- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП
Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дубинская В.К. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП. Задачи:
а) образовательные - ознакомление учащихся со структурой БСП, расширение
знаний о сложном предложении, овладение соответствующей терминологией;
б) развивающие - формирование умения определять структуру БСП и средства
связи в них, ставить знаки препинания в БСП, строить схемы БСП; видеть
синонимию БСП со ССП и СПП;
в) воспитывающие - вырабатывать способности к занятиям повышенной трудности.
Ход урока.
I Мобилизующее начало урока. Сообщение темы.
Практический смысл изучаемого - расширение синтаксического кругозора,
необходимого для повседневной речевой деятельности.
II Повторение.
III Работа по теме.
1 .Объяснение нового материала.
В союзных предложениях смысловые отношения между предложениями более определённые и чёткие благодаря союзам и союзным словам.
Способ соединения простых предложений в составе БСП - интонация, отличающаяся богатством смысловых отношений, так как предложения в составе БСП синонимичны ССП и СПП, так как по смыслу и интонации некоторые из них можно сблизить с ССП, а другие - с СПП. Хотя часто одно и то же БСП можно сблизить и с тем, и с другим.
Зажглись прожектора - вокруг стало светло.
Зажглись прожектора, и вокруг стало светло.
Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.
Прозвенел звонок. Я иду на урок.
Прозвенел звонок, и я иду на урок.
Я иду на урок, потому что прозвенел звонок.
При устранении союзов мы получаем БСП.
(Расположение предложений не остаётся неизменным.)
Поэтому ярким выразительным средством выражения грамматических значений в таких предложениях и является интонация.
Это связано с потребностью языка - выразить словесную семантику меньшим количеством языковых средств.
Вывод. БСП принято называть такие предложения, в которых предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, соотношением вида, времени
и наклонения глагола, порядком расположения предложений.
Опора на интонацию является определяющей при выборе знаков препинания.
Однако при этом следует рассматривать не самостоятельные предложения, а части БСП.
Рассмотрение материалов карточки № 1. Карточка № I. Постановка знаков препинания в БСП.
Запятая, точка с запятой.
1 .Поезд ушёл быстро, его огни скоро исчезли в темноте.
2. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их.
Двоеточие.
1.Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему массу физических страданий.
2.Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики,
белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.
З.Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды.
Тире.
1 .Рита хотела говорить - Павел перебил её.
2. Любишь кататься - люби и саночки возить.
Кончил дело - гуляй смело.
Хорошо трудиться - хлеб уродится.
З.Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
4.Снег был глубокий, но твёрдый - лыжи не проваливались.
Солнце дымное встаёт - будет день горячий.
5 .Молвит слово - соловей поёт.
Рассмотрение материалов карточки № 2.
Карточка № 2. Определить синонимию БСП со ССП и СПП.
Служить бы рад - □ прислуживаться тошно. но
Собрались на зорьке обозы за крепость, □ вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге. и
Вдруг я чувствую: □ кто-то берёт меня за плечо и толкает. что
Посмотрит - □ рублём подарит. словно
За всё браться - □ ничего не сделать. если
Печален я: □ со мною друга нет. потому что
Закуковала кукушка - □ сей ячмень. если, когда
Свойство зеркальце имело: □ говорить оно умело. а именно
Жилин видит: □ дело плохо. что
Кусты зашевелились, □ вспорхнула птичка. и
Опомнилась, глядит Татьяна: □ медведя нет. увидела, что
Мелкий дождик сеет с утра - □ выйти невозможно. следствие
Рассмотрение таблицы, имеющей свёрнутую информацию по постановке знаков препинания в БСП.
-
БиС, алгоритм на стр. 2.
-
БиС, стр. 27, рассмотреть постановку знаков препинания в БСП.
-
Проба. Рассмотрение структуры БСП.
Стр. 3. № 1 из всех уровней. Выявление и объяснение ошибок.
-
Внимание. № 2 из всех маршрутов.
-
Скорость. № 3 из всех маршрутов.
-
Биоинтернет, выявление маршрутов.
-
Тренировочные упражнения. По таблице БиС. Стр. 3. 9. Проверка ВПС.
1 . Привычка свыше нам дана: замена счастью она.
2.Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго.
3.Ветер выл жалобно и тихо, во тьме ржали кони, из табора плыла нежная и страстная песня-думка.
4.Кусты зашевелились, вспорхнула полусонная птичка.
5.Я несчастлив: каждый день гости.
6.Предметы теряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.
7.Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами.
8.Настя во время рассказа вспомнила: у неё от вчерашнего дня остался чугунок варёной что картошки.
9.Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
10.Чин следовал ему - он службу вдруг оставил.
-
Подведение итогов урока, выставление оценок.
-
Задание на дом - № 16, стр. 189, упр. 417.
9 класс. БСП и знаки препинания в них.
ЕСЛИ
, И ; двоеточие тире