ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА: Виды ССП

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сложносочиненное предложение. Виды сложносочиненных предложений.

Цель: Систематизировать знания учащихся по теме: «Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Познакомиться с видами ССП».

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

  • обобщение теоретических сведений о сложносочинённых предложениях;

  • отработка умений расставлять знаки препинания в ССП;

  • различать ССП и простые предложения с однородными членами;

  • совершенствовать навыки работы с вариантами заданий В-7,В-9 [ГИА];

Развивающие:

  • развивать речемыслительную деятельность учащихся;

  • формирование компетенций учащихся: рефлексивной (развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы); коммуникативной (различные виды речевой деятельности), информационной (текст-схема).

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к языку;

  • способствовать развитию речевой культуры речи учащихся.

Тип урока: комбинированный

Педагогические технологии: компьютерные (повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя), технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно-ориентированные.

Планируемый результат:

  • знают основные понятия темы;

  • определяют типы предложений, смысловые отношения между частями ССП;

  • знают правильную постановку пунктуационного знака;

  • преобразовывают информацию: предложение - схема;

  • формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, самоконтроль, взаимоконтроль.

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

Сегодня у нас с вами урок систематизации полученных знания по теме "Сложное предложение. Сложносочинённые предложения» и знакомство с новой темой «Виды ССП».

Наша задача, не только повторить сведения о сложносочинённом предложении, его структуре, но средствах связи между частями сложного предложения (союзная, бессоюзная), научиться отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки препинания, познакомившись с видами ССП, уметь их различать, видеть структуру.

2. Актуализация имеющихся знаний.

А). Определим содержание терминов (теория).

  • Какие предложения мы будем называть сложносочиненными? (ССП - это предложения, состоящие из 2-х или более равноправных частей, связанных между собой интонационно и с помощью сочинительных союзов. Сочинительные союзы располагаются между частями ССП и не входят ни в одну из них)

  • Чем ССП отличается от СПП? (СПП состоит из главного предложения и придаточного, соединены между собой подчинительными союзами и союзными словами)

  • БСП? (Это сложные предложения, части которого равноправны и соединены между собой с помощью интонации)

Б). Синтаксическая разминка. На доске проецируется предложение (ГИА, задание В-7, В-9). Выпишите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  • Эстафета олимпийского огня началась (1) по пути из Древней Олимпии в Сочи (2) олимпийский огонь увидит (3) 2900 населенных пунктов, (4) этот маршрут пройдет по большим и малым городам (5) самой большой страны мира,(6) через Северный полюс(7) и космос,(8) олимпийский огонь погрузят на дно самого глубокого озера Байкал,(9) пройдя 65 тысяч километров (10) за 123 дня, (11) самая яркая (12) и самая длинная эстафета закончится 7 февраля в Сочи, (13) и начнутся вторые в истории России Олимпийские игры.

  • Байкал (1) был спокоен (2), паром двигался(3) медленно (4), и путешественники имели возможность разглядеть величественное спокойствие(5) самого глубокого озера на планете.

3. Создание проблемной ситуации.

НАЙДИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (проецируется на доску)

а) Снегопад прекратился внезапно, будто захлопнулся какой-то небесный люк.

б) С реки потянул ветер, содрал молодой снег с моста и погнал к стенам монастыря.

в) Луна то забегала за тучи, то выскакивала из-за них на прозрачную гладь неба.

5. НАЙДИТЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

а) Мраком задернуты небо и даль, ветер осенний наводит печаль.

б) Впереди, куда вела дорога, было немного посвежее.

6. НАЙДИТЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

а) Полуденное небо озарено розовым веером лучей и стало еще пркрасней.

б) Луна поднялась выше акаций, которые росли по обеим сторонам улицы.

в) Над рекой горят окошки, над рекой летит снежок.

4. Изучение нового материала.

Класс: работа с учебником. Параграф 10. с.52. Виды ССП:

  1. сочинительные с соединительными союзами;

  2. сочинительные с противительными союзами;

  3. сочинительные с разделительными союзами.



  • Дополнительный вопрос: какие сочинительные союзы вы знаете? (п.139-140 теория)

А) сочинительные (и, да, ни-ни, также, тоже)
Б) противительные (а, но, да(=но), однако, зато же, а то, не то)
В) разделительные (или, либо, то-то, не то - не то)

  • Отработка теоретического навыка на практике. Упр. 71. Устно (1-4-12 предл)

  • Взаимоконтроль.

Соотнесите предложения и схемы. Определите вид ССП.

Время: 3 минуты

Напишите свое ФИО: _____________________________________

ФИО проверяющего______________________________________

Предложение

Схема.

  1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.


  1. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.



  1. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

Впишите ответ: (вид)____________________________

Б). Ни [ - = ], ни [ = ].

В). Не только [ - = ] , но и [ - =].

А). То [ = - ] , то [ = - ].

Впишите ответ: (схема)______________

Ответ. 1=А, 2=Б, 3=В

  1. Закрепление нового материала.

Задание: выпишите из текста ССП. «Золотой Плёс» - картина русского художника Исаака Левитана (1860-1900), написанная в 1889 году. Государственная Третьяковская галерея.

1). Плёс - небольшой город расположенный на правом берегу Волги куда И.Левитан приезжал в течение трёх лет и где написал много известных картин. 2.На картине изображён вечерний вид с Петропавловской горы на город Плёс и Волгу. 3.На дальнем плане картины видна церковь с колокольней а чуть правее церкви, у берега, находится белый дом с красной крышей - это дом купца Грошева, Левитан снимал у него комнату. 4. Сейчас это здание входит в состав Плёсского государственного историко-художественного музея-заповедника. (Ответ: 2)

5. Контроль знаний.

  • Найдите, где части ССП связывает противительный союз.

А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.

Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.

В. Месяца не было, звезды тоже не светили.

Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.



  • Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены).

А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.

Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.

В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.

Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

  • Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка (t).

А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.

Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.

В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.

Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели: мы вспомнили сложное предложение? систематизировали сведения о ССП, познакомились с видами ССП, научились правильно ставить запятые в ССП? Рассмотрели варианты ЕГЭ? Речь наша была грамотной и красивой?

7. Домашнее задание.

  • 2 уровень - выписать из комедии "Горе от ума" 6-7 с разными видами ССП

I Вариант

1). Задание: выпишите из текста ССП.

«Золотой Плёс» - картина русского художника Исаака Левитана (1860-1900), написанная в 1889 году. Государственная Третьяковская галерея.

1). Плёс - небольшой город расположенный на правом берегу Волги куда И.Левитан приезжал в течение трёх лет и где написал много известных картин. 2.На картине изображён вечерний вид с Петропавловской горы на город Плёс и Волгу. 3.На дальнем плане картины видна церковь с колокольней а чуть правее церкви, у берега, находится белый дом с красной крышей - это дом купца Грошева, Левитан снимал у него комнату. 4. Сейчас это здание входит в состав Плёсского государственного историко-художественного музея-заповедника

  • 2)Задание Найдите, где части ССП связывает противительный союз.

  • А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.

Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.

В. Месяца не было, звезды тоже не светили.

Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.

3)Задание. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены).

А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.

Б.По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.

В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.

Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

4)Задание. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка .

А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.

Б.Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.

В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.

Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.

ТЕКСТ

(1)Я отвернулся и быстрыми шагами стал спускаться с холма, где лежит Колотовка. (2)У подошвы этого холма расстилается широкая равнина; она как будто сливалась с потемневшим небом.(3) Я сходил большими шагами по дороге вдоль оврага.(4) Вдруг где-то далеко в равнине раздался звонкий голос мальчика. (5)«Антропка! Антропка-а-а!..» - кричал он с упорным и слезливым отчаянием, долго, долго вытягивая последний слог. (6)Голос умолкал на несколько мгновений, и мальчик снова принимался кричать. (7)Голос его звонко разносился в неподвижном, чутко дремлющем воздухе. (8)Второй голос более не откликнулся, а мальчик снова принялся взывать к Антропке. (9)Возгласы его, более и более редкие и слабые, долетали еще до моего слуха, когда уже стало совсем темно. (Тургенев И.С . Певцы.)

сложносочиненное

сложноподчиненное

бессоюзное сложное

II Вариант

ТЕКСТ

  1. Мельник предложил мне переночевать в избе, но я предпочел остаться на открытом воздухе. (2) Мельничиха принесла нам молока, яиц, картофелю, хлеба. (3) Скоро закипел самовар, и мы принялись пить чай. (4)С реки поднимались пары; кругом кричали коростели. (5) Около мельничных колес раздавались слабые звуки: капли падали с лопат, сочилась вода сквозь засовы плотины.(6) Мы разложили небольшой огонек. (7) Пока Ермолай жарил в золе картофель, я успел задремать... (8) Легкий сдержанный шёпот разбудил меня. (9) Я поднял голову: перед огнем сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. (Тургенев И.С. Ермолай и мельничиха.)

сложносочиненное

сложноподчиненное

бессоюзное сложное

1.Найдите сложносочиненное предложение.

А) Николай Иваныч женат, и дети у него есть.

Б) Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение.

В) У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник.


2. Найдите сложносочиненное предложение с соединительным союзом предложение.

А) Ильюша станет черпать воду, а водяной его за руку потащит к себе.

Б) Дверь заскрыпела, и лесник шагнул через порог

В) Побледневшее небо стало опять синеть - но то уже была синева ночи.

3. Найдите сложносочиненное предложение с противительным союзом.

А) Рыба вдруг перестала клевать, и у нас наступила полная тишина

Б) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

В) Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

4. Найдите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.

А) То ли за морем он хоронится, то ли брошен в острог он опять.

Б) Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска

В) Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, а надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака.

5. Найдите предложение сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью?

А) Около родника зеленеет бархатная травка; дубовые кусты разрослись по скатам оврага, и солнечные лучи почти никогда не касаются его.

Б) Погода была прекрасная, но жара не унималась.

В) Николая Ивановича соседи уважают : штатский генерал Щерепетенко всякий раз снисходительно ему кланяется, когда проезжает мимо его домика.


5


© 2010-2022