Употребление Ъ и Ь

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Роль Ъ и Ь в русском языке»

Цели урока:



  1. повторить и обобщить сведения о роли Ъ, Ь через представление проектов, подготовленных обучающимися;

  2. а) видеть отличие употребления Ъ и Ь в словах;

б) уметь применять знание теоретического материала в письменной речи;

  1. воспитывать интерес к изучению родного языка

Оборудование к уроку:

компьютер, мультимедийная установка, медиапродукт - презентации (среда Power Point), плакат-газеты, карточки, раздаточный материал

Ход урока:

  1. Организационный момент.



  1. Вступительное слово.

Тема нашего урока «Роль Ъ и Ь в руссом языке».

Но начну я урок я с высказывания К. Д. Ушинского: «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию». Ряд проведенных работ, включающих задания на знание правописания Ъ и Ь, показал, что у многих учащихся эта тема вызывает затруднения, хотя на первый взгляд, казалось бы, мы не относим ее к наиболее сложным. Таким образом, настало время задать себе вопрос: все ли я знаю об употреблении Ъ и Ь?

На сегодняшнем уроке у вас будет возможность проверить свои знания, обобщить и систематизировать их с помощью представленных вашему вниманию промежуточных проектов , подготовленных одноклассниками.

III.

1. Разговор о роли Ъ и Ь правильнее будет начать с истории происхождения этих букв.

( ПРЕЗЕНТАЦИЮ представляет ученик 1 группы)

2. Когда речь заходит о роли Ъ и Ь, мы чаще всего вспоминаем их разделительную функцию.

А) ПРЕЗЕНТАЦИЯ «разделительные Ъ и Ь»

(представляет ученик 2 группы)

Б) Слова - загадки

В нашем языке есть слова, правописание которых нельзя объяснить существующими правилами. Это такие слова, как СУБЪЕКТ, ИНЪЕКЦИЯ, МЕДАЛЬОН и т.д.

Информация об этих словах представлена на магнитной доске и ознакомит вас с ней …

(ученик рассказывает о правописании слов и их значении)

Употребление Ъ и Ь

--- Составьте с любыми из этих слов 2-3 предложения и запишите их.

В) У каждого из вас на парте лежат карточки. Вы сейчас работаете с карточками меньшего размера. Выполнение этого задания позволит вам проверить свои знания .

карточки В1 - В3

(РАБОТА КЛАССА ПО ВАРИАНТАМ)

Вставьте пропущенные буквы или слова.

Вариант 1

Он б___т в колокол.

Здесь ш___т костюмы.

бриллиантовое кол___

вороб___ное гнездо

собач___ холода

большой кан___н

с__л пирожок

Он вз___репенился.

быстрый под___м

поехать в об___зд

увидеть в___ве

четырёх___русная терраса

суб___ктивный подход

об___кт исследования

Вставьте пропущенные буквы или слова.

Вариант 2

Они п___т воду.

Ч___ это пальто?

ломать коп___

солов___ная песня

кошач___ крики

серебряный медал___н

испанский сен___р

с___хать с квартиры

в___дливый экзаменатор

большой об___м

трёх___русная кровать

ад___тант генерала

сделать ин___кцию

супер___хта



Вставьте пропущенные буквы или слова.

Вариант 3

печная в___шка

Л___т дождь.

зимняя в___га

мурав___ная кислота

теляч___ нежности

куриный бул___н

местный почтал___н

парадный под___зд

подбирать об___дки

из___влять желание

двух___русная кровать

Ад___нкт - это аспирант высших военно-учебных заведений

кон___нктурные соображения

Пост___дерный

IV . Итак Ъ выполняет разделительную функцию. Мы рассмотрели и отдельные случаи его употребления (слова иноязычного происхождения).

Больше о Ъ мы ничего добавить не можем. Зато оставшееся время мы будем говорить о Ь. Хочу предложить вашему вниманию стихотворение О. Высотской «Мягкий знак»:

Он очень вежлив,

Мягкий знак.

Не любит споров он и драк,

Он всем старается помочь,

Он в слове мать и в слове дочь,

И в тихом лунном слове ночь.

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить:

Отрежь - отрежьте!

Поешь - поешьте!

Исправь - исправьте!

Так мягко просит Мягкий знак,

Что отказать нельзя никак.

Вы прослушали стихотворение и ,надеюсь, сможете ответить на вопрос:

--- В каких самостоятельных частях речи встречается Ь?

Самыми употребляемыми частями речи являются существительные, прилагательные и глаголы. С них мы и начнем разговор о роли Ь в разных частях речи.

  1. А) ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Ь в существительных»

(представляет ученик 3 группы).

Б) Перед вами лежат карточки. Работать вы будете с ними по мере представления отдельных частей речи. Вы сейчас работаете только с существительными.

Работа с карточками.

Вариант 1

Вариант 2

вороной кон___

На улице хляб___ и сырость.

юдол___ печали

пролитая кров___

бурый медвед___

княз___ Болконский

опытный вратар___

нести ерес___

Что ж___ ты так?

аж___ задрожал

несколько тысяч___ зрителей

цвет беж___

Клоун рыж___.

Кыш___ отсюда.

Марш___ домой!

Иш___ какой хитрый!

Наш___ дом.

Это ваш___ сосед.

спелая рож___

взрослая доч___

скорая помощ___

нужная вещ___

использовать ветош___

кожаная упряж___

всюду роскош___

летит картеч___

слишком много нерешённых задач___

среди берёзовых рощ___

зубной врач___

играть туш___

страна урочищ___ и гор

много пастбищ___

любитель зрелищ___

богатый кортеж___

запеч___ утку

береч___ одежду

увлеч___ работой

привлеч___ к ответу

Пирог должен испеч___ся.

Ты должен береч___ся.

Как она могла им увлеч___ся?

навлеч___ гнев

Среж___те цветы.

Спряч___те руки.

Не переч___ матери!

Не пореж___те руки.

Спряч___тесь от него.

Не покалеч___тесь.

Не вреж___ся в машину.

Обознач___те остановку.

Почему ты не умываеш___ся?

Зачем ты с ним ссориш___ся?

Постираеш___ белье?

Ты его обидиш___ этими словами.

Разве ты не видиш___, что он прав.

Чему ты улыбаеш___ся?

Как ты смееш___ так себя вести?

Ты строиш___ дом.

распахнуть дверь настеж___

сплош___ одни неприятности

ударить наотмаш___

Точ__-в-точ___ как отец

Забыл всё напроч___.

упал навзнич___

пустился вскач___

Уж___ осень близится...

выйти замуж___

невтерпёж___ жениться

взять на абордаж___

Лиш___ бы ничего не случилось.

Он умный, то биш___ начитанный.

Виш___ какой грамотный!

2. От глаголов в стихотворении к презентации о глаголе.

А) ПРЕЗЕНТАЦИЯ«правописание Ь в глаголах и наречиях»

(представляет ученик 4 группы)

Б)Сейчас вашему вниманию будет представлена еще одна работа на заданную тему, а также у вас будет возможность решить составленный ребятами 4 группы кроссворд.

Употребление Ъ и Ь

решение кроссворда

В) Продолжите работу с карточками. Сейчас вы работаете с правописанием Ь в

глаголах и наречиях.

Работа с карточками.

3. Ь в прилагательных, местоимениях и числительных

А) ПРЕЗЕНТАЦИЯ

(представляет ученик 5 группы)

Б) ПЛАКАТ - ГАЗЕТА (представляют ученики 6 группы)

Употребление Ъ и Ь

V. Говоря о правописании Ь в самостоятельных частях речи, мы должны помнить, что он также употребляется и в служебных частях речи. В каких?

Ь в служебных частях речи

А) ПРЕЗЕНТАЦИЯ

(представляет ученик 7 группы)

Б) Продолжите работу с карточками Работа с карточками

VI. ТВОРЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА.

  1. ПРЕСТАВЛЕНИЕ «КНИЖКИ ДЛЯ БРАТИШКИ».

О роли Ъ и Ь мы можем узнать из стихов и сказок, представленных нашему вниманию в книжке, которая все-таки больше предназначена совсем юному читателю. Мы выполнили просьбу учителя начальных классов, узнавшего о нашей работе над учебным проектом. Но и для нас здесь найдется много полезной информации.

(представляет ученик 8 группы)

Употребление Ъ и Ь



  1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ « Влияние Ь на значение слова» завершает наш разговор об употреблении Ъ и Ь.

(представляет ученик 9 группы)

VII.

В заключение мне хотелось бы узнать ваше мнение об уроке, который был построен на представлении учебного проекта. Напишите, понравился ли вам урок? Что было трудным? Хотели бы вы еще участвовать в работе над каким-либо проектом?



© 2010-2022