Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения. Фонетические средства речевой выразительности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План занятий № 3

Группа

Дата






  1. Дисциплина: «Русский язык и культура речи»

  2. Тема занятия: Тема 1.1. Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения. Фонетические средства речевой выразительности.

  3. Вид занятия: урок

  4. Цели занятия.

4.1. Образовательная: формирование знаний о фонетических единицах, особенностях русского ударения и средствах речевой выразительности

4.2. Воспитательная: способствовать воспитанию деловых качеств студентов.

4.3. Развивающая: развитие познавательного интереса к русскому языку и культуре речи, познавательных способностей - речи, памяти и внимания, развитие навыков работы по усвоению учебного материала, используя учебные пособия

  1. Междисциплинарные связи.

5.1.Обеспечивающие все дисциплины

5.2.Обеспечиваемые: русский язык

  1. Методическое обеспечение занятия.

6.1. Наглядные пособия

6.2. Раздаточный материал:

6.3. Технические средства

6.4. Используемая литература:

Уч. 1. - Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Введенская Л.А., Черкасова М.Н. - Изд. 15-е, стер. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 380, [1] с. - (Среднее профессиональное образование).

Уч. 2. - Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - 3-е изд. / Н.В. Кузнецова. - М. : ФОРУМ - ИНФРА-М, 2009. - 368 с. - (Профессиональное образование).

Уч. 3. - Самсонов, Н.Б. Русский язык и культура речи [Текст] : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Н.Б. Самсонов. - М.: Оникс, 2010. - 304 с.

8. Ход занятия

8.1.Структура занятия

Время

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

60

65

70

75

80

85

90

Элементы

занятия

1

2

4

5

6

Использо-

вание НП, ТСО





8.2. Содержание занятия.

№ эле-мента

Элементы занятия

1

2

1

2




3

Организация студентов к занятию.

Мотивация познавательной деятельности студентов:

- сообщение темы занятия;

- определение целей и задач занятия;

- краткая информация о последовательности работы студентов на занятии и др.

Проверка домашнего задания, установление уровня знаний, умений, навыков студентов. Формы и методы контроля. Фронтальный опрос по следующим вопросам:

  1. Что Вы понимаете под понятием «культура речи»?

  2. Назовите аспекты «культуры речи».

  3. Каковы основные требования к речи?

  4. Что изучает культура речи?

  5. Каковы критерии хорошей речи? Приведите свои примеры для иллюстрации каждого критерия.

  6. Расскажите, почему важно уметь говорить правильно и уместно.

  7. Как можно выработать у себя навыки хорошей речи?

4

Урок изучения нового материала. Формы и методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, анализ), частично-поисковый метод (выбор студентами примеров, цитат, перенос признаков предметов на новое - принцип сопоставления, аналогии), репродуктивный и проблемный методы обучения; интерактивная лекция, сообщения студентов, самостоятельная работа студентов с карточками и таблицей, аналитическая беседа. Методические приемы: беседа, анализ, работа в группах, сообщения студентов.

Объяснение нового материала. Интерактивная лекция преподавателя с применением информационных технологий (презентация), по ходу которой студенты выполняют задание: составить конспект (заполнить таблицу).

Организационный момент. Вступительное слово преподавателя.

План занятия:

Вопрос 1. Фонетические единицы языка (фонемы).

Вопрос 2. Русское ударение и его основные признаки.

Вопрос 3. Фонетические средства речевой выразительности.

Вопрос 1. Фонетические единицы языка (фонемы).

Гласные и согласные звуки

Фонетика - учение о звуковой стороне языка. Это наука, изучающая звуки и их закономерные чередования, особенности ударения, интонации, членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки.

Фонетика имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишенными самостоятельного значения, например, союз а - это слово, имеющее противительное значение, но [а] этого значения не имеет.

Фонема - кратчайшая линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом чередующихся звуков, служащая для различения и отождествления слов и морфем.

Фонетика (rp. phonetike) изучает звуки речи, а г р а ф и к а (гр. graphikos - нарисованный) изучает их изображение на письме, т.е. буквы.

Различайте термины «звук» и «буква», звуки мы произносим и слышим, а буквы - пишем.

Звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные.

Гласные - это звуки, которые образуются в органах речи под давлением выдыхаемого воздуха, не встречающего в полости рта на своем пути препятствий. Поэтому в образовании гласных звуков участвует только голос.

Согласные - это звуки, которые состоят или из одного шума, образуемого различными преградами в полости рта на пути выдыхаемого из легких воздуха, или из шума и голоса. В первом случае образуются глухие согласные, во втором - звонкие. Еще выделяются и сонорные согласные л, м, н, р, в образовании которых голос преобладает над шумом, они как бы звонче звонких.

Большинство глухих и звонких согласных образуют пары, однако некоторые согласные являются только глухими, другие - только звонкими. В приводимой ниже таблице знак ['] над согласной справа показывает мягкость ее произношения; латинская буква [j] обозначает среднеязычный звонкий согласный, черточка над согласной указывает на долгий звук, например [ш"].

Звуки Парные Непарные

Звонкие бб' в в' г г' д д' ж ж' з з' л л' м м' н н' р р' j

Глухие п п' ф ф' к к' т т' ш ш' с с' х ц ч'

Различаются также твердые согласные и мягкие согласные. Большинство твердых и мягких согласных образуют пары, однако некоторые согласные являются только твердыми, другие - только мягкими, как это показано в приводимой ниже таблице.

Звуки Парные Непарные

Твердые б в д з л м н п р с т ф г к х ж ш ц

Мягкие б' в' д' з' л' м' н' п' р' с' т' ф' г' к' х' ж' ш' ч

При характеристике звуков речи следует указывать эти их особенности. Это следует иметь в виду при фонетическом анализе слов. В этом случае заданное слово следует записать в транскрипции. Например, сделаем фонетический разбор слова «графика» - [графикъ].

Охарактеризуем звуки в этом слове. Сначала назовем гласные. Гласный а - ударный, гласный и - безударный, гласный а - [ъ] безударный (звуки обозначены соответствующими буквами). Согласные: г - шумный, звонкий, парный, твердый; р - сонорный, твердый; ф - шумный; глухой, парный, мягкий; к - шумный, глухой, парный, твердый. Согласные звуки в этом слове также обозначены соответствующими буквами. В слове семь звуков и семь букв.

При фонетическом разборе слов нужно учитывать особенности русской графической системы, так как одна и та же буква может обозначать разные звуки. Например, буква в - звучит по-разному в словах звук и зов во втором слове она обозначает глухой согласный [ф].

Следует учитывать двойное значение букв е, ё, ю, я. В начале слова, после гласных, после разделительных твердого и мягкого знаков они обозначают два звука: й + э, й + о, й+ у, й + а (яма, юла, моя, семья, съезд). После согласных эти буквы обозначают один звук (э, о, у, а) и мягкость предшествующего согласного (мял, мел, пел, люблю).

Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х обозначает как твердые, так и мягкие согласные. Мягкость согласных (кроме шипящих) на письме обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь, а твердость - буквами э, о, у, а, ы, например: мера - мэр, перо - пэр, пюре - пурга.

Слог

С л о г - это один гласный звук или сочетание согласного с гласным, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. Слог, заканчивающийся гласным звуком, называется открытым, например: го-ло-ва, стра-то-сфе-ра. Слог, заканчивающийся согласным звуком, называется закрытым, например: кой-ка, гор-дый, пал-ка.

Правила переноса слов:

1.Слова переносятся по слогам, например: сто-ро-на, без-вод-ный.

2.При переносе нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога.

Правильно: про-пуск, сдви-нуть.

Неправильно: пропу-ск, сд-винутъ.

3. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

Правильно: ге-рой, пу-стяк, пус-тяк.

Неправильно: гер-ой, пуст-як.

4. Если после приставки стоит буква ы, то нельзя переносить часть слова, начинающуюся с нее.

Правильно: ра-зыгратъ, разыг-рать, по-дыскать, подыс-кать.

Неправильно: раз-ыграть, под-ыскатъ.

1. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

Правильно: разъ-езд, мень-ше.

Неправильно: раз-ъезд, мен-ьше.

2. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

Правильно: рай-он, строй-ка, стай-ка.

Неправильно: ра-йон, стро-йка, ста-йка.

7. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

Правильно: ана-то-мия.

Неправильно: а-натомия, анатоми-я.

Поэтому некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, обувь, улей, якорь.

При стечении согласных возможны варианты переноса, например: се-стра, сес-тра, сест-ра.

Предпочтительны такие переносы, при которых не разбиваются значимые части слова (морфемы), например: под-битъ (а не по-дбить), вы-зватъ (а не выз-вать), пере-бросить (а не переб-росить).

Звуковые законы в русском языке

Звуковой закон в области гласных звуков состоит в их р е д у к ц и и - ослаблении гласных звуков в безударном положении. Так, в слове голова в первом предударном слоге на месте буквы о произносится звук [а] (квадратные скобки указывают на звук, а не на букву), а во втором предударном слоге на месте буквы о произносится краткий звук, средний между [ы] и [а]: его условно обозначают знаком [ъ]. Получается такая фонетическая передача [гълава].

После мягких согласных на месте букв е и я в первом предударном слоге произносится звук, близкий к [и], например: весна [в'исна], пятно [п'итно]; в остальных предударных сло¬гах и в заударных слогах произносится звук, напоминающий очень краткий [и], который условно обозначают знаком [ь], например: великан [в'ьликан], пятачок [п'ьтачок].

Звуковые законы в области согласных звуков проявляются прежде всего в оглушении звонких согласных и в озвончении глухих. Только перед гласными звуками (сильная позиция) согласные звуки не изменяют своего звучания: день [д'эн'], тон [тон]. В слабых позициях (позиция в абсолютном конце слова, позиция звонкого шумного согласного перед глухим шумным и глухого шумного перед звонким шумным) наблюдаются позиционные мены.

1.В абсолютном конце слова звонкие согласные меняются на глухие: гриб - гри[п], творог - творо[к], обед - обе{т], гараж - гара[ш], заказ - зака[с].

2.Звонкие согласные перед глухими меняются на глухие: лодка - ло[тк]а, ложка - ло[шк]а, овца - о[фц]а, сказка - ска[ск]а, зубки - зу[пк]и, выставка - выста[фк]а. Таким образом, согласные, парные по глухости-звонкости, в слабой позиции звучат одинаково.

Позиционные изменения согласных связаны и со смягчением твердых согласных перед мягкими. Звуки [з], [с], [т], [н] перед некоторыми мягкими согласными и перед [ч'], [ш'] смягчаются в корнях слов: [з']десь, [с']тепь, пе[н]-сия, пте[н']чик, ба[н']щик; на стыке приставки и корня: бе[з']детный, во[з']деть, и[з']делие, ра[с']сечь.

Иногда перед мягкими согласными могут смягчаться некоторые согласные и в корнях слов, и на стыке приставки и корня: [д]ве, и[з]мять.

Звуковой системе русского языка свойственно упрощение сочетаний согласных и сокращение групп одинаковых соглас¬ных. В сочетаниях букв здн, стн, нтск, стск, стл, рдц, ндш не произносятся д, т: по[зн]о, нена[сн]ый, гига[нск]ий, слави[сск]ий, сча[сл]ивый, се[рц]е, ла [нш]афт. Не произносится согласная в в сочетании вств: чу[ств]о, здра[ств]уй - и л в сочетании лнц: со[нц]е.

При стечении трех одинаковых согласных они сокращаются до двух: рас+ссоритъ - ра[сс]орить, Одесс+ский - Оде[сс]кий.

Действующие в современном языке звуковые законы иногда приводят к полному уподоблению некоторых согласных звуков следующим за ними согласным. Знание звуковых законов русского языка необходимо для того, чтобы освоить нормы литературного произношения, которому придается особое значение при оценке культуры речи.

Вопрос 2. Русское ударение и его основные признаки

Наука о литературном произношении и ударении называется о р ф о э п и е й (гр. orthos - прямой, правильный и ероs - речь). Важнейшая особенность этой науки - ее мягкий, уступчивый характер: она не только указывает правила литературного произношения, но и устанавливает допустимые границы их нарушения (в зависимости от условий общения). Для речи ораторов, докладчиков, выступающих перед большой аудиторией, существуют одни правила, для дружеской беседы - другие.

Ударение

Особенности русского ударения

Слово может состоять из одного или нескольких слогов, один слог в слове - ударный, остальные - безударные.

Различают словесное и фразовое (логическое) ударение (принадлежит к интонации, являясь его частью).

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. С помощью ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово.

Русское словесное ударение является свободным, то есть не закрепленным за определенным по местоположению слогом: дети, сидеть, гвоздика, генерал и т.д.

Русское ударение отличается разноместностью: в различных формах слова или в словах одного корня оно может быть на разных слогах, разных морфемах: мех - меха - меховой.

В то же время во многих случаях ударение в формах слова не меняет своего места (одноместно): кровать, кроватью - кровати.

Все знаменательные слова имеют ударение. Служебные слова (предлоги, союзы, частицы) обычно ударения не имеют. В потоке речи служебные слова сливаются со знаменательными словами, к которым они относятся, образуя с ним фонетическое слово: на вокзале, при дороге. Безударные примыкающие служебные слова называются проклитиками, если они стоят перед ударным словом (на вокзале) и энклитиками, если они стоят за ним (далеко ли).

Обычно слова русского языка имеют одно ударение. Однако большой ряд двух и трехсложных слов, достаточно длинных, имеют 2 или 3 ударения. Последнее из них основное и полновесное, остальные - дополнительные (побочное ударение): железнодорожный, машиностроение, аэрофотосъёмка.

Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, то одно из слов несет более сильное ударение. Такое выделение одного из слов речевого такта называется тактовым ударением. Один из тактов фразы также выделяется более сильным ударением, которое называется фразовым ударением. Обычно тактовое ударение бывает на последнем слове речевого такта, а фразовое ударение выделяет последний такт фразы. Например: Елизавета Ивановна / сидела в своей комнате, еще в бальном своем наряде, / погруженная в глубокие размышления.

Функция тактового и фразового ударения заключается в фонетическом объединении нескольких слов в речевой такт и нескольких тактов во фразу.

Выделение в речевом такте более сильным ударением какого - либо слова для подчеркивания его особого значения называется логическим (фразовым) ударением. Любое слово в речи может нести логическое ударение.

Ударение - это выделение одного из слогов в слове усилением голоса. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударение - это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Словесное ударение - это выделение слога в слове.

Ударение в русском языке характеризуется следующими основными признаками:

1. Ударный слог произносится с большей силой; ударение характеризуется большей громкостью ударного слога.

2. Ударный слог выделяется большей длительностью.

3. Ударный слог в отличие от безударного характеризуется значительной напряженностью произносительного аппарата, а также усилением выдоха.

В русском языке ударение разноместное, т.е. может стоять на любом слоге (первом, втором, третьем и т.д.), например: комната, дорога, молотьба. Русское ударение подвижное: может переходить с одного слога на другой при изменении формы слова, например: голова - голову (вин. пад.), город - города (мн. ч.).

В сложных словах, кроме основного, может быть еще второстепенное, или побочное, ударение, например: радиопередача, вагоностроительный.

Ударение может играть смыслоразличительную роль, например: духи (парфюмерное изделие) - духи (мн. ч. от слова «дух»).

Поскольку русское ударение разноместное и подвижное и в силу этого его постановка не может регулироваться едиными для всех слов правилами, постановка ударения в словах и формах слов также регулируется правилами орфоэпии. «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р. И. Аванесова описывает произношение и ударение более чем 60 тысяч слов, причем из-за подвижности русского ударения в словарную статью часто включены все формы этого слова. Так, например, слово звонить в формах настоящего времени имеет ударение на окончании: звони́шь, звони́т. Некоторые слова имеют вариативные ударения во всех своих формах, например тво́рог и творо́г. Другие слова могут иметь вариативные ударения в некоторых из своих форм, например: ткала́ и тка́ла, косу́ и ко́су.

Различия в произношении могут быть вызваны сменой орфоэпической нормы. Так, в лингвистике принято разграничивать «старшую» и «младшую» орфоэпическую норму: новое произношение постепенно вытесняет старое, но на каком-то этапе они сосуществуют, правда преимущественно в речи разных людей. Именно с сосуществованием «старшей» и «младшей» нормы связана вариативность позиционного смягчения согласных.

Вариативность произношения может быть связана не только с динамическим процессом смены произносительных норм, но и с социально значимыми факторами. Так, произношение может разграничивать литературное и профессиональное употребление слова (ко́мпас и компа́с), нейтральный стиль и разговорную речь (тысяча [ты́с'ич'а] и [ты́щ'а]), нейтральный и высокий стиль (поэт [паэ́т] и [поэ́т]).

Ударение - это произношение одного из слогов в слове (вернее, гласного в нем) с большей силой и длительностью. Другие отличительные признаки русского ударения - его разноместность и подвижность.

Разноместность русского ударения заключается в том, что оно может падать на любой слог в слове, в противоположность языкам с фиксированным местом ударения (например, французскому или польскому): де́рево, доро́га, молоко́.

Подвижность ударения заключается в том, что в формах одного слова ударение может перемещаться с основы на окончание: но́ги - ноги́.

В сложных словах (т. е. словах с несколькими корнями) может быть несколько ударений: прибо́росамолётострое́ние, однако многие сложные слова не имеют побочного ударения: пароход [парахо́т].

Ударение в русском языке может выполнять следующие функции:

1) организующую - группа слогов с единым ударением составляет фонетическое слово, границы которого не всегда совпадают с границами слова лексического и могут объединять самостоятельные слова вместе со служебными: в поля [фпал'а́], он-то [о́нта];

2) смыслоразличительную - ударение может различать

а) разные слова, что связано с разноместностью русского ударения: му́ка - мука́, за́мок - замо́к,

б) формы одного слова, что связано с разноместностью и подвижностью русского ударения: зе́мли - земли́.

Вопрос 3. Фонетические средства речевой выразительности.

Применение разнообразных приемов звуковой организации речи для усиления ее выразительности называется звукописью. Она состоит в особом подборе слов, которые своим звучанием способствуют образной передаче мысли. Звукопись возможна лишь в художественной речи, и прежде всего в поэзии.

Для того чтобы звучание речи стало заметным, необходимо отчетливое выделение слов при чтении и усиление выразительных созвучий. Это требует особой интонации, возможной лишь в поэзии и лирической прозе. Здесь слова выпуклы, весомы, они произносятся замедленно; эмоциональная речь богата паузами. А в стихах благодаря ритму, рифме слова озвучены больше, чем в простом разговоре.

Мастера художественного слова используют разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи. Важнейший из них - звуковая инструментовка, которая состоит в подборе слов близкого звучания. Например, у Пушкина: Пирует Петр. И горд, и ясен, // И славы полон взор его. // И царский пир его прекрасен («Полтава»). В богатстве звуковых повторов гласных [о, а] и согласных [п, р, т] отражается широта размаха воспеваемого победного торжества; перекличка звуков усиливает первое словосочетание - Пирует Петр.

В зависимости от качества повторяющихся звуков различают два типа звуковой инструментовки: аллитерацию и ассонанс. Аллитерацией называется повторение согласных: Еще в полях белеет снег, // А воды уж весной шумят - // Бегут и будят сонный брег, // Бегут и блещут и гласят (Тютч.). С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение звуков, стоящих в начале слова и в предударном положении. Разве можно не заметить аллитерацию, например, в начале стихотворения С. Есенина «С добрым утром!»? Задремали звезды золотые, // Задрожало зеркало затона... Мы замечаем звуковое подобие не только рядом стоящих слов, но и разделенных другими словами текста. Например, повторение [р] и [з-с] в четверостишии С. Есенина:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Поэтическая речь может быть инструментована повторением сразу нескольких звуков. И чем больше их вовлекается в такую перекличку, чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит нам звучание текста. Такова звуковая инструментовка замечательных пушкинских строк: Взгляни: под отдаленным сводом // Гуляет вольная луна; Взлелеяны, в восточной неге, // На северном, печальном снеге // Вы не оставили следов [о ножках]; Ей рано нравились романы; Чья благосклонная рука // Потреплет лавры старика!

Другой тип инструментовки представляет ассонанс - повторение гласных: Пора, пора! Рога трубят... (А. Пушкин) В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные значительно изменяются. И еще надо учитывать, что звук [а] может обо¬значаться буквой о в безударном положении, звук [о] - бук¬вой ё. Так, в отрывке из «Полтавы» Пушкина ассонансы на [а] и на [о] создают лишь выделенные нами гласные:

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звёзды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух...

Более короткие и редуцированные звуки, переданные этими же буквами - о и а, не актуальны для звукописи, они мало заметны. Но если гласные не подвержены изменениям в безударном положении, они участвуют в создании ассонанса. Например, Некрасов ассонансом на [у] передает «музыку» железной дороги: Все хорошо под сиянием лунным, // Всюду родимую Русь узнаю... // Быстро лечу я по рельсам чугунным. // Думаю думу свою...

Русских поэтов увлекала не только «сладкогласная» музыка речи, но и иные звучания. Большие художники не отказывались от использования с целью звукозаписи любых созвучий, находя для них применение в поэзии. Вспомните «неэстетичные» шипящие в некрасовских стихах: От ликующих, праздно болтающих, // Обагряющих руки в крови... Они эмоционально оправданы, как и у Лермонтова, когда он писал: Быть может, за стеной Кавказа // Сокроюсь от твоих пашей, // От их всевидящего глаза, // От их всеслышащих ушей.

5






































































6



7

Закрепление изученного материала. Проблемный, частично-поисковый методы обучения.

1.Что является объектом изучения фонетики?

2.С какими разделами языка тесно связана фонетика? Приведите примеры.

3.Какие принципы лежат в основе деления звуков на гласные и согласные?

4.Какие фонетические законы в области согласных звуков вам известны? Охарактеризуйте их.

5. Назовите приёмы усиления фонетической выразительности речи.

6. Дайте определения терминам аллитерация, ассонанс. Приведите примеры.

7. С какой целью используются аллитерация и ассонанс в поэтической речи?

8. Укажите различия между анафорой и эпифорой.

Упражнения

1. Выделите слова, в составе которых есть й :

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

2. В каких словах две буквы обозначают один звук?

Аллея, подъехать, ненастный, острый, сомнения, бесшовный, воинский, медный, происшествие, семья, содержится, взять, извозчик, обезжиренный.

3. Укажите в тексте согласные звуки, не имеющие пары по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости.

И наконец я счастлив буду,

Спокойно мир оставлю сей-

И в благодарности моей

Твою пощёчину забуду.

(П.)

4. Определите сильные и слабые позиции гласных.

Варенье, городской, доброта, заземлять, затворить, примерять, примирять.

5. Прочитайте отрывок из лекции А.Е Ферсмана «Камень в культуре будущего». Найдите в тексте повторы и объясните, с какой целью автор их использует.

...Разве сами драгоценные камни не являются эмблемою твёрдости, постоянства и вечности? Разве есть что-либо твёрже алмаза, что может сравниться с прочностью и нерушимостью этой формы углерода?

Разве корунд в многочисленных своих видоизменениях, топаз и гранат не являются основными шлифующими материалами, и с ними сравнимы лишь новые искусственные продукты человеческого гения? Разве кварц, циркон, алмаз и корунд не являются одними из самых устойчивых химических группировок природы и разве огнестойкость и неизменяемость многих из них при высоких температурах не превышают далеко огнестойкость подавляющего большинства других тел?

6. А. Блок

Май жестокий с белыми ночами!

Вечный стук в ворота: выходи!

Голубая дымка за плечами,

Неизвестность, гибель впереди!

Обратите внимание на повторение звуков в начале и в конце слов. Такой приём называется смешением анафоры и эпифоры. - С какой целью автор использует такой приём в данном стихотворении?

7. Прочитайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева. Назовите повторяющиеся одинаковые или сходные согласные.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

- Как называется такой приём? Найдите примеры данного приёма в других стихотворениях поэта.

Задание на дом:

Задание для самостоятельной работы:

Преподаватель: Матвеева М.В.








© 2010-2022