Урок по русскому языку в 7 классе на тему Причастие

Если у современного школьника спросить, какая тема русского языка кажется ему самой трудной, он назовет тему «Причастие». Поэтому урок по русскому языку в 7 классе на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" подготовлен для учащихся, которые усваивают материал с затруднением. Целью урока является - повторение правила написания не с различными частями речи. Урок начинается с лингвистической разминки, в которой учащиеся повторяют правописание НЕ в разных частях речи. Во время изучени...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Туйметкинская основная общеобразовательная школа»

Черемшанского муниципального района Республики Татарстан







Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему:

«Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»









Выполнила: учительница русского

языка и литературы

Галимова Гульнара Марсилевна













2014 год.

Предмет. Русский язык.

Класс 7.
Тема урока. Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Цель: повторить правила написания не с различными частями речи; показать условия выбора этой орфограммы в причастиях; закреплять пунктуационные навыки, навыки лингвистических разборов.
Задачи:
1) способствовать развитию умения правильного написания не с причастиями.
2) развивать умения аргументировать ответы, сравнивать, обобщать и классифицировать, логически излагать свои мысли.
3) содействовать развитию познавательного интереса к предмету.

Ход урока.

I. Организационный момент.
Цель: Создать рабочую атмосферу.
Задачи:
1) способствовать формированию эмоционального положительного фона;
2) стимулировать интерес к уроку.
Метод: внушение.
Доброе утро! Я рада вас всех приветствовать на уроке русского языка. Сегодня на уроке мы будем изучать новое, но чтобы новое изучить, нужно прошлый материал повторить. С этого мы и начнем наше занятие. Откройте рабочие тетради, запишите число. Оставьте две строчки для записи темы урока. Ее вы попробуете сформулировать сами, а урок начнем с лингвистической разминки.

Слайд 1

  1. Лингвистическая разминка.

  1. Слово учителя

- Запишем под диктовку слова и словосочетания (один ученик у доски):

Ненастная погода, невидимка, неверное решение, неправда, не праздник, а выходной, не короткий, а длинный путь, некто, не у кого, ненавидеть, не исправил ошибку.

  1. Целеполагание

Цель: сформулировать тему и цели урока совместно с учащимися.

- Какие части речи вам встретились? Как объясним правописание этих слов и словосочетаний?

Слайд 2

Слайд 3

- А теперь из глаголов: ненавидеть, не исправил - устно образуйте полные причастия

(ненавидящий тон, неисправленная ошибка).

- Как пишутся эти слова?

- Будете ли вы испытывать затруднение в написании этих слов?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Сформулируйте цели урока.

Слайд 4

Слайд 5

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Цель: подготовить к восприятию нового материала.

Задание: рассмотреть запись и в процессе наблюдения сделать вывод, от чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1) Работа по учебнику

Цель: изучить новый материал.

Задание: изучить параграф 24 на стр. 67 учебника.

- Давайте вместе сформулируем правило по правописанию НЕ с причастиями. Когда НЕ с причастиями пишется раздельно? ( 1) с краткими причастиями; 2) с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом А) запишите свои примеры и прочитайте вслух (ягоды не собраны, цветы не политы; не записанное вовремя задание, не вспаханное осенью поле; не отключенный, а включенный компьютер ).

Слайд 6

- Когда НЕ с полными причастиями пишется слитно: (1) если без не не употребляются; 2) если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом А) запишите свои примеры и прочитайте вслух (Негодующий взгляд, ненавидящий тон; несобранные цветы, нерассказанная история). А также если в тексте встречаются наречия меры и степени: очень, весьма, абсолютно, совершенно, совсем то полные причастия с не пишутся слитно (совершенно непродуманный поступок), а если между словосочетаниями появляется зависимое слово , пишется раздельно. (совершенно не решенная до сих пор проблема)

Слайд 7

V. Первичная проверка нового материала

Цель:

  • установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала;

  • выявить пробелы и произвести своевременную коррекцию знаний.

- А сейчас мы узнаем, как вы усвоили материал.

1)Выполним упр. 133 устно

2) упр.135 самостоятельно с последующей проверкой «по цепочке»

VI Лингвофизминутка.

Цель: снять физическое напряжение учащихся, попутно продолжая закреплять правило написания НЕ с причастиями и другими частями речи.

Задание: поднять руки вверх и потянуться, вставая на носочки, если слово пишется с НЕ слитно; присесть, если слово пишется с НЕ раздельно.

Неунывающий; не ленивый, а трудолюбивый; некто; не любит; вовремя не выполняющих домашнее задание учеников

VII. Закрепление нового материала

Цель: закрепить полученные знания на репродуктивном и конструктивном уровне.

Работа в группах.

- Поработаем в группах, объединимся по 2-3 человека. Работа на карточках, можете вместе обсуждать и решить эти задания с последующим объяснением примененного правила.

Карточка для 1 группы

  1. Слитно или раздельно. Объясните ответ.

(Не)выученный урок , (не)открытая книга,(не)расцветший , а увядший цветок , урок (не)окончен ,(не)завершенное вовремя дело , (не)скошенная на поле трава.

Слайд 8

Слайд 9

Карточка для 2 группы

  1. Слитно или раздельно? Объясните ответ.

(Не)исправленная вовремя ошибка , (не)вспаханное поле, (не)сжатая полоса , (не)упокоившееся море , (не)забываемое впечатление , телефон (не)отремонтирован , калитка (не)закрыта , (не)написанное вовремя сочинения.

Слайд 10

Слайд 11

Ответы учащихся.

Решите тест

Слайд 12

Слайд 13

Цель: проверить усвоение изученного правила.

Задание: выполнить тест; произвести самопроверку и самооценку по ключу.

VIII. Подведение итогов урока, рефлексия, оценки

Цель: подвести итоги учебного занятия.

IX. Информация о домашнем задании

Цель: прокомментировать учащимся предложенные задания на выбор.

Домашнее задание:

Параграф 24,

1) упражнение 137(раскрыть скобки);

2) задание по карточкам.

Слайд 14

Слайд 15








Тест

1. Пишется слитно.

а) (не)спрятанные ценности;
б) (ни)кем (не)спрятанные ценности;
в) ценности (не)спрятаны.

2. Укажите слово с ошибкой.

а) невыращенный куст;
б) не выращенный к весне куст;
в) куст не выращен.

3. Укажите слово без ошибки.

а) не тронутый морозом;
б) никем нетронутый;
в) нетронут.

Ответы к тесту:

  1. А 2) Б 3) Б








Карточка для 1 группы

  1. Слитно или раздельно. Объясните ответ.

(Не)выученный урок , (не)открытая книга,(не)расцветший , а увядший цветок , урок (не)окончен ,(не)завершенное вовремя дело , (не)скошенная на поле трава.

Карточка для 2 группы

  1. Слитно или раздельно? Объясните ответ.

(Не)исправленная вовремя ошибка , (не)вспаханное поле, (не)сжатая полоса , (не)упокоившееся море , (не)забываемое впечатление , телефон (не)отремонтирован , калитка (не)закрыта , (не)написанное вовремя сочинения.

Карточка для 1 группы

  1. Слитно или раздельно. Объясните ответ.

(Не)выученный урок , (не)открытая книга,(не)расцветший , а увядший цветок , урок (не)окончен ,(не)завершенное вовремя дело , (не)скошенная на поле трава.

Карточка для 2 группы

  1. Слитно или раздельно? Объясните ответ.

(Не)исправленная вовремя ошибка , (не)вспаханное поле, (не)сжатая полоса , (не)упокоившееся море , (не)забываемое впечатление , телефон (не)отремонтирован , калитка (не)закрыта , (не)написанное вовремя сочинения.




© 2010-2022