Урок русского языка на тему Безличные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема:

«Безличные предложения»

(8 класс)







Урок разработала:

Кравченко Олеся Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1 г. Новозыбкова»







Цели:

  1. Продолжать закреплять умения определять вид односоставных предложений.

  2. Научить определять, чем выражено сказуемое в безличном предложении.

Задачи

  1. Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.

  2. Закреплять умение составлять лингвистический рассказ по схеме.

  3. Развивать память, речь, образное мышление учащихся.

  4. Воспитывать чуткое отношение к состоянию природы.

Оборудование: раздаточные карточки, таблица «Способы выражения сказуемого в Безличном предложении», карточки-примеры, контрольные карточки.

ХОД УРОКА.

1. Здравствуйте, садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Синтаксическая дуэль: Продолжите мою мысль

  • Главный член предложения, отвечающий на вопрос что делает предмет речи?, это…(сказуемое)

  • В предложении «В классе тихо», слово «тихо» …(сказуемое)

  • Для пословиц и поговорок типичны … предложения. (обобщенно-личные)

  • Подлежащее можно легко восстановить в … предложениях. (Определенно-личные)

  • В неопределенно-личных предложениях сказуемое имеет форму …(3-го лица мн.ч., или прош.вр. мн.ч.)

Подведем итог: кто «выжил», «ранен», «убит». А теперь, внимание, сегодня за урок вы сможете получить только положительные оценки, для того чтобы мне легче было вас оценить, у себя на полях будете ставить плюсы, когда я скажу. За первое задание плюсы получают …..

3. Укажите односоставные предложения: (на доске)

а) Зимняя стужа хозяйничает в лесу.

б) Идёшь по зимнему лесу и любуешься его красотой. (обобщенно-личное, повествование с обобщенным смыслом; сказуемое выражено глаголом 2-го лица, ед.ч.)

в) Искрится и переливается снег в лунном свете.

г) За окном завьюжило. (безличное, сказуемое выражено безличным глаголом)

- Расскажите о тех односоставных предложениях, которые вы уже знаете, по схеме: (схема написана на доске)

  • Объяснить название

  • Форма сказуемого

  • Употребление в речи

  • Пример

За рассказ плюсы получают…

4. Тема урока

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с односоставными безличными предложениями. Посмотрим, чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении.

- О чём говорит нам название «безличное» предложение? (нет и не может быть подлежащего, т.е. лица, выполняющего действие - «без лица», действие происходит само по себе).

- Найдите в составе сложного предложения односоставное предложение (предложения написаны на доске)

1) Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

- Состояние чего рисует это предложение? (природы)

2) Мне не сидится в хате тесной, тянет погулять.

- О чём здесь говорит нам безличное предложение? (состояние человека)

5. Работа с раздаточным материалом (с целью анализа таблицы «Способы выражение сказуемого в безличном предложении»).

- Перед вами предложения. Обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены, пользуясь таблицами у вас на столах. Чем выражено сказуемое в безличном предложении

Безличный глагол ( с -ся и без -ся)

1.Думается в основном о конце света.

Личный глагол в безличном значении.

2. Завыло, запело вдали густо, пронзительно.

Инфинитив

3. Идти дальше некуда.

Слово категории состояния на -о

4. На душе было легко и радостно.

Сочетание глагола или слова категории состояния на -о с инфинитивом

5.Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.

Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание.

6. Нет сна, есть видимость его.

Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-.

7. В номере было накурено.

За активную работу плюсы…

- Какое предложение звучит красивее: Наступает вечер или Вечереет?

- Чем можно объяснить распространённость безличных предложений в художественной речи? (выразительность; лаконичная форма обозначения состояния природы и человека; передают личное отношение, восприятие действительности)

6. ИГРА «ДА - НЕТ» (физкультминутка)

- Я вам задаю вопрос, а вы если «ДА» - встаете, если «НЕТ» - сидите.


  • Безличное предложение - это односоставное предложение? (ДА)

  • Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)

  • Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

  • Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

  • Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено словами нет, не было? (ДА)

  • Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

7. Работа в парах.

  1. Докажите, что пред вами текст.

  2. Найти в тексте безличные предложения, сколько их? Чем выражено сказуемое?

  3. Сделать вывод о функции безличного предложения в художественной речи. (субъективное восприятие действительности, описать состояние души)

- Работаете ровно столько, сколько звучит мелодия.

К ночи становится очень холодно и роси­сто. Надышавшись ароматом новой соломы, бодро идёшь к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студёной заре необыкно­венно ясно. Темнеет. Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев.

Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое семизвездие Стожар, ещё раз пробежишь в сад. Шурша по сухой ли­стве, добредешь до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.

И. Бунин. «Антоновские яблоки»

(К ночи становится очень холодно и роси­сто. - инфинитив и слово категории состояния; Темнеет. - безличный глагол; Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. - безличный глагол. Вывод: )

Плюсы могут себе поставить…

8. Контрольные раздаточные карточки.

- Выпишите безличные предложения. Объяснить орфографию в пропусках.

Двусоставное предложение 3, 6,8.

Определённо-личное предложение 1, 2, 5.

Безличное предложение 4, 7, 9.

1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Тихо бреду вдоль пушистых реш…ток канала (М.Дудин)

3) Красны, ясны и тихи ст…яли к…роткие зимние дни (С.Аксаков)

4) От её голоса п…веяло теплотой. (Теплота повеяла от ее голоса)

5) Вдыхаешь запах м…розной пр…хлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось. (В ту ночь никто не спал)

8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

9) В воздухе пахнет сосновой см…лой. (Сильно пахнет сосновая смола)

Плюсы могут себе поставить…

9. Творческое задание.

- Ну, а сейчас я попрошу вас придумать по 2 - 3 безличных предложения на тему «Зимний день». (звучит музыка)

(спросить 2 - 3 человек прочитать свои работы)

Плюсы могут себе поставить…

10. Подведение итога урока.

ВЫВОД: Сегодня мы закончили знакомство с глагольными односоставными предложениями, итак давайте еще раз назовем их: (ответы учащихся). Скажите, кто сколько плюсов сегодня получил? 4 - 5 плюсов - «5», 3 плюса - «4». Запишите домашнее задание: Составить и записать в тетрадях 10 безличных предложений на тему «Прогулка по зимнему лесу»

Всем спасибо за урок!

5

© 2010-2022