Конспект внеклассного занятия по русскому языку (местоимения)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное занятие по русскому языку

(конспект прилагается)


6 Б

Тема: Местоимение (для учителя). Эти загадочные местоимения! (для детей)

Форма проведения: состязание между двумя командами.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, бланки для каждого конкурса, 2 листа формата А3, канцелярские принадлежности, призы участникам, контейнеры из-под Kinder Сюрприз.

Цели:

  1. Повторить полученные ранее знания о местоимении как части речи, разрядах местоимений.

  2. Развивать умение работать в команде, не перебивать участников своей и чужой команды, внимательно вслушиваться в мнения всех членов команды, прежде чем дать общий ответ.

  3. Воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету, любовь к родному языку, желание разгадать все его тайны.

  4. Способствовать расширению кругозора через знакомство с литературными текстами.

  5. Развивать творческие способности детей, их познавательную активность.

  6. Развивать память, мышление, речь, воображение учащихся.





















Конспект внеклассного занятия по русскому языку


  1. Организационный момент

Приветствие. Объявление темы занятия. Деление на команды. Ознакомление с правилами и системой распределения баллов.

- Чтобы понять, какой теме будет посвящено наше сегодняшнее занятие, отгадайте загадку.

Я о себе такого мнения:

Роль моя огромна без сомнения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

(Местоимение)

Учитель сообщает о возможности получения призов в конце занятия. Класс делится на 2 команды, каждой команде дается время, чтобы придумать название и выбрать капитана. Функция капитана в том, что он объявляет все решения, принятые командой. Названия команд записываются на доске. Далее под названием каждой команды ведется запись того количества баллов, которые набраны в результате каждого конкурса.

Система распределения баллов за каждый конкурс представлена на слайде 1. Учитывается время выполнения задания: команда, которая справляется с заданием первой, получает дополнительно 1 балл.

1 конкурс: максимум 5 баллов.

2 конкурс: максимум 20 баллов.

3 конкурс: максимум 5 баллов.

4 конкурс: особая форма оценки, т.к. конкурс творческий.

5 конкурс: по одному баллу за каждый правильный ответ, максимум в зависимости от количества участников в каждой команде.

6 конкур: максимум 11 баллов.

7 конкурс: максимум 10 баллов.

Команда-победитель выявляется в конце занятия путем подсчета баллов, заработанных при выполнении всех заданий.


  1. Конкурсная часть


  • 1-ый конкурс «Третий лишний»

Каждая команда получает лист бумаги с названием конкурса, номером команды (1 или 2) и формулировкой задания. Текст задания появляется на слайде 2. Задание для обеих команд подобное, разница лишь в языковом материале. На выданных листах записывается только лишнее слово.

1 команда:

  1. Своего, мой, собой.

  2. Её, твой, вам.

  3. Та, такие, любой.

  4. Кто-то, некого, ничем.

  5. Кто, что, под.

Лишнее:

  1. Собой - возвр, остальные притяжательные.

  2. Твой - притяж., остальные личные.

  3. Любой - опред., остальные указат.

  4. Кто-то - неопред., остальные отриц.

  5. Под - предлог, остальные местоимения.

2 команда:

  1. Некто, кого-то, нечего.

  2. Мне, моего, вашим.

  3. Самый, сам, свой.

  4. Этот, стольких, над.

  5. Те, другие, такой.

Лишнее:

  1. Нечего - отриц., ост. неопред.

  2. Мне - личное, ост. притяж.

  3. Свой - притяж., ост. определит.

  4. Над - предлог, ост. местоимения.

  5. Другие - опред., ост. указательные.

Проверка и присуждение баллов. Бумагу с записями сдает учителю капитан команды.


  • 2-ой конкурс «Слово в слове»

Каждая команда получает бумагу с названием конкурса, номером команды и формулировкой задания. Текст задания появляется на слайде 3.

Яма, тыква, мыло, тысяча, высота, бульон, куранты, мышка, пони, корона (он, она), магнитофон, самосвал, этаж, компьютер, нашествие, себялюбие, шкатулка, вывих, ручей, помойка.

Ответы: я, ты, мы, ты, та, он, ты, мы, они, она (он), он, сам, эта, те, наш, себя, ту, их, чей, мой.

Проверка и присуждение баллов. Бумагу с записями капитан команды сдает учителю.


  • 3-ий конкурс «Отгадай загадки»

Каждая команда получает бумагу с названием конкурса, номером команды. Текст задания постепенно (по загадке) появляется на слайде 3. Учитель зачитывает вслух и дает время обсудить и записать отгадку.


  1. За какое личное местоимение можно спрятать букву ц , чтобы получилось животное? Запишите и местоимение, и название животного, которое у вас получилось. (Я: за-я-ц)

  2. К какому личному местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить средство умывания? Запишите и местоимение, и слово, которое обозначает «средство умывания». (Мы: мыло)

  3. Из какого указательного местоимения, если к нему прибавить «сто», можно испечь пирог? (Те: тесто)

  4. Перед каким личным местоимением нужно поставить букву п, чтобы получилось название лошадки очень маленького роста? (Они: пони)

  5. К какому личному местоимению нужно прибавить слово год мо множественном числе, чтобы получился сочный плод кустарников и травянистых растений? (Я: ягода)

Проверка и присуждение баллов. Бумагу с записями капитан команды сдает учителю.


  • 4-ый конкурс «Творческий»

Каждая команда получает бумагу с названием конкурса, номером команды. Задание заключается в том, чтобы самостоятельно сочинить несколько загадок, но с обязательным использованием местоимений в текстах этих загадок. Чтобы было понятно, учитель приводит несколько примеров (слайд 4).


  1. Ты за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой (тень).


  1. Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (лук)

3) Кто приходит, кто уходит,

Все ее за ручку водят.

(Дверь)

Проверка осуществляется путем загадывания получившихся загадок членам противоположной команды. Оценивается содержательность (чтобы можно было догадаться, о чем идет речь), использование в тексте загадок местоимений, а также количество придуманных загадок.


  • 5-ый конкурс «Лотерея»

Участвую все участники каждой из команд. Каждый участник по очереди вытягивает бумажку, на которой написано какое-то местоимение. Он должен определить его разряд. Один участник из 1-ой команды, один из 2-ой, из 1-ой, из 2-ой и т.д.

Список местоимений: стольких (указат.), чьим (относит.), некто (неопред.), твоих (притяж.), сам (определит.), о вас (личное), кое-кого (неопред.), думаю о них (личное), такова (указат.), следи за собой (возвратное), никаким (отрицат.), нечего почитать (отрицат.), её пальто (личное), ваш дом (притяжат.), та остановка (указат.), любой город (определит.), увидеть тебя (личное), моя комната (притяжат.), позвать кого-нибудь (неопред.).

Мама знает, что сегодня приготовить на обед. (относит.)

Сколько мне еще ждать? (вопросит.)

Каждый человек должен уметь писать. (определит.)

Кто выключил свет? (вопросит.)


  • 6-ой конкурс «Да» или «нет»?»

Вопросы постепенно появляются на слайде 5. Каждая команда получает бумагу с названием конкурса, номером команды. Учитель читает вопрос вслух и дает время посовещаться и записать свой ответ каждой команде. Вопросы предполагают либо ответ «да», либо ответ «нет».


  1. Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложного. (Да)

  2. Местоимения некого, нечего относятся к неопределенным. (Нет, к отриц.)

  3. Возвратное местоимение себя не имеет формы именительного падежа. (Да)

  4. Определительные местоимения указывают на принадлежность. (Нет, на обобщенное качество предмета)

  5. В предложении местоимения бывают только подлежащими и определениями. (Нет, еще и дополнением)

  6. Правильно ли употреблен предлог в предложении «Об том доме ходили легенды»? (Нет, о том)

  7. Местоимение обозначает предмет, признак, количество. (Нет, указывают на предмет, признак или количество, но не называют их)

  8. В предложении «Я знаю, кто принес маме цветы» местоимение кто вопросительное. (Нет, оно относительное)

  9. Верно ли, что местоимение Своего - возвратное? (Нет, притяжат.)

  10. Неопределенные местоимения некто и нечто изменяются по падежам? (Нет)

  11. В предложении «В нашем доме всегда много гостей» местоимение нашем является определением? (Да)


  • 7-ой конкурс «Сбежавшие слова»

Каждая команда получает бумагу с названием конкурса, номером команды и текстом, в котором есть пропуски (слова вырезаны), а также отдельно слова, которые следует вставить, чтобы восстановить текст.

Отрывок из рассказа Анатолия Алексина «Подумаешь, птицы!..»

Возвращаясь домой после волейбольного сражения или вечерней прогулки, отец очень часто говорил маме: "Мне снова легко дышится... Снова легко!" И это было очень важно для отца, потому что у него была бронхиальная астма.

Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.

Мама помогала ему и называла его птичьим доктором, а клетку, которую они вместе смастерили, - птичьей лечебницей.

Птицы нетерпеливо вырывались из клетки, и Кольке от этого даже бывало немного не по себе. Но, может быть, им просто не терпелось поскорее показать ему, насколько окрепли их крылья, насколько готовы они к полету, и в этом-то и была, быть может, их птичья благодарность…

Слова для справок: мне, это, у него, её, ему, они, от этого, не по себе, им, их,


  • 8-ой конкурс «Нарисуй страну»

Каждая команда получает бумагу формата А3, канцелярские принадлежности. Задача в том, чтобы придумать и нарисовать страну, которая называется «Местоимения». Каждая команда презентует свою работу, дает разъяснения.


  1. Подведение итогов

Подсчет баллов. Выявление команды-победителя. Благодарность за участие. Вручение призов всем участникам.



© 2010-2022