Конспект урока литературы Испытание любовью: Евгений Базаров и Анна Одинцова (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Открытый урок

по роману

И. С. Тургенева «Отцы и дети»



«Испытание любовью:

Евгений Базаров

и

Анна Одинцова»

10 класс




Карпенко Наталия Александровна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №1970

г. Москва

Только ею, только любовью
держится и движется жизнь.

И.С. Тургенев

Цели урока:


Образовательная - углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений;
Воспитательная - воспитание культуры чувств, серьезного отношения к жизненным ценностям;
Развивающая - развитие навыков сопоставления, работы с текстом, умений вести дискуссию, аргументировать сказанное, делать выводы.

Ход урока.

Тема любви в литературе всегда актуальна. Ведь это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось ещё с античных времён. Любовь одинакова всегда, будь она в юношеском возрасте или в более зрелом. Она не стареет никогда.

Если возводить пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте будут романтические отношения Ромео и Джульетты. Это самая красивая история, которая увековечила её автора- Шекспира. Ромео и Джульетты полюбили друг друга с первого взгляда, с первых слов. Двое влюблённых идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта готова умереть, лишь бы быть верной Ромео. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга. Жизнь одного теряет смысл без другого.

Хоть эта история и трагична, но на любовь Ромео и Джульетты всегда и везде, в любые времена будут равняться все влюблённые.

Но минуют века, летят годы, и мир преображается. Хоть любовь и вечна, но и она меняется. Она также становится современнее, где-то расчётливее и где-то даже жестока. А если любовь односторонняя, то зачастую она вовсе погибает.

В романе четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке.





1-я группа. Павел Петрович и княгиня Р.

ТАИНСТВЕННАЯ КНЯГИНЯ Р. В РОМАНЕ "ОТЦЫ И ДЕТИ" Для Тургенева, так же как и для Гоголя, очень важна деталь в его произведениях. Одной такой деталью является рассказ о жизни княгини Р. Вроде бы ничего не значащая история княгини Р. и Павла Петровича Кирсанова оказалась очень важным элементом в произведении "Отцы и дети", да и в жизни самого автора. Прототипом истории о Павле Петровиче и княгине Р. является трагическая любовь Тургенева к Полине Виардо.

Сообщение учащегося (дополнительный материал)

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ И ПОЛИНА ВИАРДО

Было бы интересно провести статистические исследования у современных мужчин, задав им всего три вопроса:
- Можно ли любить некрасивую женщину?
- Можно ли любить некрасивую женщину, к тому же, не отвечающую мужчине взаимностью?
- Можно ли любить всю жизнь некрасивую женщину, не отвечающую взаимностью?
Не знаю, что ответят наши современники, но, возможно, им будет интересно узнать, что хотя бы однажды такое случилось ... но в 19 веке.

Ей не повезло с биографами в России. Одни называют ее злым гением, подчинившим себе волю писателя. Для других она стала олицетворением идеализированной, платонической любви, что тоже не совсем соответствует истине.

Единственное, что не вызывает сомнения, так это то, что Полина Виардо стала для Тургенева той роковой любовью, которая разделила жизнь великого русского писателя на две части: до того... и после того...

ДО ТОГО...

.... была первая романтическая влюбленность в дочь графини Шаховской - Екатерину. Имения их родителей в Подмосковье граничили, они часто обменивались визитами. Ему 14, ей 18. Ее красота, грация, наивная шаловливость покорили юного Тургенева. Он влюбился так страстно, как можно любить только в отрочестве, когда разница в возрасте, воспитании или образовании не играет никакой роли. Но однажды открывается ужасная тайна: он узнает, что молодая княжна Екатерина - любовница отца. Кстати, далеко не единственная. Отец Тургенева, Сергей Николаевич, не отличался особой верностью своей жене, Варваре Петровне, которая не блистала красотой да к тому же была старше его на шесть лет. Но и это не все. Отец был груб с молодой любовницей, преподнеся сыну первый урок обхождения с женщиной. Урок, который Тургенев никогда не сможет усвоить. Он предпочитал любить женщин, стоя перед ними на коленях.

Но сам эпизод, до поры до времени забытый, остался в подсознании писателя, чтобы намного позже, в 1860 году, возродиться в повести "Первая любовь".

Это была первая, платоническая, влюбленность. А первую физическую близость Тургенев познал с крепостной девушкой. Её имя не сохранилось ни в воспоминаниях самого писателя, ни в дневниках его матери, взявшей на себя инициативу начального сексуального воспитания сына. Как он признался намного позже Э. де Гонкуру, ему исполнилось 15, когда Варвара Петровна направила её в парк, где он прогуливался. Девушка была его крепостной, а стала наставницей и владычицей его тела. А еще были захватывающие свидания в заброшенной избе... возвращения домой звездными ночами... Несколько лет спустя ему приглянулась другая - Авдотья Иванова, также крепостная матери, красивая и статная. В апреле 1842 года она родила дочь, названную Пелагеей. Кого-то, возможно, удивят его вкусы. А может быть, женщина для него всегда оставалась женщиной, неважно, крепостная она или аристократка? Именно в этот период он пишет поэму "Параша" (у героини явно не аристократическое имя). Затем он продолжит необычную для русской литературы того периода, галерею образов русских крестьянок в "Записках охотника".

ПОСЛЕ ТОГО...

Полина Виардо, 1843 год. Ей всего 22, но Европа уже покорена.

Виардо, которую Берлиоз назвал "одной из величайших артисток прошлой и современной истории музыки".

Виардо, голос и искренняя манера исполнения которой настолько поразили Жорж Санд, что в дальнейшем, благодаря Полине, рождается образ героини самого знаменитого романа Жорж Санд "Консуэлло". Право же, природа наделила ее многим: умом, артистическим талантом, божественным голосом, сильным характером, но... Полина Виардо, с её сутулой спиной, покатыми плечами, выпуклыми глазами, крупными, почти мужскими чертами лица, невысоким ростом, была далеко не красавицей. Великий романтик Генрих Гейне сравнивал ее внешность с экзотическим и чудовищным пейзажем, некой стихией, самой Природой.

Но на сцене певица удивительнейшим образом преображалась. Глаза становились пламенными и выразительными, а большой рот, казалось, был создан для того, чтобы издавать волшебные звуки. Но более всего поражало ее божественное исполнение. По признанию К.Сен-Санса, великого французского композитора 19 века, "...ее голос, не бархатистый и не кристально-чистый, но скорее горький, как померанец, был создан для трагедий, элегических поэм, ораторий".

Тургенев увидел ее впервые осенью 1843 года на сцене оперного театра, когда великая певица приехала на гастроли в Санкт-Петербург. Затем на охоте он познакомился с мужем Полины - директором Итальянского театра в Париже, известным критиком и искусствоведом - Луи Виардо, а 1 ноября 1843 года он был представлен и самой Полине. Среди массы поклонников она особо не выделила Тургенева, известного более как заядлый охотник, а не литератор. А когда ее гастроли закончились, Тургенев вместе семейством Виардо уехал в Париж. Против воли матери, без денег, еще неизвестный Европе. В ноябре 1845 года он возвращается в Россию, чтобы в январе 1847 года, узнав о гастролях Виардо в Германии, вновь уехать: Берлин, затем Лондон, Париж, турне по Франции и опять Санкт-Петербург. Он мечется по Европе за тенью своей любимой: "Ах, мои чувства к вам слишком велики и могучи. Я не могу жить вдали от вас, - я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею, - день, когда мне не светили ваши глаза, - день потерянный".

Существует легенда, что любовь Тургенева была платонической, однако настроение и интонации некоторых писем говорят об обратном. В эти годы он довольно часто приезжал во Францию, и их переписка была особенно нежной: "Здравствуй, моя любимая, самая лучшая, самая дорогая моя женщина... Родной мой ангел... Единственная и самая любимая... ".

Будучи во Франции, он чаще всего останавливался в имении Виардо. Муж, старше Полины на 21 год, казалось, ничего не замечал, полностью полагаясь на ее благоразумие. Полина Виардо слыла умной женщиной.

А в России известность Тургенева растет.

Перед премьерой его "Провинциалки" в Санкт-Петербурге он страшно волнуется, но если он и молился в тот момент, то своей богине. "В момент, когда занавес поднялся, я тихонько произнес ваше имя. Оно принесло мне удачу, - напишет он позже Полине. - Я ожидал всего, кроме такого успеха".

В честь любимой он меняет имя дочери из Пелагеи в Полинет. Судьба этой маленькой женщины, очень дорогой Тургеневу, также нашла свое отражение в творчестве писателя. Ася - героиня одноименной повести - родилась, как и его дочь, от мезальянса между дворянином и крестьянкой.

Кстати, несмотря на то, что вначале Тургенев явно был смущен рождением дочери, затем он превращается в заботливого и ответственного отца. Часто уезжая за границу, он оставлял дочь матери, которая обходилась с ней чрезвычайно грубо, словно девочка не дочь сына, а крепостная. Это огорчает писателя, и с кем он делится своими грустными заботами? Конечно, с Полиной, у которой уже есть свои дети. И Полина сама предлагает взять девочку на воспитание в свою семью. Влюбленный Тургенев, желая стать еще ближе к ней, тотчас же соглашается. Виардо становится для него не просто возлюбленной, но и символом идеальной семьи и материнства. Полина - это и его исповедник, которому он рассказывает все о своей семье и о самых интимных сторонах своей жизни. "Вы ангел...", - напишет он ей в очередном письме, сообщая о приезде дочери в Париж. Никогда более Тургенев не чувствовал себя столь близким к любимой женщине.

В 1852 - 1853 годах писатель живет в своем имении в Спасском под надзором местной полиции и без права въезда в столицу. Поводом к высылке послужил знаменитый некролог, посвященный Гоголю, в котором российская полиция увидела угрозу спокойствию российской империи.

Узнав, что в марте 1853 года Полина Виардо приезжает с концертами в Россию, Тургенев потерял голову... Все отошло на второй план - творчество, его недавний арест, постоянный надзор полиции, ссылка... Он должен увидеть свою богиню несмотря ни на что!

Он добывает фальшивый паспорт, переодевается мещанином и едет в Москву, где пробудет почти две недели. Риск невероятный, учитывая, что в эти годы Тургенев уже хорошо известен не только в литературных кругах, но и российской полиции. Риск не оправдался. Полина явно охладела к нему. Несколько лет разлуки превратили ее любовь в вежливо-безразличную дружбу. И Тургенев довольствуется тем что есть, продолжает писать Полине, даже не получая ответа.

Если в личной жизни наступает кризис, то на литературном поприще он добился признания. Назвать Полину Виардо музой, вдохновлявшей творчество Тургенева, было бы слишком просто. Он боготворит её. Она заменила ему все и вся: родных, друзей, семью, которую он так и не удосужился создать. А возможности были...

Желая отвлечься от проблем личной жизни, весной 1854 года, он часто навещает одного из своих кузенов - Александра Тургенева, где знакомится с его восемнадцатилетней дочерью Ольгой. Умиленный ее наивной грацией и юной свежестью, Тургенев не прячет своего восхищения. Они часто встречаются у ее родителей на даче в Петергофе, девушка явно влюблена. Время от времени у него возникает мысль о женитьбе, которая притягивает его и одновременно пугает. И неожиданно, когда раздвоение в душе становится невыносимым, он решает удалиться. В последнем письме к Ольге он не оправдывается, но обвиняет себя, признаваясь, что его пугает разница в возрасте и та дальнейшая ответственность, которую он не готов взять на себя. Ольга тяжело перенесла этот неожиданный разрыв, а для Тургенева она стала прообразом Татьяны - героини его романа "Дым".

Некоторое время спустя - еще одно знакомство, окончившееся личной драмой и очередным шедевром. На этот раз речь идет о сестре Льва Толстого - Марии. Он вновь пленен. (Я предпочитаю именно это слово, а не слова "любовь" или "страсть", которые навсегда остались связаны с именем Полины Виардо).

В ноябре 1854 в письме к Анненкову он пишет: "Она очаровательна, умна, проста, я смотрел не нее, не отрывая глаз. На старости лет (четыре дня назад мне исполнилось 36) я едва не влюбился. Не буду скрывать от вас, что поражен в самое сердце".

Но и это чувство осталось чисто платоническим - Тургенев ни на что не решился, но образ очаровательной Верочки из рассказа "Фауст" создан под впечатлением обаяния Марии Толстой.

Создается впечатление, что он хотел вытеснить из своей души господствовавшую в ней Полину. Кстати, это почувствовала и тонкая по натуре Мария Толстая, написавшая намного позже, уже после смерти Тургенева: "Если бы он не был в жизни однолюбом и так горячо не любил Полину Виардо, мы могли бы быть счастливы с ним, и я не была бы монахиней, но мы расстались с ним по воле Бога...". Еще одна женская драма, так как в дальнейшем Мария Толстая все равно оставила нелюбимого мужа и ушла в монастырь.

Одновременно с этими неудавшимися попытками устроить свою личную жизнь Тургенев пишет самые знаменитые свои произведения: "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне", "Первая любовь", "Отцы и дети".

Он создает очаровательные женские образы, вошедшие в золотой фонд русской литературы под романтическим названием "тургеневских девушек": самоотверженных, искренних, решительных, не боящихся любить. Изучением этих персонажей занималось не одно поколение исследователей творчества писателя, оставив без особого внимания другую необычную галерею - галерею тургеневских мужчин: нерешительных, безынициативных, пасующих перед действительностью, боящихся ответственности в личной жизни - Рудин, Шубин из "Накануне", Лаврецкий из "Дворянского гнезда", анонимный господин Н.Н. из "Аси", Санин из "Вешних вод", Нежданов из "Нови"... Не сам ли он стал прообразом этих персонажей, изобличая свои собственные слабости по отношению к женщинам, искренне любившим его?

По-прежнему господствовавшая в его сердце роковая любовь к Полине Виардо заставляет в конце 1856 года вновь задуматься о поездке во Францию.

Их встреча была настолько волнующей и трогательной, что, спустя положенный срок, у Полины рождается сын Поль. Вопрос об отцовстве до сих пор остается не выясненным, в тот период у Полины был любовник - известный художник Ари Шеффер, писавший ее портрет. Большинство западных исследователей творчества Тургенева полагают, что все-таки это был его сын, кстати, и потомки рода Виардо склоняются к тому же. Видимо, есть на то основания.

Как бы там ни было, Тургенев счастлив, надеясь, что это событие сблизит их, но Полина, окунувшись в материнство, забыла о своих поклонниках. К тому же чуть позже у нее появляется новая и очень серьезная проблема: начинает слабеть голос, она все реже появляется на сцене. Несмотря на конец артистической карьеры, ее жизнь очень динамична ведь ей всего сорок. Она дает уроки пения, принимает у себя знаменитостей и, конечно же, рядом с ней её странная семья: четверо детей, мудрый муж и преданный поклонник. Всех их связывает семнадцатилетняя дружба. В эти годы Тургенев уже в апогее своей славы и в России, и в Европе. Его талант достойно оценен Жорж Санд, Флобером, Гюго, Мопассаном, Э. Де Гонкуром. Почти все они стали его и ее друзьями. Нет, она не отталкивает его, но и к более близким отношениям не стремится.

А он снова рядом: Россия - Германия - Франция - Россия... С родиной были связны обязательства, с Францией - эмоции и чувства, необходимые ему, чтобы писать. И появляются чудесные "Вешние воды", "Дым", "Новь". Так он и живет все это время в раздвоении между долгом и любовью, не чувствуя себя дома ни в России, ни во Франции, но лишь в семье Виардо.

В 1879 году он опять вынужден ехать в Россию - умер брат. Россия встретила с восторгом любимого писателя, особенно молодое поколение. В театре устраиваются чтения его пьес. Он принимает в них участие в сопровождении молодой и талантливой актрисы Марии Савиной. Забыв о своих 62 годах, он опять попадает в плен молодости, женственности и большого таланта. Их разделяет целое поколение, но они оба не замечают этого. Очередное увлечение, нежные и хрупкие чувства, литературные вечера в Спасском, где он читает свое новое творение "Песнь торжествующей любви". А затем трогательные письма, мечты о совместной поездке в Италию, приглашение Марии в Париж, куда она и приехала в 1882 году. Увидев дом Виардо и Тургенева в "чужом гнезде", она почувствовала что-то вроде жалости и ревности. Она не может понять писателя. Кажется, он и сам себя не понимал, а порой ненавидел, но ничего не мог поделать. И всегда вновь возвращался к Полине, единственной, рядом с которой он находил душевное успокоение. Как в молодости, так и сейчас, перед своим последним в жизни испытанием. Да, ему не удалось "свить гнездо", но ему была дарована судьбой идеальная, роковая, страстная, необъяснимая разумом любовь.

Не о такой ли любви мечтают женщины?

Портреты этих женщин очень схожи. Полина Виардо, как и княгиня Р., постоянно разъезжала по за границам, вела веселую, странную жизнь (П. В. была известной актрисой). Она то отдаляла, то приближала к себе Тургенева. После долгих разлук их любовь вновь разгоралась, чтобы впоследствии потухнуть. Павел Петрович, как и сам Тургенев, после разрыва с любовью не смог выбросить мыслей об этой женщине. Он терзался, ревновал, стремился к ней повсюду, пока та не решила уехать за границу. Но и это его не остановило, он ушел в отставку и отправился вслед за княгиней. Как и Полина Виардо, княгиня Р. постоянно давала новую надежду Кирсанову. В Бадене княгиня Р. и Павел Петрович снова соединились, но через месяц все было кончено. Она уехала из городка и избегала встреч со своим бывшим любимым. Кирсанов, как и Тургенев, встречал многих женщин на своем жизненном пути, но память об этой женщине и любовь к ней он нес в себе на протяжении всей жизни. В этой истории есть загадка, которая, по предположениям, имеет несколько решений. Павел Петрович дарит своей возлюбленной кольцо с вырезанным на камне сфинксом и говорит, что сфинкс - это она. После смерти княгини Р. он получает конверт с этим кольцом. По камню со сфинксом она провела крестообразную черту и велела ему сказать, что крест и есть разгадка. Первая версия решения этой загадки - то, что княгиня Р. поставила крест на их отношениях, этим хотела показать, что никогда не любила Кирсанова. Вторая заключается в том, что крест является началом новой жизни, и этим княгиня Р. намекнула Павлу Петровичу на то, что он должен забыть ее и начать новую жизнь, постараться найти любовь после ее смерти. Через его переживания Тургенев пытался рассказать о своей трагической, безответной любви к Полине Виардо.



  1. Расскажите, каким был Павел Петрович до встречи княгини Р.?

  2. Найдите ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердите неопределенность и загадочность героини.

  3. Как образ княгини Р. помогает в понимании характера Павла Петровича?

  4. Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова?

Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко

  1. Покажите, как изменился Павел Петрович после смерти княгини Р.

  2. Используя текст XXIV главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой.

Вывод. Эта любовь - любовь-наваждение, которая «сломала» жизнь Павла Петровича, он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Эта любовь не принесла ничего людям, кроме муки.

2-я группа. Николай Петрович и Фенечка.

  1. Расскажите историю Фенечки, выделите ее основные черты. Какова композиционная роль этого образа?

  2. Сравните переживания Николая Петровича (конец VIII главы) с переживаниями Павла Петровича.

  3. Сопоставьте любовь братьев. Что общего и в чем разница в их чувствах? Какова роль любовных историй братьев в понимании образа Базарова?

Вывод. Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки - это прежде всего семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.

3-я группа. Аркадий и Катя.

  1. Проследите по тексту, как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой (глава XIV). Зачем в романе показана влюбленность Аркадия в Анну Сергеевну?

  2. Опираясь на текст, докажите, что Аркадий меняется («возвращается» к себе истинному) под влиянием Кати (главы XXV, XXVI).

  3. Какова идейно-композиционная роль образа Кати?

Вывод. Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви похожи отец и сын.

Какова же любовь Базарова и Одинцовой в произведении И.Тургенева «Отцы и дети»? Столкнулись две одинаково сильные личности. Их общие интересы, разговоры в итоге переросли в любовь. Но любящим оказался только Базаров. Любовь для него становится сильным потрясением, которого он не ожидал. Вообще, для Тургенева любовь - это сила, способная изменить человека. Одна из целей нашего урока - выяснить изменился ли Базаров, полюбив Анну Сергеевну Одинцову?

Группа 4. Базаров и Одинцова. Первые встречи.


- Каково отношение Базарова к любви до встречи с Одинцовой? (7 гл.)

Он отрицал любовь, но может потому и отрицал, что не знал ее? Как, не зная, отрицал и Пушкина?

Базаров считал, что любовь никак не должна влиять на жизнь.

- Как вы считаете, в чем Базаров прав, а в чем заблуждается?

Прав в том, что, несмотря на неудачи, нельзя раскисать и падать духом, как П.П.Кирсанов, но совсем отрицать любовь тоже нельзя, т.к. любовь - это светлое чувство, которое очищает душу. Базаров отрицал любовь, т.к. до встречи с Одинцовой никогда не испытывал этого чувства, никогда не любил по-настоящему.

- Когда и где впервые увидел Базаров Одинцову? ()

На балу у губернатора.

- Найдите в тексте описание А.С.Одинцовой (восприятие Аркадия) ().

- Какие черты характера сразу можно определить, слушая это описание? (Спокойствие, благородство, изящество)

- Какое впечатление произвели друг на друга Базаров и Одинцова? ()

Базаров увидел не только красоту, но и отличие Одинцовой от остальных женщин дворянского круга. Это все и пробудило интерес Базарова к Анне Сергеевне.

- А Анна Сергеевна почувствовала непохожесть и необычность Базарова? () Да, т.к. она внимательна и наблюдательна. Ею движет любопытство, желание узнать, что это за человек, как он себя поведет, что будет говорить.

- Мы уже знаем, что представляет собой Базаров. А что нам известно об Одинцовой? Именно в прошлом Анны Сергеевны кроется ключ к пониманию её характера.

Рассказ о жизни Анны Сергеевны) ().

- В чем же особенность её жизни до встречи с Базаровым?

Основа её жизни - обеспеченность. Ей свойственны ум и самостоятельность, холодность и незнание любви, отсутствие друзей и интересных людей.

- Как вы думаете, что объединяет этих героев?

1. Оба неординарные личности.

2. Оба не испытали любви.

- Различия? Базаров не верит в любовь, а Одинцова стремится к ней.

- Что же увидела Одинцова в Базарове?

Ум, силу, отсутствие пошлости. Затем любопытство переросло в заинтересованность. Поэтому она пригласила его навестить её в имении.

- Как Базаров отреагировал на приглашение?

Поклонился и, как отметил Аркадий, покраснел.

- Что ведет Базарова в дом Одинцовой?

Её красота, новое возникшее чувство, которое он еще для себя не обозначил. Таким образом, после свидания в гостинице интерес Базарова и Одинцовой друг к другу усилился.

Группа 5. Базаров и Одинцова в Никольском.


Итак, Базаров и Аркадий приезжают в Никольское.

- Какая мысль промелькнула у Базарова во время разговора с Аркадием у портрета мужа Одинцовой? («Аль удрать?») Чего испугался Базаров? Зачитайте.

Он познакомился с порядками, царящими в Никольском, и понимает, что приехал в чуждый для него мир и боится погрузиться в этот мир Одинцовой.

- Сколько дней проведет Базаров в Никольском?

15 дней.

- Изменилось ли за эти дни поведение Базарова? Зачитайте.

Да, он много говорит, перестает работать. Стал легко раздражаться. Говорил нехотя, глядел сердито. Базарова и тянет к ней, и раздражается, и в то же время испытывает чувство злобы.

- В чем причина такого поведения Базарова?

Чувство, внушенное Базарову Одинцовой. Чувство, которое его мучило и бесило. Одинцова ему нравилась, но он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от неё он, к изумлению своему, не имел сил.

- Как он ведет себя с Одинцовой, а как думает наедине?

В разговорах с Анной Сергеевной он высказывал равнодушие ко всему романтическому, а, оставшись наедине, с негодованием сознавал романтика в самом себе.

Вывод. Базаров предстает перед нами, с одной стороны, теоретиком, а с другой стороны, - человеком, почувствовавшим себя романтиком. Он ощущает у себя чувство и понимает, что нигилист не должен испытывать подобных чувств, но сделать с собой ничего не может. В этом и заключается внутренний конфликт героя.

Он понимает отступничество от своей теории как слабость, как жизненный крах, поэтому и ведет внутренюю борьбу, поэтому и стыдится Аркадия. (тетрадь)

- Зачем Тургенев испытывает Базарова любовью?

Он хочет показать, что все теории его терпят крах перед вечным чувством.

- А что чувствует Одинцова?

В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но появление Базарова тотчас её оживляло. Базаров, конечно, поразил её воображение и она думала о нем, но «она хотела чего-то, сама не зная чего именно».

- Что лежит в основе её отношения к Базарову?

Интерес к чему-то новому и боязнь этого нового.

Любопытство её переходит в заинтересованность, заинтересованность - в увлечение, которое может вырасти в любовь. Но Одинцовой надо знать, что представляет собой Базаров как человек.

- Какой эпизод является кульминацией любовной истории?

- Прочитайте объяснение Базарова и Одинцовой по ролям (18 гл.)

- Как ведет себя в этой сцене Одинцова и почему?

Она не может разобраться в своих чувствах и провоцирует Базарова на признание в любви.

- Почему она останавливается "то перед окном, то перед зеркалом"?

(Окно символизирует готовность отдаться чувству, в зеркале мы видим себя, думаем о себе, рассматриваем себя; зеркало, по мнению Л.Н.Толстого, делает нас эгоистами) Значит, Одинцова выбирает: отдаться ли ей любви, выбрать путь и радости, и страдания, или остаться прежней, самой собой, выбрать комфорт, спокойствие, прежний образ жизни.

- Что же выбирает Одинцова?

Она выбирает зеркало, а значит - покой: "Спокойствие все-таки лучше всего на свете". То равнодушие, холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.

- Почему Анна Сергеевна решила «не шутить этим»?

Ответы:

  1. Она испугалась, поняв, что приключение для неё опасно, т.к. она в конце концов может влюбиться в Базарова. А любовь-страсть Базарова разрушительна, потому что своей злобой на себя Базаров всё равно уничтожит эти отношения.

  2. По социальному положению Базаров - выходец из низов, бедняк, будущий лекарь. Даже если бы полюбила, она не пошла бы за ним в горькую жизнь.

- Найдите в тексте и зачитайте внутренний монолог Анны Сергеевны. Что же она выбирает.

Спокойствие.

- Как описывает Тургенев поведение Базарова в момент объяснения?

Тургенев передает психологическое состояние героя: отвернулся, стал спиной, уперся лбом в стекло. Он хочет избежать объяснения, объясняется, не глядя на Одинцову - испытывает злость на себя.

- Чем же это признание в любви стало для Базарова?

Поражением. К его сожалению, он оказался тонко организованной натурой; испытывает трепет, муки, страсть. Ведь он всю жизнь ломал себя, отказывался от традиционного, и вдруг всё, как у всех.

- Какие новые черты характера героя открываются в этих сценах?

Он стал лучше, сердечнее, человечнее.

- Так выдержал ли Базаров испытание любовью?

Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается позой, в которую, правда, он искренне верил. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.

Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается гораздо менее живой, чем сам Базаров. Она оказалась неспособной на глубокие чувства и обожглась о страсть человека, который к любви не стремился и презирал романтические чувства, который прятал в нигилизме свое тревожное, любящее, "бунтующее" сердце.
Перед нами единственное произведение И.С.Тургенева, в котором мужчина и женщина меняются местами. Раньше герой был слаб, пассивен и нерешителен, героиня же тверда и бескомпромиссна. Теперь же герой способен к сильной и самоотверженной любви, а героиня боится жизненных тревог и осложнений.

- Могли ли иначе сложиться отношения Базарова и Одинцовой?

Нет.

Вывод.

  1. Базаров пережил поражение и в своих убеждениях, и в их несоответствии жизни.

  2. Осмыслив свое состояние, он ставит себе диагноз: «машина сломалась», т.е. в область разума вторглась область сердца. Вывод, к которому он приходит Базаров, - «надо починить», поэтому он уезжает к родителям, пытается себя изменить, поменяв среду: «…пожил среди феодалов».

  3. Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не «растоптала» Базарова, после объяснения Базаров с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь «низводит» Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.

Но какая бы разная ни была любовь, это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в песнях. А создателей прекрасных произведений можно перечислять до бесконечности.

Домашнее задание.


  1. Родители Базарова: Василий Иванович и Арина Власьевна.

  2. Отношение Базарова к родителям

15

© 2010-2022