- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Занимательная грамматика Спецкурс
Занимательная грамматика Спецкурс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хамитова Г.Ш. |
Дата | 10.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено» «Утверждаю» «Согласовано»
на заседании директор ХСШ № 4 Методист Хромтауского
педагогического совета Биржанов Р.А. РайОО Танибергенова Б.Т.
«____»_____________ «____»_____________ «____»_____________
___________________ ___________________ ___________________
Спецкурс
«Занимательная грамматика»
(школьный компонент)
Для учащихся 6 кл.с каз.яз.обуч.
17 часов в год, 0,5 часов в неделю.
«Рассмотрено»
Руководитель МО учителей рус.яз. и лит:
«___» _____________ Искендирова А.И.
Заместитель директора
по методической работе ХСШ № 4:
«___» _____________ Тургумбаева А.М.
Составитель:
учитель русского языка
и литературы Хамитова Г.Ш.
2013-2014 учебный год.
Хромтауская средняя школа № 4.
Пояснительная записка
cпецкурса «Занимательная грамматика».
Актуальность введения в школе курса "Занимательная грамматика" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для грамматического тренинга. Для учащихся с классов с нерусским языком обучения русский язык является иностранным, и по программе на русский язык и литературу отведено всего 3 часа. Конечно, этого времени для изучения очень мало. Поэтому дополнительные часы по предмету необходимы. Данный курс предназначен для учащихся 6 классов и рассчитан на 17 часа.
Занятия могут быть организованы по одному часу в две недели.
Цель обучения занимательной грамматики в школе - на занимательном грамматическом материале расширить и закрепить у школьников знания по русскому языку, а также формирование относительной грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Все это предполагает сознательное усвоение и применение на практике правил.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
-
доступность;
-
последовательность и системность изложения материала;
-
преемственность и перспективность;
-
связь теории с практикой;
-
наглядность;
-
целостность.
Курс "Занимательная грамматика" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
-
закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
-
продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Методы обучения:
-
эвристическая беседа;
-
проблемно-поисковые задания;
-
наблюдение;
-
лингвистические игры;
-
индивидуальные задания.
Ожидаемые результаты
В результате изучения дисциплины обучаемый должен знать:
-
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
-
условия, от которых зависит написание;
-
норму, действующую при данных условиях;
-
приёмы разграничения схожих написаний.
уметь
-
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
-
правильно писать сложные слова,
-
правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
-
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
-
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
-
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
-
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий
-
правильно писать не с разными частями речи.
Тема: «Занимательная грамматика»
6 класс (казахский язык обучения)
Всего: 17 часов
В неделю: 0,5 часа
№
Тема
Цели
Наглядность, дидактический материал
Межпредметная связь
Использованная литература
Кол-во ч
Сроки
1
Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе.
Уметь опознавать проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания путём подбора однокоренных слов.
карточки, словари
Русская литература
1, 3
1
2
Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня
Уметь определять написание согласного и безошибочно писать их.
таблица
Русская литература
2, 5
1
3
Правописание приставок
на -з / -с.
Знать три группы приставок в зависимости от их правописания.
учебник
Русская литература
10, 13
1
4
Написание ы в начале корня после приставок на согласный.
Знать условия выбора букв и и ы после приставок на согласный. Уметь правильно применять правило.
карточки, словари
Русская литература
4, 12
1
5
Правописание непроверяемых гласных и согласных корня.
Знать написание слов с непроверяемой гласной в корне слова.
учебник
Русская литература
13
1
6
Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Уметь правильно писать слова с чередующимися гласными. Знать условия выбора гласной в корнях с чередованием.
таблица
Русская литература
16
1
7
Употребление приставок пре- и при-.
Понимать, что употребление приставок пре- и при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания).
Русская литература
19
1
8
Разделительный Ъ.
Знать и безошибочно употреблять Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух- трёх-, четырёх-.
карточки, словари
Русская литература
22
1
9
Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы.
Знать основные случаи употребления Ь как разделительного и для обозначения мягкости.
Знать основные случаи употребления Ь как показателя грамматической формы.
таблица
Русская литература
15
1
10
Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.
Знать условия выбора одной и двух н в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.
карточки, словари
Русская литература
14
1
11
Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).
Уметь правильно писать суффиксы имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).
таблица
Русская литература
5, 19
12
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы прилагательных.
учебник
Русская литература
4, 21
1
13
Правописание суффиксов глаголов.
Знать правила написания суффиксов и способы действия по их применению.
учебник
Русская литература
13
1
14
Написание не с именами существительными, именами прилагательными, глаголами.
Знать правила употребления не с существительными и прилагательными, глаголами. Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы..
карточки, словари
Русская литература
18
1
15
Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.
Знать условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных. Уметь применять данные правила при написании.
учебник
Русская литература
20
1
16
Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.
Знать правила употребления дефиса в сложных прилагательных. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис на письме.
карточки, словари
Русская литература
17
1
17
Правила переноса.
Знать правила переноса слов, уметь применять их на письме.
таблица
Казахский язык
21
1
Список используемой литературы
Для учителя:
-
Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.
-
Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.
-
Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.
-
Бельчанский К.А. Графические схемы по языку// РЯиЛ в СУЗах УССР, 1989. № 5.
-
Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.
-
Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
-
Гетман Л.И. Морфемно-орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.
-
Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.
-
Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6.
-
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.
-
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.
-
Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №11.
-
Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.
-
Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3.
-
Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.
-
Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.
-
Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.
-
Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.
Для учащихся:
-
Кульгильдинова Т.А. «Занимательная грамматика» Алматы, 2010 «Атамура».
-
Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.
-
Г.ФГуревич, Р.И.Бекишева,Р.К.Шаймакова. Русская речь. 2011.Алматы «Атамура».
-
Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.