Урок русского языка в 9 классе «Обобщение темы «Бессоюзные сложные предложения»»

Разработанный урок позволяет повторить разные случаи постановки знаков препинания в бессоюзных предложениях на материале разнообразных заданий, упражнений. Анализируя примеры бессоюзных предложений из произведений классической литературы, учащиеся получают возможность сделать выводы о выразительных особенностях бессоюзных сложных предложений, а также закрепить свои наблюдения, выступив в роли авторов раздела сборника «Русский язык в произведениях Тургенева». Урок позволяет формировать лингвистич...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 9 классе «Обобщение темы «Бессоюзные сложные предложения»

Цели урока: 1.Систематизировать знания по теме «Бессоюзные предложения»

2. Формировать навыки анализа художественного текста

Задачи урока.

Образовательные:

  1. Повторить различные случаи постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях на примере заданий разных типов.

  2. Проанализировать конкретные примеры из классической литературы с целью закрепления знаний по теме.

3. Отобрать материалы для раздела школьного сборника «Русский язык в произведениях Тургенева» по теме «Мир бессоюзных предложений в произведениях Тургенева». Прорецензировать раздел.

Развивающие:

1. Развивать лингвистическую, информационную, коммуникативную компетентности.

Воспитательная:

Формировать интерес к произведениям классиков

Тип урока: Обобщающее повторение

Используемый медиа-ресурс:

  • Презентация

Минимальное техническое оснащение класса:

  • компьютер

  • проектор

  • экран

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Целеполагание.

Ребята, сегодня у нас последний урок по теме «Бессоюзные сложные предложения». Давайте, как обычно, составим план нашего повторения. Что необходимо повторить?

Ответы учащихся (план записывается на доске).

- Вспомнить определение БСП;

- Вспомнить смысловые отношения между частями БСП;

- Повторить различные случаи постановки знаков препинания в БСП и условия постановки этих знаков препинания.

Помните и о том, что сегодня на уроке нам необходимо отобрать материал в школьный сборник «Русский язык в произведениях Тургенева»

3. Актуализация знаний.

Чтение эпиграфа.

Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям и клею, которыми части такой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше.

М.В.Ломоносов.

Беседа о высказывании.

- О чем высказывание М.В.Ломоносова?

- С чем сравнивает автор союзы? Какой смысл имеет данное сравнение?

- Какова основная мысль высказывания?

- Связаны ли слова ученого с темой нашего урока?

- Согласны ли вы с мнением, «…слово (предложение) важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше»?

- В чем важность и великолепие сложных предложений, связанных без союзов?

4. Отработка практических навыков.

Тренировочное упражнение 1.

Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и ещё долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях; ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари.

И.С.Тургенев

Задания:

- Согласны ли с высказыванием М.Ломоносова о том, что эти предложения «весьма лучший вид имеют»?

- Прокомментируйте знаки препинания и орфограммы, встретившиеся в тексте.

- Что особенного, тургеневского, вы заметили в одном этом предложении?

Тренировочное упражнение 2.

Расставь знаки препинания. Найди для каждого предложения соответствующую

характеристику, соединив стрелкой предложение и его характеристику.

Я открыл глаза(?)утро зачиналось

Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления

(запятая)

Кучер слезает(?) лошади фыркают(?)

пристяжные оглядываются(?) коренная помахивает хвостом и прислоняет голову к дуге.

Бессоюзное сложное предложение со значением дополнения

(двоеточие)

Вы раздвините мокрый куст(?)

вас так и обдаст накопившимся

запахом ночи…

Бессоюзное сложное предложение со значением следствия во второй части.

(тире)

Что-то снова зашумело в лесу

(?) она встрепенулась

Бессоюзное сложное предложение с быстрой сменой событий. (тире)

Тренировочное упражнение 3.

Поменяй местами части бессоюзного сложного предложения, запиши их, расставляя знаки препинания.

Проследи за произошедшими изменениями.

Распустилась берёза - время сеять овес. ( В первом предложении значение условия)

Широкая радуга стояла над лесами: где-то за озером шел небольшой дождь (значение причины)

Кто-то зажег спичку - мелькнул огонек (В первом предложении значение времени)

Идти было трудно: ноги вязли по щиколотку (значение причины)

Впереди непроходимое болото - напрямик не пробиться ( Во втором предложении значение следствия)

Тренировочное упражнение 4.

Продолжите предложения дважды так, чтобы получилось бессоюзное предложение, в котором употребляется: а) двоеточие; б) тире.

Я посмотрел вверх………..

Неутолимо хотелось пить………..

Погода стоит переменчивая………….

Тренировочное упражнение 5.

Составьте предложения по схемам:

потому что

[ ] : [ ]

а именно

[ ] : [ ]

что

[ ] : [ ]

поэтому

[ ] - [ ]

если

[ ] - [ ]

поэтому

[ ] ; [ ]

5. Обобщение и систематизация.

Работа в группах

1). Отразите результаты сегодняшнего повторения в схеме-памятке, которая поможет вам действовать при выборе знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

2) 1. Вы являетесь составителем школьного сборника «Русский язык в произведениях

Тургенева».

Вам необходимо отобрать материал для его раздела «Мир бессоюзных предложений

в произведениях Тургенева» и прорецензировать этот раздел, обозначив при рецензировании те выразительные особенности бессоюзных предложений, которые смогли увидеть.

2. Самостоятельно договоритесь о правилах работы в группе, а также определите

вопросы для обсуждения, в соответствии с поставленной перед вами задачей.

3. Представьте результаты работы в группе в виде публичного выступления.

Объясните, на чем основаны ваши выводы

6. Выступления учащихся (представление отобранных материалов)

7. Рефлексия.

Продолжи высказывание.

(Устные высказывания каждого учащегося по цепочке)

В бессоюзном сложном предложении для себя я открыл...

8. Домашнее задание.

Из произведений классической литературы выписать 2-3 бессоюзных сложных предложения. Напиши небольшое рассуждение о выразительных особенностях выбранных тобой БСП.


© 2010-2022