Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП. Задачи:

а) образовательные - ознакомление учащихся со структурой БСП, расширение

знаний о сложном предложении, овладение соответствующей терминологией;

б) развивающие - формирование умения определять структуру БСП и средства

связи в них, ставить знаки препинания в БСП, строить схемы БСП; видеть

синонимию БСП со ССП и СПП;

в) воспитывающие - вырабатывать способности к занятиям повышенной трудности.

Ход урока.

I Мобилизующее начало урока. Сообщение темы.

Практический смысл изучаемого - расширение синтаксического кругозора,

необходимого для повседневной речевой деятельности.

II Повторение.

III Работа по теме.

1 .Объяснение нового материала.

В союзных предложениях смысловые отношения между предложениями более определённые и чёткие благодаря союзам и союзным словам.

Способ соединения простых предложений в составе БСП - интонация, отличающаяся богатством смысловых отношений, так как предложения в составе БСП синонимичны ССП и СПП, так как по смыслу и интонации некоторые из них можно сблизить с ССП, а другие - с СПП. Хотя часто одно и то же БСП можно сблизить и с тем, и с другим.

Зажглись прожектора - вокруг стало светло.

Зажглись прожектора, и вокруг стало светло.

Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.

Прозвенел звонок. Я иду на урок.

Прозвенел звонок, и я иду на урок.

Я иду на урок, потому что прозвенел звонок.

При устранении союзов мы получаем БСП.

(Расположение предложений не остаётся неизменным.)

Поэтому ярким выразительным средством выражения грамматических значений в таких предложениях и является интонация.

Это связано с потребностью языка - выразить словесную семантику меньшим количеством языковых средств.

Вывод. БСП принято называть такие предложения, в которых предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, соотношением вида, времени

и наклонения глагола, порядком расположения предложений.

Опора на интонацию является определяющей при выборе знаков препинания.

Однако при этом следует рассматривать не самостоятельные предложения, а части БСП.

Рассмотрение материалов карточки № 1. Карточка № I. Постановка знаков препинания в БСП.

Запятая, точка с запятой.

1 .Поезд ушёл быстро, его огни скоро исчезли в темноте.

2. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их.

Двоеточие.

1.Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему массу физических страданий.

2.Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики,

белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.

З.Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды.

Тире.

1 .Рита хотела говорить - Павел перебил её.

2. Любишь кататься - люби и саночки возить.

Кончил дело - гуляй смело.

Хорошо трудиться - хлеб уродится.

З.Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

4.Снег был глубокий, но твёрдый - лыжи не проваливались.

Солнце дымное встаёт - будет день горячий.

5 .Молвит слово - соловей поёт.

Рассмотрение материалов карточки № 2.

Карточка № 2. Определить синонимию БСП со ССП и СПП.

Служить бы рад - □ прислуживаться тошно. но
Собрались на зорьке обозы за крепость, □ вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге. и
Вдруг я чувствую: □ кто-то берёт меня за плечо и толкает. что

Посмотрит - □ рублём подарит. словно

За всё браться - □ ничего не сделать. если

Печален я: □ со мною друга нет. потому что

Закуковала кукушка - □ сей ячмень. если, когда

Свойство зеркальце имело: □ говорить оно умело. а именно

Жилин видит: □ дело плохо. что

Кусты зашевелились, □ вспорхнула птичка. и
Опомнилась, глядит Татьяна: □ медведя нет. увидела, что

Мелкий дождик сеет с утра - □ выйти невозможно. следствие

Рассмотрение таблицы, имеющей свёрнутую информацию по постановке знаков препинания в БСП.

  1. БиС, алгоритм на стр. 2.

  2. БиС, стр. 27, рассмотреть постановку знаков препинания в БСП.

  3. Проба. Рассмотрение структуры БСП.

Стр. 3. № 1 из всех уровней. Выявление и объяснение ошибок.

  1. Внимание. № 2 из всех маршрутов.

  2. Скорость. № 3 из всех маршрутов.

  3. Биоинтернет, выявление маршрутов.

  4. Тренировочные упражнения. По таблице БиС. Стр. 3. 9. Проверка ВПС.

1 . Привычка свыше нам дана: замена счастью она.

2.Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго.

3.Ветер выл жалобно и тихо, во тьме ржали кони, из табора плыла нежная и страстная песня-думка.

4.Кусты зашевелились, вспорхнула полусонная птичка.

5.Я несчастлив: каждый день гости.

6.Предметы теряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.

7.Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами.

8.Настя во время рассказа вспомнила: у неё от вчерашнего дня остался чугунок варёной что картошки.

9.Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

10.Чин следовал ему - он службу вдруг оставил.

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.

  2. Задание на дом - № 16, стр. 189, упр. 417.

9 класс. БСП и знаки препинания в них.

ЕСЛИ

Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.




Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.

Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.

, И ; двоеточие тире



Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.Урок русского языка в 9 классе на тему Функциональная значимость интонации и знаки препинания в БСП.


© 2010-2022