- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Работа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку учащихся 11 класса, имеющих хорошие способности к предмету
Работа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку учащихся 11 класса, имеющих хорошие способности к предмету
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Акбирова Р.Д. |
Дата | 18.06.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Работа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку учащихся 11 класса, имеющих хорошие способности к предмету
Работа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку учащихся, имеющих хорошие способности к русскому языку, требует особого подхода. К сожалению, большее количество времени учитель вынужден уделять работе с учащимися со слабыми и средними способностями.
Целенаправленную подготовку к экзамену следует начинать уже с первых учебных дней в 10 классе. Вся деятельность учителя в 10-11 классах должна быть направлена на достижение хороших результатов на ЕГЭ, но здесь важно не переусердствовать. Нельзя постоянно говорить ребятам об экзамене, запугивать их. Задача учителя как раз и состоит в том, чтобы каждый ребёнок поверил в свои силы, захотел заниматься языком, полюбил чтение, с удовольствием шёл на уроки литературы и с радостью делился тем, что прочитал. Он должен понимать, что художественная литература поможет ему на экзамене. В гонке за результатом нельзя забывать и о нравственных аспектах воспитания.
Подготовка к экзамену ведётся в комплексе и на уроках литературы, и на уроках русского языка, и на элективных курсах или факультативах. Могут применяться такие формы и методы работы как решение тестов в режиме онлайн, круглые столы, где идёт обсуждение заданий ФИПИ, самостоятельная работа, работа в группах и парах. Человек усваивает больше информации, лучше понимает, когда учит других, поэтому сильные учащиеся могут помогать одноклассникам в подготовке к экзамену, быть консультантами в решении заданий. Иногда дети объясняют друг другу то или иное правило лучше, чем учитель. В 11 классе учащиеся могут поработать экспертами. Очень полезно разбирать сочинения, оценивать их по критериям. Готовых сочинений можно найти на различных сайтах. Как подсказывает опыт, успешно справляются с сочинением те ребята, которые чётко знают, что хотят от них услышать эксперты на ЕГЭ. Важно, чтобы каждый ребёнок знал критерии оценивания сочинения-рассуждения.
Работа над сочинением может включать следующие этапы:
-
«Знаю, за что получаю заветные баллы». Так может условно называться первый этап работы. Здесь учащиеся знакомятся с критериями оценивания и с баллами за них.
-
На втором этапе идёт работа непосредственно с текстами. Учащиеся должны иметь представление о том, какие бывают тексты на ЕГЭ (художественные, публицистические, научные). Мы с ребятами просто читаем различные тексты и беседуем по ним. Беседа обычно строится по принципам разбора текстов на уроках литературы. Ребята с удовольствием высказываются, задают вопросы, спорят и т.д. Этот вид работы очень приятный и полезный, тексты ведь имеют мощный воспитательный потенциал. Многие классные руководители обращаются ко мне с просьбой дать тексты для классного часа. К счастью, очень много хороших текстов для ЕГЭ.
-
На третьем этапе идёт работа по выявлению проблемы, которую поднимает автор текста. Учащиеся должны знать, что проблему можно формулировать разными способами: можно использовать назывные предложения, можно проблему сформулировать в виде вопроса и т. д.
-
«Учимся комментировать проблему» называется четвёртый этап работы над сочинением. Здесь определяем, что такое комментарий, чем он отличается от пересказа текста. Очень важно, чтобы ребята знали о том, как не увлечься пересказом, иначе они не получат заветные 2 балла за комментарий. Мы разбираем очень много текстов, выявляем проблему, которая поднимается в тексте, комментируем её.
-
«Выявляем авторскую позицию по проблеме». Так мы условно называем этот этап работы. Учащимся важно знать, что такое авторская позиция, как она может быть выражена. Здесь необходимо работать также с текстами разных стилей, чтобы ребята научились чётко определять позицию автора.
-
На следующем этапе учимся подбирать аргументы. Учащиеся узнают, какие бывают аргументы.
Работа по написанию сочинения ведётся по чёткому плану, но здесь нет жёстких рамок. Главное учитывать то, что должно быть в сочинении, что конкретно оценивается экспертами.
Часть С ЕГЭ-это задание сложного уровня, за выполнение которого можно заработать хорошие баллы, поэтому следует уделять особое внимание подготовке к сочинению.