Занимательная грамматика Спецкурс

Актуальность   введения в школе курса «Занимательная грамматика» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для грамматического тренинга. Для учащихся с классов с нерусским языком обучения русский язык является иностранным, и по программе на русский язык и литературу отведено всего 3 часа. Конечно, этого времени для изучения очень мало. Поэтому дополнительные  часы по предмету необходимы. Данны...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено» «Утверждаю» «Согласовано»

на заседании директор ХСШ № 4 Методист Хромтауского

педагогического совета Биржанов Р.А. РайОО Танибергенова Б.Т.

«____»_____________ «____»_____________ «____»_____________

___________________ ___________________ ___________________



Спецкурс

«Занимательная грамматика»

(школьный компонент)

Для учащихся 6 кл.с каз.яз.обуч.

17 часов в год, 0,5 часов в неделю.



«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей рус.яз. и лит:

«___» _____________ Искендирова А.И.



Заместитель директора

по методической работе ХСШ № 4:

«___» _____________ Тургумбаева А.М.



Составитель:

учитель русского языка

и литературы Хамитова Г.Ш.





2013-2014 учебный год.

Хромтауская средняя школа № 4.


Пояснительная записка

cпецкурса «Занимательная грамматика».



Актуальность введения в школе курса "Занимательная грамматика" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для грамматического тренинга. Для учащихся с классов с нерусским языком обучения русский язык является иностранным, и по программе на русский язык и литературу отведено всего 3 часа. Конечно, этого времени для изучения очень мало. Поэтому дополнительные часы по предмету необходимы. Данный курс предназначен для учащихся 6 классов и рассчитан на 17 часа.

Занятия могут быть организованы по одному часу в две недели.

Цель обучения занимательной грамматики в школе - на занимательном грамматическом материале расширить и закрепить у школьников знания по русскому языку, а также формирование относительной грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Все это предполагает сознательное усвоение и применение на практике правил.

Дидактические принципы отбора содержания материала:

  • доступность;

  • последовательность и системность изложения материала;

  • преемственность и перспективность;

  • связь теории с практикой;

  • наглядность;

  • целостность.

Курс "Занимательная грамматика" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

  • закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);

  • продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;

В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.

Методы обучения:

  • эвристическая беседа;

  • проблемно-поисковые задания;

  • наблюдение;

  • лингвистические игры;

  • индивидуальные задания.

Ожидаемые результаты

В результате изучения дисциплины обучаемый должен знать:

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

  • условия, от которых зависит написание;

  • норму, действующую при данных условиях;

  • приёмы разграничения схожих написаний.

уметь

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

  • правильно писать сложные слова,

  • правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,

  • правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий

  • правильно писать не с разными частями речи.

Тема: «Занимательная грамматика»

6 класс (казахский язык обучения)

Всего: 17 часов

В неделю: 0,5 часа

Тема

Цели

Наглядность, дидактический материал

Межпредметная связь

Использованная литература

Кол-во ч

Сроки

1

Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе.

Уметь опознавать проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания путём подбора однокоренных слов.

карточки, словари

Русская литература

1, 3

1

2

Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня

Уметь определять написание согласного и безошибочно писать их.

таблица

Русская литература

2, 5

1

3

Правописание приставок

на -з / -с.

Знать три группы приставок в зависимости от их правописания.

учебник

Русская литература

10, 13

1

4

Написание ы в начале корня после приставок на согласный.

Знать условия выбора букв и и ы после приставок на согласный. Уметь правильно применять правило.

карточки, словари

Русская литература

4, 12

1

5

Правописание непроверяемых гласных и согласных корня.

Знать написание слов с непроверяемой гласной в корне слова.

учебник

Русская литература

13

1

6

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Уметь правильно писать слова с чередующимися гласными. Знать условия выбора гласной в корнях с чередованием.

таблица

Русская литература

16

1

7

Употребление приставок пре- и при-.

Понимать, что употребление приставок пре- и при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания).

Русская литература

19

1

8

Разделительный Ъ.

Знать и безошибочно употреблять Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух- трёх-, четырёх-.

карточки, словари

Русская литература

22

1

9

Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы.

Знать основные случаи употребления Ь как разделительного и для обозначения мягкости.

Знать основные случаи употребления Ь как показателя грамматической формы.

таблица

Русская литература

15

1

10

Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.

Знать условия выбора одной и двух н в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.

карточки, словари

Русская литература

14

1

11

Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).

Уметь правильно писать суффиксы имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).

таблица

Русская литература

5, 19

12

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы прилагательных.

учебник

Русская литература

4, 21

1

13

Правописание суффиксов глаголов.

Знать правила написания суффиксов и способы действия по их применению.

учебник

Русская литература

13

1

14

Написание не с именами существительными, именами прилагательными, глаголами.

Знать правила употребления не с существительными и прилагательными, глаголами. Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы..

карточки, словари

Русская литература

18

1

15

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

Знать условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных. Уметь применять данные правила при написании.

учебник

Русская литература

20

1

16

Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.

Знать правила употребления дефиса в сложных прилагательных. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис на письме.

карточки, словари

Русская литература

17

1

17

Правила переноса.

Знать правила переноса слов, уметь применять их на письме.

таблица

Казахский язык

21

1

Список используемой литературы

Для учителя:

  1. Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.

  2. Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.

  3. Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.

  4. Бельчанский К.А. Графические схемы по языку// РЯиЛ в СУЗах УССР, 1989. № 5.

  5. Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.

  6. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.

  7. Гетман Л.И. Морфемно-орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.

  8. Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.

  9. Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6.

  10. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.

  11. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.

  12. Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №11.

  13. Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.

  14. Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3.

  15. Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.

  16. Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.

  17. Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.

  18. Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.

Для учащихся:

  1. Кульгильдинова Т.А. «Занимательная грамматика» Алматы, 2010 «Атамура».

  2. Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.

  3. Г.ФГуревич, Р.И.Бекишева,Р.К.Шаймакова. Русская речь. 2011.Алматы «Атамура».

  4. Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.





© 2010-2022