Ознакомление родителей с особенностями обучения и лечения ребенка с ЗПР

В связи с увеличением рождения детей с ЗПР возникает необходимость обучения родителей взаимодействию с особым ребенком. Многие родители не понимая важность проблемы говорять на индивидуальных консультациях. Цитата "Нам только речь исправить" "Да у нас только речь западает" Данная консультация просвещает родителей что такое задержка психического развития, задержка речевого развития. В чем их глобальное отличие. Рассказывает о необходимых специалистах для ребенка, когда и как начать коррекцию. Как...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация для родителей





«Главное о главном»









Подготовила: Морозова С.Ю.

учитель-дефектолог

Задержка психического развития (сокр. ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставился только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости. Понятие «задержка психического развития», широко использовавшееся в советской психолого-педагогической литературе до 90-х годов ХХ века, в настоящее время является устаревшим и заменено понятием «расстройства психологического развития» Я в своей практике встречаю многих родителей, которые видят у детей проблему только речевую.

В чём же различие Задержки речевого развития (ЗРР) и Задержки психо - речевого развития (ЗПРР)?
Задержка речевого развития - это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо.
Задержка психо - речевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и обще интеллектуального характера. Если до 4 лет постановка диагноза ЗПРР достаточно редка и случается только при наличии серьёзных заболеваний, то старше 5 лет только у 20% детей с проблемами с речью остаётся диагноз ЗРР. Если до 4 лет ребёнок осваивал мир, мало вступая в коммуникативные связи, то с этого возраста основную массу информации он получает именно в общении со взрослыми и сверстниками. Если речь ребёнку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка психо - речевого развития (ЗПРР). Поэтому если врачи поставили вашему крохе ЗРР, не стоит, как страус, прятать голову в песок и ждать, что «само всё пройдёт». ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Если общение с окружающими затруднено, это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Ожидание без лечения и занятий с дефектологом 5-летнего возраста часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.

Дети, имеющие незначительную, слабо выраженную задержку психического развития, могут обучаться в массовой школе при условии, если учитель знает их особенности и оказывает им специфическую помощь. В этом случае они постепенно, через 2-3 года сравниваются со своими нормально развивающимися сверстниками. У всех детей с ЗПР наблюдаются и недостатки памяти: причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности. То и другое с наибольшей очевидностью проявляется в процессе решения интеллектуальных задач. Как известно, большинство выполняемых учащимися в классе и дома заданий и упражнений связано с необходимостью решать те или иные мыслительные задачи. Исключение составляют разве лишь письмо под диктовку и списывание текста. Таким образом, при выполнении многих заданий дети сталкиваются с трудностями интеллектуального характера. Испытываемые детьми затруднения связаны, прежде всего, с тем, что к началу школьного обучения они еще не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании (отвлечении).

Помощь, каких специалистов и когда может понадобиться ребенку с задержкой в развитиии?
К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, и дефектологи но - это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить различные звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет. Но мы с вами уже знаем, что ждать до 5 лет в случае с ребёнком с ЗРР крайне опасно. Итак, сначала вам потребуется достаточно детальная диагностика для выявления причин патологии развития речи. Детям с задержкой речевого развития показана оценка слуха (обследование у сурдолога)
Сравнивают понимание и воспроизведение речи.
Для выяснения причин задержки в развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, дефектологу, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга - ЭКГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и подобные обследования.
Практически 100 % детей с ЗПРР и ЗРР необходимо медикаментозное лечение.
С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии?
Чем раньше, тем лучше. Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке в развитии. Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику. Специалисты по развитию речи, педагоги-корректологи также начинают работы с детьми с 2-2,5 лет.
Логопеды - помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет.
Какие существуют методы лечения ЗРР и ЗПРР?
Лекарственная терапия - среди препаратов которые применяются для лечения ЗПРР есть и те, которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум). Все назначения делаются ТОЛЬКО врачом-неврологом или психиатром. Заниматься самолечением опасно, ведь препарат, который помог ребёнку вашей подруги, может быть противопоказан вашему ребёнку. Электрорефлексотерапия и магнитотерапия позволяют выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Высокая эффективность электрорефлексотерапии связана с дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию. Однако этот действенный метод запрещён для применения детям с судорожным синдромом, эпилепсией и психическими расстройствами. Противопоказаний для магнитотерапии нет. Альтернативные методы лечения - иппотерапия (лечения лошадьми), дельфинотерапия и т.п. методы должны также подбираться индивидуально.Однако только лекарственная помощь таким детям приносит мало результата, если не подкреплена педагогическим воздействием и наоборот.

Основной задачей работы учителя - дефектолога является повышение уровня психического развития детей: интеллектуального, эмоционального и социального. Педагог обеспечивает коррекцию (исправление и ослабление) негативных тенденций развития; предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. В работе учитель - дефектолог использует наглядные, практические, технические средства реабилитации и проводит коррекционные занятия в игровой форме по индивидуальному плану. Нет общей методики, которая помогает абсолютно всем, необходим индивидуальный подход.
Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки в развитии, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком. Дефектолог помогает выбрать направление той работы, которую ежедневно и ежечасно придётся проводить родным ребенка.

С помощью приложения Вы сможете с легкостью определить, если у Вашего ребенка проблемы в развитии

Приложение №1

Нормы психического развития детей 4-5 лет

К 4 годам более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка. В этом возрасте его начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос: «Почему?». Ребенок развивается, становится, более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится менее подверженным перепадам. В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения. Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса еще сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения. Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которых ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК

В 4-5 ЛЕТ. Именно в это время появляется прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его знания, умения и навыки. Что же должен в 4 года уметь ребенок?

ВНИМАНИЕ

Повторить за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки - в стороны, опустить руки.

Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора.

Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.

Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.

Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.

Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.

МЫШЛЕНИЕ

Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.

Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.

Находить пару каждому предмету.

Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?» Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

ПАМЯТЬ

Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.

Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.

Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.

Пересказывать содержание услышанной сказки.

Запоминать содержание сюжетного рисунка.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.

Сказать, сколько ему лет.

Назвать город, в котором он живет; свой домашний

Сказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и красные листочки.

Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растений

Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величин у, цвет и форм/, назначение, существенные детали и части предметов.

Различить и назвать погодные явления.

Назвать несколько профессий.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (восприятие формы, величины, пространства)

Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.

Показывать правую и левую руку.

Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.

Показывать, что находится вверху и внизу от него.

Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.

Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).

РЕЧЬ

Согласовывать слова в роде, числе, падеже.

Употреблять предложения с однородными членами.

Отвечать на простейшие вопросы.

После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.

Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.

Застегивать пуговицы, крючки, молнии.

Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.

Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.

Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контур



© 2010-2022