Работа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку учащихся 11 класса, имеющих хорошие способности к предмету

"Описание материала: "В данной статье говорится об особенностях работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку учащихся с хорошим уровнем способностей. Особое внимание я старалась уделить подготовке к сочинению-рассуждению. Это очень интересный вид работы. Мой опыт работы (6 выпусков с 2009 года) по подготовке к ЕГЭ показывает, что ребятам нравится учиться писать сочинение, где можно проявить творчество. Они с удовольствием это делают. Им нравится обсуждать тексты за круглым столом, где кажды...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку учащихся 11 класса, имеющих хорошие способности к предмету

Работа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку учащихся, имеющих хорошие способности к русскому языку, требует особого подхода. К сожалению, большее количество времени учитель вынужден уделять работе с учащимися со слабыми и средними способностями.

Целенаправленную подготовку к экзамену следует начинать уже с первых учебных дней в 10 классе. Вся деятельность учителя в 10-11 классах должна быть направлена на достижение хороших результатов на ЕГЭ, но здесь важно не переусердствовать. Нельзя постоянно говорить ребятам об экзамене, запугивать их. Задача учителя как раз и состоит в том, чтобы каждый ребёнок поверил в свои силы, захотел заниматься языком, полюбил чтение, с удовольствием шёл на уроки литературы и с радостью делился тем, что прочитал. Он должен понимать, что художественная литература поможет ему на экзамене. В гонке за результатом нельзя забывать и о нравственных аспектах воспитания.

Подготовка к экзамену ведётся в комплексе и на уроках литературы, и на уроках русского языка, и на элективных курсах или факультативах. Могут применяться такие формы и методы работы как решение тестов в режиме онлайн, круглые столы, где идёт обсуждение заданий ФИПИ, самостоятельная работа, работа в группах и парах. Человек усваивает больше информации, лучше понимает, когда учит других, поэтому сильные учащиеся могут помогать одноклассникам в подготовке к экзамену, быть консультантами в решении заданий. Иногда дети объясняют друг другу то или иное правило лучше, чем учитель. В 11 классе учащиеся могут поработать экспертами. Очень полезно разбирать сочинения, оценивать их по критериям. Готовых сочинений можно найти на различных сайтах. Как подсказывает опыт, успешно справляются с сочинением те ребята, которые чётко знают, что хотят от них услышать эксперты на ЕГЭ. Важно, чтобы каждый ребёнок знал критерии оценивания сочинения-рассуждения.

Работа над сочинением может включать следующие этапы:

  1. «Знаю, за что получаю заветные баллы». Так может условно называться первый этап работы. Здесь учащиеся знакомятся с критериями оценивания и с баллами за них.

  2. На втором этапе идёт работа непосредственно с текстами. Учащиеся должны иметь представление о том, какие бывают тексты на ЕГЭ (художественные, публицистические, научные). Мы с ребятами просто читаем различные тексты и беседуем по ним. Беседа обычно строится по принципам разбора текстов на уроках литературы. Ребята с удовольствием высказываются, задают вопросы, спорят и т.д. Этот вид работы очень приятный и полезный, тексты ведь имеют мощный воспитательный потенциал. Многие классные руководители обращаются ко мне с просьбой дать тексты для классного часа. К счастью, очень много хороших текстов для ЕГЭ.

  3. На третьем этапе идёт работа по выявлению проблемы, которую поднимает автор текста. Учащиеся должны знать, что проблему можно формулировать разными способами: можно использовать назывные предложения, можно проблему сформулировать в виде вопроса и т. д.

  4. «Учимся комментировать проблему» называется четвёртый этап работы над сочинением. Здесь определяем, что такое комментарий, чем он отличается от пересказа текста. Очень важно, чтобы ребята знали о том, как не увлечься пересказом, иначе они не получат заветные 2 балла за комментарий. Мы разбираем очень много текстов, выявляем проблему, которая поднимается в тексте, комментируем её.

  5. «Выявляем авторскую позицию по проблеме». Так мы условно называем этот этап работы. Учащимся важно знать, что такое авторская позиция, как она может быть выражена. Здесь необходимо работать также с текстами разных стилей, чтобы ребята научились чётко определять позицию автора.

  6. На следующем этапе учимся подбирать аргументы. Учащиеся узнают, какие бывают аргументы.

Работа по написанию сочинения ведётся по чёткому плану, но здесь нет жёстких рамок. Главное учитывать то, что должно быть в сочинении, что конкретно оценивается экспертами.

Часть С ЕГЭ-это задание сложного уровня, за выполнение которого можно заработать хорошие баллы, поэтому следует уделять особое внимание подготовке к сочинению.

© 2010-2022