БУКВЫ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Класс 5    Предмет  русский язык Тема урока Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных. Тип урока Урок открытия новых знаний. Цели урока (образовательные):находить (видеть) в словах орфограмму ­ букву о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, писать слова с этой орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора написания, отличать орфограмму ­ букву о, е после шипящих в суффиксе и окончании от орфограммы ­ буквы ё, о после шипящих...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА: «БУКВЫ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» (5 КЛАСС УМК Р.Н. БУНЕЕВА, Е.В. БУНЕЕВОЙ) ФГОС.


Учитель Кожухова Вера Яковлевна

Класс 5 Предмет русский язык

Тема урока Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных.

Тип урока Урок открытия новых знаний.

Цели урока (образовательные): находить (видеть) в словах орфограмму ­ букву о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, писать слова с этой орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора написания, отличать орфограмму ­ букву о, е после шипящих в суффиксе и окончании от орфограммы ­ буквы ё, о после шипящих в корне

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).

Коммуникативные УУД:

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Этап урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Мотивация к учебной деятельности.

Включение учащихся в деятельность

Приветствует, про- веряет готовность класса к уроку, со- здает эмоциональ- ный настрой, желает успеха. .

Определяют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм

Самоопределение (Л)

II. Языковая разминка.

Актуализация знаний учащихся о правописании о-ё после щипящих с последующим выходом на проблемную ситуацию урока

Линейный диктант:

1Чёрный 2шёпот 3 чёрт 4жёлудь 5шорты 6 шелк 7пчёлы 8 чёлка 9 шёрстка 10 жёлтый

Индиви-

дуальная,

парная

Диктует слова.

Применяя правило, записывают гласные после шипящих. Осуществляют взаимопроверку и выставляют отметки в соответствии с нормами.

Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П). Находить и исправ- лять ошибки, оценивать (Р), осуществлять взаимопроверку(К).

III. Введение в тему с формулировкой целей урока.

Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения.

Анализ материала для наблюдений и формули- ровки проблемного вопроса

На слайде представлены слова: ш…пот, друж…к, врач…м, товарищ…м

- Что общего у этих слов?

- А какие различия заметили?.

- Можно ли применить известное вам правило написания букв ё, о после шипящих? Почему? Сформулируйте тему и проблему урок

Коллективная

Создаёт условия для проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Ученики отвечают на вопросы, формули- руют цель и проблему урока, сравнивают с авторской формулировкой

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему и проблему урока (Р)

IV

.Физкультминутка

Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности на физическую.

Коллективная

Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения глаз

Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения глаз

V. Поиск решения. Открытие новых знаний.

Построение плана достижения цели,

Фиксация нового знания в речи

1.Анализ материала для наблюдений и формулировки правила: петушок

крючок свечой

плащом

врачом

товарищем

ландышем

собачонка

доченька

горошек

мудрецом

кольцом

колодцем

старцем

Коллективная, парная

Организует парную работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения.

После наблюдений в парах высказывают свои гипотезы

Искать пути решения проблемы (П.Р).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К).

VI Реализация построенного проекта

Выбор оптимального из предложенных детьми варианта решения проблемы , фиксация преодоления затруднения

1. Формулирование правила учащимися.

2.Сравнением с текстом учебника

3. Составление алгоритма

Коллективная, парная, группо-

вая

Организует работу с текстом правила в технологии изу- чающего чтения.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке

формулируют правило, затем сравнивают с текстом в рамке учебника, читая его в технологии изучающего чтения.

Составляют алгоритм действий.

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.

Владеть технологией и приёмами изучающего чтения (П).

VII. Развитие учебно­языковых и орфографических умений

Организация усвоения детьми нового способа действия при выполнении упражнений на изученную орфограмму

Творческий диктант.

- Подберите синоним к словам, запишите, обозначьте орфограмму:

а) доктора по­другому называют … (врачом); б) суп со свёклой называют … (борщом); в) упрямого человека называют … (упрямцем)…..

г) длиннноухого зверька называют…(зайчонком)

д) маленький, зелёный, квакает - это …(лягушонок)


индивидуальная

Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль

- Подбирают синоним к словам, записывают, обозначают орфограмму: осуществляют самооценку

Умение находить (видеть) в словах орфограмму­букву о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, устно объяснять и графически обозначать условия выбора написаний, отличать орфограмму­букву о, е после шипящих в суффиксе и окончании от орфограммы­буквы ё, о после шипящих в корне (П).

VIII Самостоятельная работа

Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия.

Упр. 370

индивидуальная

Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль

Выполняют упражнение в соответствии с заданием.

умение писать слова с орфограммой­буквой о, е после букв шипящих в суффиксах имён сущест вительных, разграни -чивать суффиксы по значению - уменьшительное для животных и для лиц (людей) (П).

IX Рефлексия

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности

коллективная

Организует рефлек сию через подводя- щий диалог:

Какой была тема урока? Какую проблему мы решали? Как её решили? Чему научились на уроке? Что следует доработать?

- Назовите ключе вые слова темы. (Буквы шипящих и ц, орфограммы­бук вы о, е, суффикс, окончание существительных, ударение.)

Отвечают на вопросы, подводят итог работы

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р)

X Домашнее задание

&42. Упр.373.



© 2010-2022