Методическая разработка урока теоретического обучения по теме «Части речи» (4 класс, русский язык, система Л. В. Занкова)

Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Занятия, построенные в интерактивном режиме, вызывают заметный интерес у учащихся, прежде всего, потому, что нарушают привычный порядок работы на уроке, позволяют каждому побыть не в роли пассивного слушателя, а в роли активного участника, организатора учебного процесса. Об отношении учащихся к урокам, построенным в интерактивном режиме, говорят результаты анкетирования, проведённого в классе. Из 28 опрашиваемых учеников 28 ответили, что им очень интересно и они хотели бы, чтобы данная технологи... Применение интерактивных методов позволяет создать условия для: - постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений; - выбора различных способов деятельности для достижения результата; - развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе; - развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость; - мышления при принятии решений, критический подход к проблемам; - уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям. Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал. Если при традиционной системе обучения учитель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, то при новой парадигме учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Балашова Саратовской области»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА теоретического обучения


по теме: «Части речи»

(4 класс)

Работу выполнила:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ № 3 г.Балашова

Саратовской области»

Наумова Ольга Владимировна


г.Балашов

2014 год



Оглавление.

Содержание

Страницы

Титульный лист

1

Оглавление

2

1

Аннотация.

3

2

Введение.

4 - 5

3

Основная часть.

6 - 15

Раздел 1. Методическое обоснование темы

6

Раздел 2. Методические рекомендации по проведению урока

6

Раздел 3. План урока (с технологической картой)

7 - 13

Раздел 4. Дидактический материал к уроку

14 - 15

4

Заключение

16

5

Список использованных источников

17

Список литературы для учащихся

17

Список литературы для педагогов

17








1. Аннотация.

Данная методическая разработка урока русского языка посвящена проблеме интерактивного обучения.

Урок разработан для учащихся 4-х классов общеобразовательных школ. Этот урок можно проводить независимо от УМК, после изучения основных частей речи по любой программе.

Методическая разработка урока русского языка предназначена для учителей начальных классов. Её можно использовать при проведении уроков и внеклассных занятий по русскому языку. Также можно использовать воспитателям групп продлённого дня.







2. Введение.

Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Занятия, построенные в интерактивном режиме, вызывают заметный интерес у учащихся, прежде всего, потому, что нарушают привычный порядок работы на уроке, позволяют каждому побыть не в роли пассивного слушателя, а в роли активного участника, организатора учебного процесса. Об отношении учащихся к урокам, построенным в интерактивном режиме, говорят результаты анкетирования, проведённого в классе. Из 28 опрашиваемых учеников 28 ответили, что им очень интересно и они хотели бы, чтобы данная технология использовалась при изучении всех предметов.

Применение интерактивных методов позволяет создать условия для:

- постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;

- выбора различных способов деятельности для достижения результата;

- развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе;

- развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость;

- мышления при принятии решений, критический подход к проблемам;

- уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям.

Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал. Если при традиционной системе обучения учитель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, то при новой парадигме учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, знания же учащиеся получают в результате своей активной познавательной деятельности. В процессе работы в интерактиве у учащихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.

Групповая форма организация учебной деятельности имеет более сложную структуру. Здесь в процессе учебных взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между педагогом и учащимися, но и внутри ученического коллектива. Таким образом, с точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной.

Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:

- контролирует ход работы в группах;

- отвечает на вопросы;

- регулирует споры, порядок работы;

- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе.

Совместная деятельность учащихся эффективна не только для уроков формирования знаний или умений, не менее эффективно применение групповых форм для повторительно - обобщающих уроков. Изученный материал дает обширную информацию для повторного анализа, уточнений, систематизации, выводов по теме.

В практике своей работы я часто провожу уроки по технологии интерактивного обучения, организуя детей в триады, квартеты, малые группы. Детям такие уроки очень нравятся.


















3. Основная часть.


Раздел 1. Методическое обоснование темы.

Методическая разработка урока по русскому языку (4 класс) разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089; Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»; Сборника программ для четырёхлетней начальной школы (Система Л.В.Занкова - Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2010. - 208 с. - 208 с. - ISBN 5-9507-0143-7.).

Программа отводит на изучение русского языка в 4 классе 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в год.

Урок «Части речи» (обобщение) - это 5 урок в разделе «Повторение изученного».

Форма урока (нестандартная): урок - игра «Клуб знатоков».




Раздел 2. Методические рекомендации по проведению урока.

Урок построен по технологии интерактивного обучения. Работа строится в малых группах. Работа в группах позволяет каждому ученику принимать активное участие в работе команды. Учитель на данном уроке координатор. В ходе урока дети повторяют в игровой форме изученные части речи и их признаки. Вся практическая деятельность урока способствует формированию орфографической зоркости учащихся и определению частей речи.

Эту разработку можно использовать и для проведения интегрированных уроков (литературное чтение, окружающий мир), а саму форму игры можно использовать на любом предмете и внеклассном занятии.















Раздел 3. План урока.

Тема программы: «Повторение изученного материала».

Тема урока: «Части речи. Обобщение»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: деловая игра

Цель методическая: сочетание разнообразных форм и методов деятельности учащихся при повторении основных положений учебного материала.

Цели образования:

1.Цель обучения: закрепление в памяти учащихся основных положений темы: «Части речи».

2.Цель воспитания: воспитание творческого отношения к учебной деятельности

3.Цель развития: развитие умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы, развитие логического мышления учащихся, культуры речи, внимания, памяти.

Материально - техническое обеспечение урока: проектор, экран, компьютер, ИКТ-презентация «Части речи», рисунок совы - символа мудрости, жетоны с изображением совы, галстуки команд (разноцветные), шарфики суперзнатоков, шляпы капитанов (магистров), рабочие тетради учащихся. Для учителя: раздаточный материал для индивидуальной работы.

Межпредметные связи: интеграция с литературным чтением, историей, окружающим миром.

Внутрипредметные связи: единство трёх линий курса «Русский язык»- развитие речи, изучение системы языка, освоение орфографической и пунктуационной грамотности.

Ход урока

1). Организация начала занятия. Вступительное слово учителя.

- Сегодня необычный урок. Мы проведем его в форме игры «Клуб знатоков». Будет много интересных заданий, которые потребуют от вас хороших знаний по теме «Части речи», смекалки, внимания.

2). Целеполагание и мотивация.

У нас 3 команды учащихся: красные, синие, зеленые.

В каждой команде заранее выбраны капитаны.

За каждое правильно выполненное задание команда получает жетон. Звания победителя «Клуба знатоков» удостоится команда, набравшая большее количество жетонов!

1 команда гостей: суперзнатоки. Они будут отвечать на самые трудные вопросы. А в конце игры смогут отдать свои жетоны любой команде.

Итак, мы начинаем!

3) Урок - игра.

Разминка. (Капитаны выходят к доске.)

- Первый «удар» берут на себя капитаны команд. Игра «Верно-неверно». (Капитаны получают по 2 квадрата - зеленый и красный. Зеленый - ответ «да», красный - «нет»). Ответ даем, поднимая нужный квадрат. Члены команд считают правильные ответы своих капитанов.

1. Глагол обозначает предмет. (Нет.)

2. Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. (Да.)

3. Глаголы на -ить относятся ко II спряжению. (Да.)

4. Имена существительные обозначают признак предмета. (Нет.)

5. Имена существительные изменяются по родам. (Нет.)

6. Имена прилагательные обозначают действие предмета. (Нет.)

7. Обычно имена прилагательные в предложении чаще всего определение (Да.)

8. Род имени прилагательного зависит от глагола. (Нет.)

9. В русском языке 5 косвенных падежей. (Да.)

10. В грамматическую основу предложения входит подлежащее и дополнение. (Нет.)

11. Наречие в предложении чаще всего является обстоятельством. (Да.)

12. Местоимения бывают 1-го и 2-го лица. (Нет.)

13. Порядковые числительные отвечают на вопрос сколько? (Нет.)

14. Однородные члены предложения не являются словосочетанием. (Да.)

15. Словосочетание - это подлежащее и сказуемое. (Нет.)

П р о в е р к а. Жетоны получают капитаны, по количеству правильных ответов.

I раунд. «Грамотеи».

С л о в а р н а я р а б о т а. (Написать на доске.)

-По 1 человеку от команды вставляют пропущенные буквы:

к..см..н..вт

ч..вств..вать

д..словн..

..динн..дцать

инт..ре..ый

ч..рный

г..л..рея

пут..шеств..вать

медл..нн..

п..тнадцать

ж..лтеть

..кскурс..

дв..надцать

к..л..ндарный

исправн..


-Все пишут в тетради, распределяя слова на группы: красные - существительные, синие- прилагательные, зелёные - глаголы.

-Капитаны зачитывают ответы групп. Жетон - за правильно выполненную работу.

-Какие есть ещё части речи?

II раунд. «Кто больше».

- Русский язык располагает большим запасом слов. В нем много синонимов. С их помощью точно и ярко выражаются все оттенки мысли и чувства.

- Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и красивее его речь.

Наша задача - проверить, насколько богат словарный запас наших участников.

-Нужно подобрать как можно больше синонимов предлагаемым словам. (Слова выбирают капитаны.) Команда работает коллективно. Отвечает один. (3 карточки). Приём «Аквариум»

Удивительный смелый грустный

Изумительный отважный печальный

Необычный храбрый безрадостный

Сказочный бесстрашный понурый

Невиданный решительный угрюмый

Поразительный Геройский безутешный

Жетон получает команда, которая подобрала больше синонимов.

- А еще нашу речь делают красочнее слова с переносным значением.

Я предлагаю командам ответить на вопросы-шутки и получить дополнительный жетон (обсуждают в командах и поднимают руку).

Помогает команда суперзнатоков. Вопросы в Приложении № 1.

(Если у команд нет ответа - задать вопрос гостям. В конце игры гость может отдать свой жетон понравившейся команде.)

III раунд. «Угадай сказочного героя». (3 карточки).

Капитан выбирает карточку. Работа коллективная. Определите род, число, падеж

- Вставьте пропущенные буквы, определите род, число, падеж существительных или прилагательных (по желанию команды). Существительные выделены красным цветом, прилагательные выделены оранжевым цветом). По данным словосочетаниям угадайте сказочного героя, назовите автора сказки.

1. на стар..м болоте. - ср. род, ед.ч., пр.п.

Лягушач.. кожу. - ж.р., ед.ч., вин.п.

Мудр.. советами. - мн.ч., - тв.п.

В прекрасн.. царевну. - ж.р., ед.ч., вин.п.(Царевна-лягушка.)

Русская народная сказка

2. хрустальн.. туфельку. - ж.р., ед.ч., вин.п.

На сказочн.. балу. - м.р., ед.ч., пр.п.

Королевск.. дворца. - м.р., ед.ч., род.п.

От добр.. феи. - ж.р., ед.ч., род.п. (Золушка.)

Шарль Перро

3. отважн.. девочка. - ж.р., ед.ч., им.п.

Трудн.. путем. - м.р., ед.ч., тв.п.

С добр.. друзьями. - мн.ч., - ТВ.п.

К снежн.. королеве. - ж.р., ед.ч., дат.п. (Герда.)

Г.-Х. Андерсен

Объясняет один из участников команды.

Жетон - за правильно выполненное задание.

Дополнительный жетон - назвать автора сказки.

Физминутка. Игра «Парад частей речи» (под музыку).

Дети становятся в круг. Учитель просит первых 3 человек, стоящих рядом в круге, назвать по одной части речи (например, существительное, прилагательное, глагол). Следующие стоящие в круге по очереди, повторяют прозвучавшие названия частей речи. Таким образом, каждый «назван частью речи». Один человек - ведущий - должен встать в центре круга. Ведущий выкрикивает название частей речи, например «глагол», и все «глаголы» должны поменяться друг с другом местами. Человек в центре также старается занять одно из занимаемых мест, и другой участник остается без места. Новый ведущий опять называет какую-то часть речи и игра продолжается. Название «Парад частей речи» означает, что все меняются местами.

-Давайте сейчас мы с вами решим "Какая часть речи важнее?" «Какая часть речи чаще употребляется? (прием «Ранжирование»).

-Презентация «Части речи».

IV раунд. Творческий (индивидуальная работа).

- Из данных словосочетаний (раунда III) составить текст. (Должны быть употреблены все словосочетания.) Чем интереснее текст, тем лучше. Текст записывает на листочке каждый. Капитан выбирает и зачитывает лучший.

V раунд. «Кот в мешке».

- Как вы думаете в прямом или переносном значении употреблено название раунда? Как понимаете название раунда?

- Правильно! Кот в мешке - это что-то неизвестное. Но ведь это неизвестное так интересно познавать! В связи с этим з а д а н и е: Исследуйте схемы и расшифруйте слово.

Задание записано на доске. Каждый участник работает самостоятельно на месте. После совещания один из членов команды отвечает.

Жетон - кто первый.

1-я буква Методическая разработка урока теоретического обучения по теме «Части речи» (4 класс, русский язык, система Л.В.Занкова)

2-я буква Методическая разработка урока теоретического обучения по теме «Части речи» (4 класс, русский язык, система Л.В.Занкова)

3-я буква Методическая разработка урока теоретического обучения по теме «Части речи» (4 класс, русский язык, система Л.В.Занкова)

4-я буква Методическая разработка урока теоретического обучения по теме «Части речи» (4 класс, русский язык, система Л.В.Занкова)

5-я буква Методическая разработка урока теоретического обучения по теме «Части речи» (4 класс, русский язык, система Л.В.Занкова)

6-я буква Методическая разработка урока теоретического обучения по теме «Части речи» (4 класс, русский язык, система Л.В.Занкова)

Получилось с л о в о: Радуга.

- Вспомните и расположите цвета радуги по порядку (раздаются карточки каждой команде, а с обратной стороны написаны буквы).

Методическая разработка урока теоретического обучения по теме «Части речи» (4 класс, русский язык, система Л.В.Занкова)

Буквами обозначены цвета карточек:

к - красный;

о - оранжевый;

ж - желтый;

з - зеленый;

г - голубой;

с - синий;

ф - фиолетовый.

Получившееся слово - название следующего раунда - «История».

Методическая разработка урока теоретического обучения по теме «Части речи» (4 класс, русский язык, система Л.В.Занкова)

VI раунд. «История».

- А. С. Пушкин сказал: «Уважение к истории - вот что отличает образованность от дикости».

- Предлагаю решить проблему «Назови имена великих людей». Вашему вниманию предлагается исторический текст из 3-х частей. Задание - определить границы частей и догадаться о каких великих людях идёт речь? Приложение № 2.

Жетон - кто правильно выполнит задание.

-Что можете дополнить о великих людях?

Исторический блицопрос.

Вопросы задаются поочередно каждой команде. Помогают суперзнатоки.

Жетон - за каждый правильный ответ. Приложение № 3.

-Игра «Найди лишнее слово»: выбери себе одну группу.

По 1 человеку от команды выходят и снимают те таблички, которые соответствуют их выбору.

летопись великий литературный памятник

скоморохи духовная берестяные грамоты

ремесло золотой красный угол

фольклор придворный строить корабли

- Найдите в своей группе слов лишнее, объясните выбор.

Методическая разработка урока теоретического обучения по теме «Части речи» (4 класс, русский язык, система Л.В.Занкова) - сложное слово;

Методическая разработка урока теоретического обучения по теме «Части речи» (4 класс, русский язык, система Л.В.Занкова) - есть приставка;

строить корабли - связь «управление».

Жетон - за правильный ответ.

7 раунд. Работа в группах «Кто быстрее?»

-Исследуйте предложения. Распределите слова загадки на группы по частям речи и назовите их. Приложение № 4 (карточки). Объясняет каждая команда.

Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной, а зовут меня луной.

1.Существительное (ночью, небу, землю, луной).

2. Глагол (гуляю, освещаю, зовут).

3. Числительное (одной).

4. Местоимение (мне, меня).

5. Предлог (по).

6. Союз (а).

7. Наречие (тускло, скучно).

8 раунд. «Пойми меня».

- Александр Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». В этом раунде мы проверим, в какой мере наши участники владеют «искусством объяснения».

У команд веер слов. По команде учителя капитан вытягивает любое слово. Идёт обсуждение (10 сек.) и капитан отвечает. Жетон - за каждое правильное объяснение

С л о в а записаны н а к а р т о ч к а х:

Подлежащее. Сказуемое. Дежурный. Звонок. Парта. Прилагательное. Глагол. Существительное. Учитель. Словарные слова.

Игра «Объясни слова» (Дети встали в круги. Учитель называет слова, дети обсудив, объясняют значение слов).

Спряжение- Перемена- Столовая- Контрольная работа- Выходной- Синонимы- Антонимы- Словосочетание- Приставка- Корень слова- Суффикс- Окончание- Тетрадь- Дневник- Отметка- Стихотворение- Соревнования- Олимпиада-Каникулы-

- Вот и подошла к концу наша игра. Пора подводить итоги. Капитаны, посчитайте свои жетоны.

4). П о д в е д е н и е и т о г о в.

-Оцените работу своей группы и работу других групп.

Поздравление победителей аплодисментами.

- Чем заинтересовал вас урок?

- Можно ли обойтись в речи без частей речи?

5).Цветорефлексия.

Выбери своё отношение к уроку. Приложение № 5.

6) Домашняя работа - по выбору: составить схему «Части речи», сочинить сказку о любой части речи (устно или письменно).







Технологическая карта урока:


Дидактическая

структура

урока

Методическая подструктура урока

Признаки

решения

дидактических

задач

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

Организационный момент

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности


Актуализация знаний по всей теме

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Приём «Проблемная ситуация».


Организация деятельности обучающихся путем постановки и решения проблем, основанной на повторении, анализе, обобщении, структурировании изученного материала

1. Словесные методы: рассказ, объяснение,

беседа, работа с учебником.
2. Наглядные

методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий,

презентация.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, самостоятельная работа, творческая работа.

4. Методы контроля

и самоконтроля;

5.Методы по применению знаний на практике.

6.Исследовательский метод.

1.Коллективная.

2.Индивидуальная

3.Групповая

4.Фронтальная

1.Приём

«Верно/

неверно».

2.Приём

«Классифи

кация»

3. Приём «Аквариум». 4.Приём

«Как

вы думаете?»

5.Приём «Ранжи

рование»

6. Приём «Найди лишнее».

7.Приём «Ситуация Яркого пятна».

8.Приём-Игра «Парад частей речи».

9.Приём «Проблемная ситуация».

Учебные пособия,

дидактический материал,

ТСО (технические средства обучения),

средства наглядности,

опорные схемы

Работа в малых группах.

Коллективный способ обучения (КСО)

Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания на основе обобщения.

Созданы условия для усовершенствования и систематизации имеющихся знаний и умений, осознания комплексного межпредметного характера изученного материала.

Сформированы

навыки самостоятельной умственной деятельности.

Выявлены уровни овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Оценка учебных достижений обучающихся, выводы, подведение итогов

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Приём «Оценивание»


Рефлексия

Приём «Цвето

рефлексия»

Дидактические задачи - это задачи управления учебно-познавательной деятельностью. Они на уроке решены.

Домашнее задание

Приём «Выбери»






Раздел 4. Дидактический материал к уроку.

Приложение № 1.

Помогает команда суперзнатоков.

1. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного.)

2. В какой печи не испечь калачи? (В доменной.)

3. Из какого крана нельзя напиться? (Из подъёмного.)

Приложение №2.

1.Неутомимый, волевой царь Петр все хотел постичь сам. Всю жизнь он учился. Хорошо знал математику, географию, военное дело, иностранные языки. Петр освоил около 14 специальностей. Он мог своими руками построить корабль.

2.В 11-12 лет Михайло начал постигать грамоту. Первым его учителем стал дьячок местной церкви. А уже через два года Михайло считали лучшим чтецом. Первыми его книгами были «Грамматика» и «Арифметика». На Русском Севере к книгам относились с глубоким уважением.

3.Екатерина была умна, имела сильный характер, волю, отличалась трудолюбием. Прекрасно образованная императрица вела переписку с умнейшими людьми своего времени. У Екатерины был редкий дар выбирать себе помощников и советников.

Приложение № 3.

Исторический блицопрос.

1. Как называлась рукописная книга, в которой в далеком прошлом записывались все события, случившиеся за год? (Летопись.)

2. Какое прозвище получил Петр I в истории России? (Великий.)

3. Как называют старинные и очень ценные книги, рукописи, записи летописцев? (Например: «Повесть временных лет», «Хождение за три моря».) (Литературный памятник.)

4. Как называют древнерусские письмена, документы XI-XV вв., написанные на бересте? (Берестяные грамоты.)

5. Как называется музыка, которая исполняется во время религиозной службы в церквях? (Духовная.)

6. Первые артисты на Руси - мастера смешить, веселить. (Скоморохи.)

7. Как называют XIX век в истории русской культуры? (Золотой.)

8. Как называли в крестьянской избе передний угол, где ставили стол и вешали иконы? (Красный угол.)

9. Изготовление изделий ручным, домашним, кустарным способом. (Ремесло.)

10. Устное народное творчество. (Фольклор.)

11. Театр, относящийся к царскому двору. (Придворный.)

12. Чему учился Петр I в навигационной школе? (Строить корабли.)

Приложение № 4.

Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной, а зовут меня луной.

Приложение № 5.

Выбери своё отношение к уроку.

1. Урок полезен, всё понятно.

2. Лишь кое - что чуть - чуть не ясно.

3. Ещё придётся потрудиться.

4. Да, трудно всё - таки учиться.

Приложение № 6.

Приём "Аквариум" - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему. Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема - "аквариум".

Приём - Игра «Парад частей речи». Данный приём очень активизирует ребят. Его можно применять для создания групповой сплоченности, усиления концентрации внимания и для того, чтобы «перемешать» участников, например, для последующего знакомства в парах, разделив сидящих рядом знакомых.

Приём «Проблемная ситуация». Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала.

Приём «Рефлексия». Этот этап предполагает подведение итогов деятельности учащихся. «Цветорефлексия» - дети выбирают высказывание определённого цвета, выражающее отношение к уроку. Приём «Цветорефлексия». Эффективен в конце урока. Для проведения этого приема понадобятся наборы цветных карточек по количеству учащихся.

Приём «Оценивание». Этот вопрос является наиболее сложным для учителей, работающих в интерактивном режиме. Оценивание должно стимулировать работу учащихся на последующих занятиях. В первый раз, если все работали активно, с желанием, выставляю всем участникам группы высший балл. В дальнейшем оценивание поручаю руководителю группы. Такой способ организации оценивания имеет профессиональную направленность - приучает учащихся оценивать работу других.

Прием «Ранжирование» предполагает решение следующего задания "Что важно для меня?"

Приём «Ситуация Яркого пятна». Среди множества однотипных слов одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.

Приём «Найди лишнее». Необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.





4. Заключение.

Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям.

В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Для развития творческих способностей учителю сегодня очень важно от репродуктивных методов обучения перейти к продуктивным, когда ученик должен не только показывать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно-следственные связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.

На основании анализа литературы и практического опыта я пришла к выводу, что интерактивное обучение - фактор интеллектуального развития и воспитания школьников. Так как оно обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрывает новые возможности обучающихся, изменяет не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.

Для подтверждения вывода был представлен урок по технологии интерактивного обучения.

Применение технологии интерактивного обучения позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника (возникает целая система взаимодействий: учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа - группа), связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.

Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей, к чему я постоянно стремлюсь.

5. Список использованных источников.

Список литературы (источников) для учащихся.

1. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы.//Психологическое обозрение. 2006. № 2 (3), с.47-52.

2. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, Владос, 2004.

3. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: «Академия развития», 2008.

4. Романенко В. Маленьким эрудитам. Издательство: Книжный клуб.

5. Стронская И.М. Русский язык. Энциклопедический словарик школьника

6.Холодова О. Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей. Методическое пособие. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс
Рабочая тетрадь (в двух частях) 1 класс, 2 класс. Издательство: Росткнига. 2004-2009.

7. Шинкарчук С.А., Синова И.В. История России.

Энциклопедический словарик школьника. Издательство:Литера,2006

Список литературы для педагогов.

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320с.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: 2005г

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - С.-Пб.: Союз, 2002.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 230с.

5. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении - М.: Знание, 1960г. 162с.

6. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990.

7. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. - М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.

8. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе//Педагогика, 2005, №2.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров - М.: Издательский центр "Академия", 2004

10. Нестандартные задания на уроках русского языка.// Русская словесность. №5, 2000, стр.16-19.

11. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем \\ хрестоматия по педагогической психологии сост. Красило А. И. и др. - 2005г.

11. Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 2007г.-160с.

12. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М.: Знание, 1974. -230с

Методическая разработка урока теоретического обучения по теме «Части речи» (4 класс, русский язык, система Л.В.Занкова)


© 2010-2022