- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока: “Ты любил зверя, как не всякий умеет любить человека. .. ”
Конспект урока: “Ты любил зверя, как не всякий умеет любить человека. .. ”
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Домашенко Я.А. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
"Ты любил зверя, как не всякий умеет любить человека ..."
(По рассказу Н.С. Лескова "Зверь")
...Совершилась слава вышнему Богу
и заблагоухал мир во имя Христово...
Н.С. Лесков. Рассказ "Зверь"
Цели урока:
1. Продолжить знакомство с творчеством Н.С. Лескова.
2. Раскрыть православное понимание образа Божия.
3. Воспитывать любовь к ближним, и братьям нашим меньшим, через раскрытие красоты и совершенства духовного мира.
I. Вступительное слово учителя.
Ребята, вы уже познакомились с Н.С. Лесковым, прочитав его замечательный рассказ о Левше, наполненный любовью к России и ее простым людям. Но еще Николай Семенович написал целый цикл произведений, называемый "Святочные рассказы".
Что вы знаете о святках?
В это веселое время с Рождества Христова до Крещения полагалось радоваться. Люди наряжались и ходили с песнями из дома в дом, а те, кто привык к уединению, читали что-нибудь чудесное, удивительное, одним словом, праздничное. Такими и были "Святочные рассказы", наполненные чудесами, таинственностью, сверхъестественными превращениями. Давайте поговорим об одном из таких превращений, описанных в рассказе "Зверь".
II. Беседа на выявление восприятия.
Кто является главным героем рассказа?
Как мальчик оказался в семье дяди?
Что мы узнали о дяде?
Что было в обычае этого дома?
"В обычаях этого дома было, что там никогда и никому никакая вина не прощалась".
Приведите примеры жестокого обращения с ближними своими.
Что вы узнали о взаимоотношениях человека и животных в помещичьей усадьбе?
С забавами какого русского барина можно сравнить порядки в доме дядюшки?
- С Троекуровым А.С. Пушкина.
III. Словарно-лексическая работа.
Сонм. Эолова арфа (прям. и перен.)
На доске:
Рогатина
Гувернер
Доезжачий, псарь, стремянный
Куртина
Гумно
Свора
Камердинер
Рок
Вольная
Дышло
IV. Чтение 4 главы.
Какие эпитеты использует автор для описания медведя?
- "Матерый", "необыкновенной силы, красоты и ловкости"...
Что вы узнали о Сганареле?
В чем он провинился?
V. Чтение 5 и 6 глав.
VI. Художественный рассказ эпизода "Расправа над Сганарелем".
С чего же начался день?
- ...причт запел "Христос рождается…"
В какой же день была устроена травля медведя?
- В Сочельник. В самое строгое время поста, когда необходимо молиться, просить у Бога прощения и радоваться грядущему великому празднику: "Христос рождается…"
Понимал ли дядя, отправляясь утром на "казнь", что он совершает дело богопротивное?
Что еще усугубляло жестокость хозяина дома?
- Повез гостей и заставил детей смотреть на кровавую расправу.
Что особенно тронуло всех свидетелей происходящего?
- Сганарель надел шляпу и думал, что Храпошка спасет его: "крепко с ним обнявшись и положив ему на плечо большую косматую лапу", выходили два друга - медведь и человек.
VII. Работа с текстом (наблюдение над поведением героев).
Найдите и прочитайте выдержки из текста, которые показывают, как все ухищрения человека становятся бессильными перед Промыслом Божиим.
- Главы 13 и 14.
Почему в конце 15 главы автор курсивом выделил предложение "Сганарель ушел"?
- Какой бы властью не был наделен человек, но пред волею Божией он бессилен.
Каково было состояние дяди после неудачной охоты?
- "Он был гневен и суров более чем обыкновенно".
На кого должен был обрушиться гнев?
VIII. Учитель читает 16 главу:
"Имея наш детский круг близ себя, священник задал им вопрос: понимаем ли мы смысл песни "Христос рождается"? оказалось, что не только мы, но и старшие плохо ее разумели. Священник стал нам разъяснять слова: "славите", "срящите" и "возноситеся", и, дойдя до значения этого последнего слова, сам тихо "вознесся" и умом и сердцем. Он заговорил о даре, который и нынче, как и "во время оно", всякий бедняк может поднесть к яслям "рожденного Отроча", смелее и достойнее, чем поднесли злато, смирну, ливан волхвы древности. Дар наш - наше сердце, исправленное по Его учению. Старик говорил о любви, о прощенье, о долге каждого утешить друга и недруга "во имя Христово…" И думается мне, что слово его в тот час было убедительно… Все мы понимаем, к чему он клонит, все его слушали с особенным чувством, как бы моляся, чтобы это слово достигло его цели, и у многих у нас на ресницах дрожали хорошие слезы…
Вдруг что-то упало… Это была дядина палка… Ее ему подали, но он до нее не коснулся: он сидел, склонясь набок, с опущенною с кресла рукою, в которой, как позабытая, лежала бирюза от застежки… Но вот он уронил и ее, и … ее никто не спешил поднимать.
Все глаза были устремлены на его лицо. Происходило удивительное: он плакал!"
За что дядя сказал священнику "спасибо"?
- За то, что простой деревенский батюшка в праздничном слове своем оказался мудрее всех: он открыл человеку-зверю глаза на самого себя. И зверь вновь превращается в человека.
О какой заповеди напомнил священник дядюшке?
- На иконе: "Заповедь новую даю вам: Да любите друг друга, как Я возлюбил вас".
Какие слова можно считать главными в рассказе?
- "Ты любил зверя, как не всякий умеет любить человека. Ты меня этим тронул и превзошел меня в великодушии".
IX. Обобщение.
Какие слова взял Лесков эпиграфом к этому произведению?
- "И звери внимаху святое слово".
Как вы их понимаете? Какого зверя подразумевает Н.С. Лесков в своем произведении?
- Конечно, не Сганареля, а барина, жестокого и деспотичного.
Как вы считаете, что произошло в этом доме накануне Рождества?
- Чудо.
Крепостной мужик оказался добрее и крепче духом, чем его барин. Барин понял это и решил искупить свою вину. "Зверь" стал человеком.
Что способствовало такому превращению?
- Проповедь священника.
Вот так произошло замечательное превращение, начавшееся со слез покаяния.
Чудо - это тайна, совершаемая помимо нашей воли. В рассказе, ребята, есть еще слова, которые являются самыми главными:
"Довольно было чувствовать, что здесь совершилась слава вышнему Богу и заблагоухал мир во имя Христово, на месте сурового страха".
Итак, кончился страх, исчезла "безотрадная унылость", и началась Любовь, та самая, о которой говорит Господь.
Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к рассказу и подписать их словами текста. Написать рассуждение на тему: "Как произошло превращение "зверя" в человека?" (по рассказу Н.С. Лескова "Зверь").