Рабочая программа по литературе. 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________________

Протокол №______

«____»_________20 __г.

« Согласовано»

заместитель директора

по УВР

_______________

Т. Н. Чиркова

«____»_________20 __г.

«Утверждаю»

директор

МКОУ СОШ с.Зерновое

_________________

Е. М. Федорович

«____»_________20 __г.



Рабочая учебная программа

по литературе

8 класс

(базовый уровень)

на 2015-2016 учебный год



Составитель:

учитель русского

языка и

литературы,

Нестеренко Т.М.

первая

кв. категория



Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2014. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Содержание курса литературы в 8 классе

Количество часов

Всего - 70 часов; в неделю - 2 часа

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2014.

Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2009.

Распределение учебных часов по разделам

  1. Введение - 1 час;

  2. Устное народное творчество - 3 часа;

  3. Из древнерусской литературы -5 часа;

  4. Из русской литературы 18 века - 3 часа;

  5. Из русской литературы 19 века - 28 часа;

  6. Из русской литературы 20 века.- 21 час. Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе - 2 часа;

  7. Из зарубежной литературы - 4 часов;

  8. Итоговые уроки - 3 часа.



Дополнительная литература:

  1. По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-8. - М.: Айрис-пресс, 2000

  2. И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. - М.: Просвещение, 2001

  3. И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: Вако, 2003

  4. Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента. - Казань: Школа, 2008

  5. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2001

  6. Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. - М.: Владос, 1999

  7. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. - М.: Аспект Пресс, 2004

  8. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1990

  9. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985

  10. Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980

А также:

- видеофильмы, поставленные по произведениям классиков;

- аудиозаписи чтения поэтов своих стихотворений;

- иллюстрации к биографиям и творчеству поэтов и писателей;

- тестовый материал для контроля знаний;

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Ученик должен знать:

базовые теоретико-литературные понятия;

содержание программных произведений;

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.

Ученик должен понимать:

закономерности происхождения литературы;

жанровые особенности произведений;

Ученик должен уметь:

-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях

(сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.

Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с

учетом норм русского литературного языка;

-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;

-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его

авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).








Календарно - тематическое планирование по литературе 8 класс

Разделы и темы программы

Количест-

во часов

По программе

фактически

8 а

8 б

8 а

8 б

1

1

Введение. Русская литература и история.





2

Устное народное творчество.





2

Русские народные песни. Хороводные и лирические песни. Исторические песни





3

Частушка как малый песенный жанр. Поэтика частушек.





4

Предания как исторический жанр русской народной прозы.





3

Из древнерусской литературы.

3ч +

1ч вн/ч + 1ч р.р.





5-6

Житие как жанр древнерусской литературы.

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».





7

Повесть о шемякином суде «Шемякин суд».





8

Вн/ч

«Житие Сергия Радонежского». Духовный подвиг святого.





9

Р.р.

Сочинение по картинам художников и летописным страницам.





4

Из русской литературы XVIII века.

2ч + 1ч р.р.





10

Д.И.Фонвизин «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии.





11

Д.И.Фонвизин «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.





12

Р.р.

Д.И.Фонвизин «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов.





5

Из русской литературы XIX ВЕКА.

25ч +2ч р.р. +1ч вн/ч





13

И.А.Крылов - поэт и мудрец. «Лягушки, просящие обоз», «Обоз».





14

К.Ф.Рылеев - декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака».





А.С.Пушкин «Капитанская дочка».

6ч + 1ч р.р.





15

Слово о поэте и его повести. «История Пугачёвского бунта» (отрывки).





16

«Капитанская дочка»: I -V главы. Формирование характера Гринёва. Первая встреча с Пугачёвым.

«Старинные люди». Дуэль.





17

Главы VI - IX. Падение Белогорской крепости. Отношения Гринёва и Пугачёва. Динамичность повествования.





18

Главы X - XII. Изображение правительственного лагеря. Зеркальные сцены: военный совет в Белогорской крепости и в Оренбурге. Отношение генерала и самозванца к участи девушки-сироты.





19

Главы XIII - XIV. Композиция повести. Сюжетные элементы. Нравственная красота Маши Мироновой.





20

Жизненный путь Гринёва. Изменение характера героя под влиянием «благих потрясений». Образ Пугачёва. Милосердие Пугачёва и правосудие Екатерины II.





21

Р.р.

Сочинение по произведению Пушкина.





22

А.С.Пушкин. Стихотворения





М.Ю.Лермонтов.





23

М.Ю.Лермонтов «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше.





24

Главный герой поэмы, его испытания.





25

Роль пейзажа в повествовании. Романтизм поэмы.





Н.В.Гоголь.

6ч + 1ч р.р. + 1ч вн/ч





26

Слово о писателе и его пьесе.





27

Особенности пьесы. Завязка (1,2. действие).





28

3 действие. Семейство городничего. Приезд Хлестакова.





29

4 действие. Разоблачение характеров и пороков чиновников.





30

5 действие. «Хлестаковщина» как общественное явление.





31

Сатирическая направленность пьесы.





32

Р.р.

Сочинение по творчеству Гоголя.





33

Вн/ч

Н.В.Гоголь «Шинель».





34

И.С.Тургенев «Ася».Слово о писателе и его повести. Любовь в жизни писателя.





35

И.С.Тургенев «Ася». История семьи Гагиных. Странный характер героини. Трагедия главного героя. Критика о повести.





36

М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города».Слово о писателе и его повести.





37

М.Е.Салтыков-Щедрин. Идейный смысл повести. Гротеск и гипербола.





38

Н.С.Лесков «Старый гений». Страдания «маленького человека».





39

Л.Н.Толстой «После бала».Слово о писателе и его рассказе.





40

Л.Н.Толстой «После бала».Композиция рассказа. Роль антитезы. Судьба главного героя.





41

Поэзия родной природы.





42

А.П.Чехов «О любви». Человек и обстоятельства в рассказе





6

Из литературы ХХ века.

19ч + 2ч р.р.





43

И.А.Бунин «Кавказ»: лики любви. Слово о писателе и его рассказе. Историзм Бунина.





44

А.И.Куприн «Куст сирени»: история счастливой любви.





45

Р.р.

Сочинение по творчеству Чехова, Бунина, Куприна «Поговорим о превратностях любви»





46

А.А.Блок. Цикл «Мир на Куликовом поле». Слово о поэте и его творчестве. Патриотизм лирики Блока.





47

А.А.Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность





С.А.Есенин. Поэма «Пугачёв».

1ч +1ч р.р.





48

С.А.Есенин. Поэма «Пугачёв» как поэма на историческую тему.





49 Р.р.

Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина.





50

И.С.Шмелёв «Как я стал писателем». Слово о писателе и его публицистике. Творчество как основа рассказа





49

М.А.Осоргин «Пенсне». Особенности рассказа и необычность героев.





50

Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон»





51

Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая) «Жизнь и воротник»





52

М.М.Зощенко «История болезни».





53

А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»: человек и война.





54

А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Главный герой поэмы. Характеристика героя.





55

Своеобразие поэмы (композиция, язык, напевность).





А.П.Платонов «Возвращение».





56

Слово о писателе и его творчестве.





57

Основной смысл рассказа.





Стихи и песни о ВОВ 1941 - 1945 гг.





58

Поэзия ВОВ (обзор).





59

Анализ стихотворений.





В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет».





60

Слово о писателе и его творчестве.





61

Жизнь деревни в послевоенные годы. Судьба русской интеллигентности.





7

Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.





62

Лирика поэтов ХХ века.





63

Анализ одного из стихотворений. Литература и история.





8

Из зарубежной литературы.





64

Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта»





65

Ж. - Б Мольер «Мещанин во дворянстве»





66

Джонатан Свифт. Отрывки из «Путешествия Гулливера».





67

Вальтер Скотт «Айвенго».





9

68

Итоговая контрольная работа.





10

69

Сочинение о прочитанном.





70

Итоговое занятие








© 2010-2022