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Дон Кихот - мудрец или безумец?»

Цель урока: - ознакомить учащихся с историей создания романа и его художественными особенностями;

- учить логично формулировать собственные мысли о прочитанном, делать самостоятельно выводы;

- воспитывать чувства гуманизма и справедливости, формировать активную жизненную позицию и осознанное отношение к жизни как акту сотворения добра.

Предварительная работа:

  • Самостоятельное прочтение романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигеля де Сервантеса.

  • Сделать систему закладок и тематических выписок.

Оборудование:

  1. Музыкальные записи (партия Федора Шаляпина в экранизации оперы Жюля Массне).

  2. Иллюстрации с картины Г. Дорэ.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы обратимся к творчеству испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведра, к его удивительному произведению о Дон Кихоте Ламанчском.

Уже несколько столетий не утихают споры о том, кем же был рыцарь Печального Образа. Сегодня пришло время и вам принять участия в них.

Тема нашего урока звучит так: «Дон Кихот - мудрец или безумец?» Это значит, что сегодня на уроке мы будем говорить о нашем восприятии мира. Благодаря бинарному уроку зарубежной литературы и истории вы познакомитесь не только с художественным своеобразием романа, но и с тем временем, когда стало возможным появление на дорогах Испании странствующего рыцаря.

  1. Учитель истории делает экскурс в историю средневековья, проводя параллель между эпохой XVI века - страшного времени Ивана Грозного, закончившегося Смутным временем в России и XVI-XVII веком в Испании. О причинах обнищания некогда могучей державы и о появлении идальго.

  2. Учитель литературы.

Какие человеческие достоинства сделали Сервантеса известным человеком в стране ещё до появления его знаменитого романа о Дон Кихоте?

Чем необычно начало литературной деятельности Сервантеса? Что свойственно рыцарскому роману? Можно ли назвать изучаемое произведение пародией на рыцарский роман? Аргументируйте свой ответ.

  1. Учитель литературы о образе главного героя.

Роман наполнен комическими и близкими к сказке приключениями, а главный герой взыскует истины в свете высших идеалов добра и справедливости, но грубая жизнь постоянно «провоцирует» его, так что он оказывается в ситуациях скандальных, комичных или драматических.

Но... давайте поразмышляем о том, почему образ Дон Кихота - один из величайших образов мирового искусства, какая глубочайшая идея заложена в поступках и мыслях Дон Кихота? Это образ человека, живущего не столько в действительности, сколько в мире созданных им самим мире фантазий.

А ведь образное мышление один из важнейших компонентов нашего внутреннего мира. И в этом широком смысле все мы - в той или иной мере - донкихоты. Сервантесовский герой, конечно, смешон, потому что его фантазии разрослись до крайности, до маниакальной страсти. Но ведь и сотни миллионов людей во все времена человеческой истории неожиданно для самих себя устремлялись на край света, бросались в войны, крестовые походы, воздвигали или разоряли города, воодушевляемые такими идеалами, которые другим людям кажутся нелепыми, сумбурными, вздорными измышлениями.

  1. Учитель истории.

Наука утверждает, что гениальность не даётся даром, требуя перенапряжения всех душевных и умственных сил человека, ведёт к стрессам, сдвигам в психике. Приведите известные вам из истории примеры (Гераклит, Диоген, Навуходоносор, Ришелье, Тургенев, Ницше, Аркадий Гайдар, Достоевский и др.)

  1. Учитель литературы.

  • Каким предстаёт Дон Кихот во время своих подвигов?

    • Чем он смешон, а чем привлекателен?

    • Всегда ли он у вас вызывает симпатию? Почему? Аргументируйте свой ответ.

    • С сочувствием или осуждением к поступкам Дон Кихота относятся окружающие люди?

Используя систему закладок, ответьте, о каких жгучих вопросах того времени ведут непрекращающийся диалог Дон Кихот и Санчо Пансо? (Анализируя среди прочих эпизод с ветряными мельницами, обратить внимание учащихся на возникновение выражения «драться с ветряными мельницами» и его смысл. А также учитель истории акцентирует внимание на то, что мельница - «чудо техники» в Средневековье, и так ли безумны яростные нападки Дон Кихота на созданное по его мнению, с попущения дьявола? Ведь любой шаг в техническом развитии человечества сопровождался издержками. Выступая против техники, герой, сам того не зная, словно заглядывает в наш век, когда вредные последствия технического прогресса тысячекратно возросли).

  1. Определите для себя на чью сторону вы бы встали: обывателей или сторонников необходимости странствующих рыцарей донкихотов. В классе определяется и третья группа учащихся, которые как судьи присяжных, определяют своё мнение в конце диспута.

  2. Учителя русской литературы и истории, не вмешиваясь, направляют течение диспута с помощью вопросов абстрагированного, философского значения.

Почему даже те, кто признаёт Дон Кихота безумным, не могут не

уважать его?

Почему возвышенным, витиеватым речам своего героя автор противопоставляет обыденные простые слова?

Что вы понимаете под донкихотством?

Что вы думаете о методах и формах борьбы за справедливость главного героя?

Нужна ли такая борьба и такая справедливость (вспомним случай с защитой Дон Кихотом пастушка)? Насколько это актуально сегодня?

Какое значение в романе имеет образ оруженосца Санчо Пансо? (Приведите из мировой литературы примеры подобных парных образов)

Как изменяется под влиянием Дон Кихота Санчо Пансо? Объясните, как вы понимаете, причину этого изменения.

Почему роман завершается смертью Дон Кихота?

Как вы понимаете последние слова Дон Кихота перед смертью: «...я уже не Дон Кихот, я снова Алонсо добрый, как меня некогда называли».

  1. Чтение стихотворения С. Маршака «Дон Кихот». Согласны ли вы со словами автора:

Последний рыцарь, тощий, длинноногий,

В наш первый путь ведёт нас за собой...

Как вы понимаете значение этих строк?

  1. Подведение итогов.

К чему склоняется мнение «суда присяжных» о Дон Кихоте?

Аргументируйте свою точку зрения.

Итог подводит учитель литературы.

Дон Кихот - безумец, гордец, авантюрист, искатель приключений, консерватор, идеалист, мечтатель, но он же и мудрец, гуманист, борец за свободу и счастье людей. И он же, добавим, великий чудак, который, сохраняя серьёзность, совершает поступки нелепые, смешные, забавные. Смеяться над Дон Кихотом можно, но это будет не глупое глумление над «дурачком», а смех одновременно и весёлый, и печальный.

Итог подводит учитель истории.

«Когда переведутся такие люди, пускай закроется навсегда книга истории. В ней нечего будет читать!»

(И.С. Тургенев)

Домашнее задание, написать мини-сочинение по теме сегодняшнего урока.

© 2010-2022