- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Употребление имён прилагательных в речи
Употребление имён прилагательных в речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рогова И.В. |
Дата | 04.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Цели:
- образовательная:
дать представление о роли имен прилагательных в речи; обучить правильному и обоснованному подбору синонимов и антонимов;
формировать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы.
- развивающие: развитие умения использовать прилагательные при описании природы.
- воспитательные: формировать личностную позицию, воспитание
сознательной дисциплины, формирование навыков самоконтроля.
Оборудование:
- оформление доски: тема, эпиграф к уроку: « Гибок ,богат и, при
всех своих несовершенствах, прекрасен язык каждого народа»
( Н.Г.Чернышевский);
- медиапроектор (отрывок из художественного произведения И.Соколова-Микитова);
- медиапроектор (репродукция картины С.Ю.Жуковского «Осень. Веранда»);
- сигнальные карточки;
- медиапроектор (стихотворение О.Головко).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Тема урока «Употребление имён прилагательных в речи».
Цели - понаблюдать, какую же роль играют эти слова в нашей речи, систематизировать и углубить знания о прилагательных.
3. Работа с эпиграфом.
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:
«Гибок, богат и, при всех своих несовершенствах, прекрасен язык каждого народа.» (Н.Г.Чернышевский)
- Ребята, в чем смысл высказывания?
- М.Горький говорил, что « язык- инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться им владеть» . В своей речи мы используем много слов. С помощью существительных называем окружающие предметы и явления, глаголом выражаем действия.
Но человек стремиться не только дать предметам название, но и показать его свойства и признаки. А для того, чтобы понять, о ка-
кой части речи я говорю, прочтем стихотворение О.Головко.
Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет -
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
- Ребята, что обозначает прилагательное? На какие вопросы отвечает?
- Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Изменился бы наш язык?
- Я думаю, что текст, написанный на экране, поможет в этом убедиться.
4. Работа с медиапроектором (отрывок из произведения И.Соколова-Микитова)
На …фоне пожелтевших берез выделяются …пятна раскра-
шенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с них
… листья. От дерева к дереву протянуты … нити… паутины. Кое-где краснеет шляпка … подосиновика. Тихо в … лесу. Долго не хочется прощаться с этими … днями.
-Чего в нем не хватает? Вставьте в текст имена прилагательные
(работа в парах)
- Сравните с авторским текстом.
На золотом фоне пожелтевших берез выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с них легкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тихо в осеннем лесу. Долго не хочется прощаться с этими золотыми днями.
- Красивая картина представилась нам?
- Сделайте вывод о роли прилагательных в тексте.
5. Игра
- В художественных текстах часто используются антонимы- прилагательные, которые делают нашу речь более выразительной. Вспомните, что такое антоним.
- А теперь немного поиграем. У вас на столе у каждого лежит карточка, на которой написано слово. Я произношу прилагательное, а вы подбираете антоним, встаете и произносите его.
-
Веселый (грустный, печальный, тоскливый, угрюмый, мрачный ,хмурый)
-
Богатый (бедный, нищий)
-
Новый (старый, древний, старинный)
-
Горячий (ледяной, холодный)
-
Близкий (далекий, дальний)
-
Безобразный (красивый, прекрасный)
-
Высокий (маленький, низенький, низкорослый)
-
Грубый (вежливый, деликатный нежный, ласковый)
-
Красивый (безобразный, уродливый)
-
Молодой (старый)
-
Мягкий (твердый, жесткий)
-
Нежный (грубый)
- А что же такое синонимы? Какую роль они играют в нашей речи? (обогащают, придают ей выразительность, устраняют повтор слов)
- Я показываю цвет, а вы подбираете синоним.
-
Фиолетовый ( баклажановый , сиреневый)
-
Красный (багровый, алый, огненный, кровавый, пурпурный)
-
Желтый (золотой, солнечный, янтарный)
-
Синий (бирюзовый, небесный, васильковый)
-
Зеленый (изумрудный)
-
Коричневый (кофейный, шоколадный)
- А теперь подберите к ним сложные прилагательные, обозначающие оттенок цвета.
6. Анализ стихотворения
- Употребления им. прилагательных придает речи яркость, образность описания. Не случайно, в художественном изображении природы почти каждое 4 слово- это прилагательное. Я думаю, что стихотворение И.А. Бунина докажет это.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
-Найдите слова, с помощью которых передается цвет. Только ли прилагательные используются?
- Выпишите словосочетания "прил.+ сущ."
- Определите лексическое значение слова пестрый.
- Как вы думаете, что хотел показать автор, используя в тексте столько прилагательных?
7. Физкультминутка.
8. Работа по картине
- Художник с помощью цвета создает образ. Красный, желтый цвета передают радость, хорошее настроение, а более темные - грусть, печаль. Но сочетание контраста - особая красота. Посмотрите внимательно на репродукцию картины С.Ю.Жуковского «Осень. Веранда».
- Какие цвета использует автор?
- Что изображено на картине?
- Попробуйте передать свои впечатления от этого осеннего дня.
Напишите сочинение-миниатюру (чтение 2-3 работ в конце урока).
9. Итог урока
- В конце урока мы вновь обращаемся к стихотворению О.Головко (чтение). Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? (вывод делают ученики).
10. Выставление и комментирование оценок
11. Домашнее задание
Упр.250 (зад.4,5.6), стр.105.