«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных

Проект урока :  «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных" составлен по УМК "Гармония" издательство "Ассоциация 21 век" . Данный урок является уроком изучения нового материала по обучению грамоте в 1 классе.   Задачи урока:   - Распространение  понятия «опасное место» на парные по глухости – звонкости согласные, находящиеся перед парным согласным   - Формирование умения обучающихся в построении логической цепи рассуждения при нахождении «опасного места» для парных по гл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Проект урока по теме: «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных

(перед другим парным согласным)».(обучение грамоте)

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 126» Автозаводского района

ФИО: Воробьева Наталья Константиновна

Тел: 8-910-126-81-81

Квалификационная категория: высшая

Стаж работы учителем начальных классов: 21

Н. Новгород

2015год

Учебный предмет: обучение грамоте (1класс).

УМК: «Гармония»

Тема урока: «Опасности письма» на месте парных согласных по глухости - звонкости согласных

(перед согласным).

Тип урока: объяснение нового материала

Задачи урока:

- Распространение понятия «опасное место» на парные по глухости - звонкости согласные, находящиеся перед парным согласным

- Формирование умения обучающихся в построении логической цепи рассуждения при нахождении «опасного места» для парных по глухости-звонкости согласных;

- Развитие умения анализировать и сопоставлять звуковые модели, учить наблюдать, доказывать и делать умозаключения, выводы;

-усвоение двух опознавательных признаков данного вида орфограмм: парность по глухости-звонкости и положение перед парным согласным;

-постепенное развитие орфографической зоркости.

Ожидаемые результаты:

Личностные: осознание значимости правильного определения «опасного места» на письме, осознание языка как средства общения: понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека.

Предметные: различение, анализ, сравнение, характеристика согласных парных по глухости-звонкости звуков и букв, которые их обозначают на письме.

Метапредметные:

Регулятивные-принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий для решения данной задачи, контролирование процесса и результатов своей деятельности;

познавательные - умение находить информацию, представленную в явном виде, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника и использовать её для решения учебно-познавательных задач, применять разные способы фиксации информации /схема, запись/, понимать и уметь переводить информацию, представленную в схематической форме в словесную; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

коммуникативные - участвовать в диалоге, в общей беседе, работать в парах, выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, заботясь о ясности, точности выражения мысли.

Оборудование: таблица «Опасные при письме места», лента букв; Букварь (автор М.С. Соловейчик и др.), с.68-69



Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

Понятие и схематическая запись слогов, слов и предложений, особенности гласных и согласных звуков, их характеристика, владение приемами вычленения звуков из слова и определения их характера, слоговой и звуковой анализ слов полный и частичный, умение читать, ударные и безударные гласные звуки и «опасности письма» на месте безударных гласных, парных согласных на конце слова ; твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки, знакомы с буквами и их «работой».

План урока с хронометражем.

№п/п

План урока

Хронометраж

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1мин.

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Повторение знаний о буквах парных по звонкости-глухости согласных на конце слова.

3мин.

3

Выявление места и причины затруднения, Постановка учебной задачи. Предположение о возможных новых опасностях при написании букв парных по звонкости-глухости согласных

3мин.

4

Решение учебной задачи («открытие» обучающимися нового знания). Разработка алгоритма. Открытие новой опасности письма в буквах парных по звонкости-глухости согласных перед другим парным согласным.

10мин.

5

Физкультминутка.

4мин.

6

Первичное закрепление темы «опасные места».

Работа по букварю, упражнение в чтении с.68

10мин.

7

Включение в систему знаний. Самостоятельная работа по букварю с.69

7мин.

8

Рефлексия учебной деятельности.

2мин.

Ход урока

№п/п

Этап урока

Деятельность учителя(У) и учащихся(Д).

Формируемые УУД

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу», выделения содержательной области («могу»).

У- Доброе утро, ребята! Сегодня мы с Вами собрались в нашем уютном классе и готовы к новым открытиям ?

Д- Готовы!

У- тогда начинаем наше очередное путешествие по стране Знаний. Сегодня нам предстоит сделать Новое и Важное открытие. А чтобы его сделать, Вы в роли ученых проведите наблюдения.

Личностные УУД (мотивация на достижение успеха).

2.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия ; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действия, тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности обучающихся, фиксируемое ими самими .

У- Вспомните, в каком случае при письме нельзя доверять парным согласным?

Д- Парным согласным на конце слова при письме нельзя доверять. На их месте появляется опасность написать не ту букву, то есть опасность ошибиться.

У- Послушайте предложение, вслушиваясь в звуки слов (Произносится предложение, соблюдая нормы орфоэпии).

Арбуз - плод. Предложение написано на доске

У - Какие согласные таят опасность?

Д- Парные согласные на конце слов.

У - Почему к этим звукам надо относиться особенно внимательно?

Д- На их месте всегда есть «опасность письма». Парному согласному на конце слов , когда пишешь, нельзя доверять. Нельзя писать , как слышишь.

У - Давайте это проверим ещё раз

У - Хором читайте так, «как написано».

Д-Арбуз-плод..

У- Теперь так, «как говорим».

Д- АрбуС-плоТ.

У-Сравните звуки и буквы на их месте. (Ставим знаки "+"и " - "). Какой же вывод подтвердили?

Д- Там, где парные согласные на конце слов, всегда есть «опасности письма», так как на месте одного и того же звука бывают разные буквы.

Личностные УУД (мотивация).

Познавательные УУД ( общеучебные - структурирование знаний, логические - анализ, синтез, сравнение).

Коммуникативные УУД(речевая деятельность - работа с предложением, словом, звуковой анализ).

Регулятивные УУД( прогнозирование - поиск «ошибкоопасных» мест, определение трудностей

3.

Выявление места и причины затруднения, Постановка учебной задачи. Этап предполагает выявление и фиксацию обучающимися места, где возникло затруднение; определение причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи.

У - А как вы думаете, только ли при нахождении парных согласных на конце слов есть «опасности письма»?

Д- возможно есть и другие опасные места у парных согласных звуков, но нам это нужно узнать и проверить.

У- Понаблюдаем за словами шапка и шубка . (Вывешиваю картинки на доску.)

У- произнесите слова, выделите, назовите и охарактеризуйте согласные звуки в словах.

Д- Звуки согласные , твёрдые ,глухие, парные.

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных ________________ _______________

Познавательные УУД ( подведение к постановке и формулированию учебной задачи, выбор оснований и критериев для сравнения).

Регулятивные УУД( целеполагание через создание проблемной ситуации, прогнозирование - прикидка возможных трудностей до начала действия)

4.

Решение учебной задачи («открытие» обучающимися нового знания). Этап предполагает обдумывание обучающимися учебных действий: постановку цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации

У - А теперь посмотрите, как пишутся эти слова. (Прикрепляются рядом с рисункам слова «шапка», «шубка».) У-Сравните звуки и буквы на их месте. (Ставим знаки "+"и " - "). Какие же буквы обозначают согласные звуки в этих словах?

У-Где вы обнаружили расхождение?

На конце ли слов стоят эти парные согласные?

У-Перед нами новая тайна парных глухих-звонких согласных! Вы ее обязательно разгадаете, если посмотрите, перед каким звуком находится опасный парный согласный!

Какой это звук? Парный или непарный?

Д-Парный.

У- Это очень важно! Именно перед парным согласным другой парный согласный становится «опасным» при письме.

У- Как вы думаете, можно ли доверять при письме такому звуку и писать, как слышишь?

Д- Нет.

У- Почему?

Д-Можно не ту букву написать; можно допустить ошибку…

У - Какой же вывод сделаем?

Д- Парные согласные звуки, когда они находятся перед другими парными согласными, как и в конце слова- «опасности письма»

У- Итак, « опасность» есть тогда:

когда этот звук парный, потому что у него есть звонкая пара;

● когда такой звук стоит на конце слова;

  • когда он находится перед другим парным согласным

У - Чтобы не забывать наш новый - очень важный - вывод,

внесём составленную схему в таблицу «Опасные при письме

места».

У - Прежде всего, поищем, куда поместить наше открытие о согласных. Где находиться часть, посвященная гласным?

Д- Слева.

У- Из чего видно, что слева показываются «опасные места» для

гласных?

Д-Сверху над ними их значок.

У-Где в таблице сообщается об «опасных местах» для согласных?

Д-Справа.

У - Где идет речь о парных на конце слова?

Д-Слева.

У - Куда мы поместим новые знания о парных перед парными?

Д-Справа.



Теперь наша таблица «Опасные при письме места» будет выглядеть так:

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных

У - как мы будем рассуждать?

Д - По алгоритму.

У - Что значит рассуждать по алгоритму?

Д - значит работать последовательно, по шагам.

АЛГОРИТМ:

1шаг: прочитать слово

2шаг: выделить звук (услышать)

3шаг: и определить, если он согласный парный, то он может являться «опасным местом»

4 шаг: стоит на конце слова-опасно.

5 шаг: стоит перед другим парным согласным-опасно.

Познавательные УУД (умение производить обобщение по заданным критериям, осуществлять анализ, проводить сравнение, умение структурировать знания ,разработка алгоритма)

Коммуникативные УУД (умение слушать собеседника во время фронтальной беседы ).



Личностные УУД ( повышение мотивации через постановку проблемных вопросов)

Регулятивные УУД- планирование



















Регулятивные УУД (целеполагание, планирование: алгоритм-памятка)

5.

Физкультминутка.

У - А теперь настало время небольшой разминки, но она будет не простая, а с заданием. Я буду называть вам слова ,а вы прислушиваться к парным согласным звукам, если в слове есть опасный звук, то вы поднимаете руки вверх, если таких звуков нет-опускаете вниз! (рыбка, труд, дом, травка, слон,глаз, ложка, мишка, стол, жираф, брат, дым, тряпка)

Регулятивные УУД ( постановка и осознание учебной задачи, контроль за ходом выполнения действий).

Познавательные УУД (анализ, синтез)

6.

Первичное закрепление темы «опасные места» Этап предполагает усвоение обучающимися нового способа действий при решении типовых задач /фронтально/.

Работа по букварю, упражнение в чтении

У- Откроем букварь на стр.68 и ещё раз прочитаем тему нашего урока. (Читаем предложение, напечатанное красным цветом.)

Д-Опасности письма на месте согласных

У - Посмотрите ,так ли выглядит обозначение «опасных мест» у авторов букваря, и, читая стихи и загадки, ещё раз проверим наш вывод.(Букварь стр. 68.)

Дети читают вывод в красной рамочке.

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных

У - Прочитайте первое стихотворение и объясните причину, по которой выделена синим цветом часть букв.

Д- Это опасные парные согласные.

У - Почему они опасны?

Д- Так как стоят перед другим парным согласным.

Найдите еще одно слово в этом стихотворении, в котором есть еще один опасный парный согласный.

Д- МишуТка.

Познавательные УУД ( конкретизация полученной информации, структурирование знаний, анализ, синтез)

У- А теперь закрепим наши знания при чтении загадок. (Работаем в в букваре с.68)

У- Давайте прочитаем первую загадку.

Чтение по цепочке построчно.

У - Что это?

Д- Орех

У- Найдите в загадке слова с новым опасным местом

У - Почему согласные опасны?.

Д- Стоят перед другим парным согласным.

У-Давайте отметим опасные при письме места, пользуясь нашей таблицей.

(Аналогичная работа проводится со второй загадкой и скороговоркой)

Познавательные УУД (анализ, синтез, обобщение и структурирование знаний)

7.

Включение в систему знаний. Самостоятельная работа. Этап предполагает применение нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных У - Перед вами текст на с.69 букваря. Ваша задача отметить знаком «+» слова, в которых есть опасные парные по глухости-звонкости согласные звуки. Пользуйтесь нашей таблицей!

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных

Для чего мы будем выполнять это задание?

Д - Мы будем выполнять это задание для того, чтобы проверить наши знания и то, как мы научились находить «опасные места» при написании парных согласных по глухости-звонкости.

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных У- Ребята, которые закончат задание раньше других, могут выполнить дополнительное задание художника на стр. 69. Из слов, находящихся в красной рамочке выбрать слово, соответствующее схеме:

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных

У- Поменяйтесь букварями с соседом по парте и проверьте друг друга.(фронтальная проверка)

У кого получилось все правильно? ( дети поднимают руку отвечая на вопрос)

Кто затрудняется при выполнении данного упражнения?

У - Какое важное действие выполняли?

Д - действовали по алгоритму нахождения «опасного места».

У- Кто выполнил дополнительное задание художника? Какое слово соответствует схеме?

Д- Берёзка



Познавательные УУД ( структурирование знаний анализ, синтез, установка причинно-следственных связей, доказательство).



Регулятивные УУД -целеполагание

Дифференциация по объему



Регулятивные УУД (взаимооценка, взаимоконтроль, коррекция)

Коммуникативные УУД- умение работать в паре, реагировать на замечания собеседника, разрешать возможные конфликты, следить за своим поведением. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия



.

8.

Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание обучающимися собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

У - Что нового узнали на уроке?

Д - Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова и перед другими парными согласными - опасные при письме места.

Д -Разработали алгоритм нахождения «опасного места»: парный глухой согласный на конце слова и парный перед другим парным - «опасное место»!

У-Для чего нам нужно знание опасных при письме мест?

Д-Чтобы научиться грамотно писать.

У- Именно этим мы с вами займемся на следующем уроке письма. Нам предстоит научиться писать слова с буквами парных по звонкости-глухости согласных звуков на конце слова и перед другими парными согласными, когда они таят в себе опасности.

У - Всем спасибо за работу! Отметьте своё настроение от урока на личике мальчика.

Регулятивные УУД (оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Познавательные УУД ( умение анализировать, выделять главное)

Личностные УУД-реализация компетентностного подхода.



Личностные УУД (рефлексия).

Литература.

  1. Букварь (автор М.С. Соловейчик и др.), с.68-69;

  2. «Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС» И.И. Бондарева и др.

  3. «Планируемые результаты начального общего образования» под редакцией Ковалёвой Г.С. , Логиновой О.Б.

  4. «Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать»», Соловейчик М.С. и др.

  5. « Как проектировать универсальные учебные действия» под ред. А. Г. Асмоловой

  6. «Федеральный государственный стандарт начального общего образования» изд. Просвещение.

Самоанализ урока



Параметры оценки

Балл(3,2,1)

Самооценка учителя

Оценка преподавателя НИРО

1. Содержательность, соответствие содержания возможностям учащихся

3


2. Реализация компетентностного подхода

3


3. Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность

3


4. Развивающая направленность заданий

3


5. Логика его построения

3


6. Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора

2


7. Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора

2


8. Характер используемой наглядности

3


9. Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

3


10. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

2


11. Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

3


12. Постановка учебных задач. Организация целеполагания

3


13.Формирование познавательных УУД

3


14. Формирование регулятивных УУД

3


15. Формирование коммуникативных УУД

3


Всего баллов

42




Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл(3,2,1)

Самооценка учителя

Оценка преподавателя НИРО

1. Наличие общих сведений о проекте, соблюдение правил оформления зачетной работы

3


2. Качество диагностического блока проекта

-


3. Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

3


4. Соблюдение требований к плану урока

3


5. Качество теоретического обоснования

2


6. Адекватность самоанализа урока

2


Всего баллов

13




© 2010-2022