Конспект урока: “Ты любил зверя, как не всякий умеет любить человека. .. ”

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Ты любил зверя, как не всякий умеет любить человека ..."

(По рассказу Н.С. Лескова "Зверь")

...Совершилась слава вышнему Богу

и заблагоухал мир во имя Христово...

Н.С. Лесков. Рассказ "Зверь"

Цели урока:

1. Продолжить знакомство с творчеством Н.С. Лескова.

2. Раскрыть православное понимание образа Божия.

3. Воспитывать любовь к ближним, и братьям нашим меньшим, через раскрытие красоты и совершенства духовного мира.

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, вы уже познакомились с Н.С. Лесковым, прочитав его замечательный рассказ о Левше, наполненный любовью к России и ее простым людям. Но еще Николай Семенович написал целый цикл произведений, называемый "Святочные рассказы".

Что вы знаете о святках?

В это веселое время с Рождества Христова до Крещения полагалось радоваться. Люди наряжались и ходили с песнями из дома в дом, а те, кто привык к уединению, читали что-нибудь чудесное, удивительное, одним словом, праздничное. Такими и были "Святочные рассказы", наполненные чудесами, таинственностью, сверхъестественными превращениями. Давайте поговорим об одном из таких превращений, описанных в рассказе "Зверь".

II. Беседа на выявление восприятия.

Кто является главным героем рассказа?

Как мальчик оказался в семье дяди?

Что мы узнали о дяде?

Что было в обычае этого дома?

"В обычаях этого дома было, что там никогда и никому никакая вина не прощалась".

Приведите примеры жестокого обращения с ближними своими.

Что вы узнали о взаимоотношениях человека и животных в помещичьей усадьбе?

С забавами какого русского барина можно сравнить порядки в доме дядюшки?

- С Троекуровым А.С. Пушкина.

III. Словарно-лексическая работа.

Сонм. Эолова арфа (прям. и перен.)

На доске:

Рогатина

Гувернер

Доезжачий, псарь, стремянный

Куртина

Гумно

Свора

Камердинер

Рок

Вольная

Дышло

IV. Чтение 4 главы.

Какие эпитеты использует автор для описания медведя?

- "Матерый", "необыкновенной силы, красоты и ловкости"...

Что вы узнали о Сганареле?

В чем он провинился?

V. Чтение 5 и 6 глав.

VI. Художественный рассказ эпизода "Расправа над Сганарелем".

С чего же начался день?

- ...причт запел "Христос рождается…"

В какой же день была устроена травля медведя?

- В Сочельник. В самое строгое время поста, когда необходимо молиться, просить у Бога прощения и радоваться грядущему великому празднику: "Христос рождается…"

Понимал ли дядя, отправляясь утром на "казнь", что он совершает дело богопротивное?

Что еще усугубляло жестокость хозяина дома?

- Повез гостей и заставил детей смотреть на кровавую расправу.

Что особенно тронуло всех свидетелей происходящего?

- Сганарель надел шляпу и думал, что Храпошка спасет его: "крепко с ним обнявшись и положив ему на плечо большую косматую лапу", выходили два друга - медведь и человек.

VII. Работа с текстом (наблюдение над поведением героев).

Найдите и прочитайте выдержки из текста, которые показывают, как все ухищрения человека становятся бессильными перед Промыслом Божиим.

- Главы 13 и 14.

Почему в конце 15 главы автор курсивом выделил предложение "Сганарель ушел"?

- Какой бы властью не был наделен человек, но пред волею Божией он бессилен.

Каково было состояние дяди после неудачной охоты?

- "Он был гневен и суров более чем обыкновенно".

На кого должен был обрушиться гнев?

VIII. Учитель читает 16 главу:

"Имея наш детский круг близ себя, священник задал им вопрос: понимаем ли мы смысл песни "Христос рождается"? оказалось, что не только мы, но и старшие плохо ее разумели. Священник стал нам разъяснять слова: "славите", "срящите" и "возноситеся", и, дойдя до значения этого последнего слова, сам тихо "вознесся" и умом и сердцем. Он заговорил о даре, который и нынче, как и "во время оно", всякий бедняк может поднесть к яслям "рожденного Отроча", смелее и достойнее, чем поднесли злато, смирну, ливан волхвы древности. Дар наш - наше сердце, исправленное по Его учению. Старик говорил о любви, о прощенье, о долге каждого утешить друга и недруга "во имя Христово…" И думается мне, что слово его в тот час было убедительно… Все мы понимаем, к чему он клонит, все его слушали с особенным чувством, как бы моляся, чтобы это слово достигло его цели, и у многих у нас на ресницах дрожали хорошие слезы…

Вдруг что-то упало… Это была дядина палка… Ее ему подали, но он до нее не коснулся: он сидел, склонясь набок, с опущенною с кресла рукою, в которой, как позабытая, лежала бирюза от застежки… Но вот он уронил и ее, и … ее никто не спешил поднимать.

Все глаза были устремлены на его лицо. Происходило удивительное: он плакал!"

За что дядя сказал священнику "спасибо"?

- За то, что простой деревенский батюшка в праздничном слове своем оказался мудрее всех: он открыл человеку-зверю глаза на самого себя. И зверь вновь превращается в человека.

О какой заповеди напомнил священник дядюшке?

- На иконе: "Заповедь новую даю вам: Да любите друг друга, как Я возлюбил вас".

Какие слова можно считать главными в рассказе?

- "Ты любил зверя, как не всякий умеет любить человека. Ты меня этим тронул и превзошел меня в великодушии".

IX. Обобщение.

Какие слова взял Лесков эпиграфом к этому произведению?

- "И звери внимаху святое слово".

Как вы их понимаете? Какого зверя подразумевает Н.С. Лесков в своем произведении?

- Конечно, не Сганареля, а барина, жестокого и деспотичного.

Как вы считаете, что произошло в этом доме накануне Рождества?

- Чудо.

Крепостной мужик оказался добрее и крепче духом, чем его барин. Барин понял это и решил искупить свою вину. "Зверь" стал человеком.

Что способствовало такому превращению?

- Проповедь священника.

Вот так произошло замечательное превращение, начавшееся со слез покаяния.

Чудо - это тайна, совершаемая помимо нашей воли. В рассказе, ребята, есть еще слова, которые являются самыми главными:

"Довольно было чувствовать, что здесь совершилась слава вышнему Богу и заблагоухал мир во имя Христово, на месте сурового страха".

Итак, кончился страх, исчезла "безотрадная унылость", и началась Любовь, та самая, о которой говорит Господь.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к рассказу и подписать их словами текста. Написать рассуждение на тему: "Как произошло превращение "зверя" в человека?" (по рассказу Н.С. Лескова "Зверь").

© 2010-2022