Презентация по литературе на тему Творчество С. А. Есенина (обзор)

В презентации представлен обзор творчества С.А .Есенина в хронологическом порядке (по годам). Работа даёт возможность познакомиться как с ранними произведениями поэта, так и с его последними стихами. Рассказывается об основных темах творчества Есенина, представлены литературные группы, в которые входил поэт. Сопроводительные материалы к презентации помогут лучше освоить тему, познакомиться с источниками информации, использованными автором.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей№1»

ГО г. Салават, Республика Башкортостан

Сопроводительные материалы к презентации

Тема: «Творчество С.А.Есенина» (обзор)

Подготовила учитель русского языка и

литературы Е.П.Яроцкая

Слайд 1

Заставка: тема работы, сведения об авторе.

Слайд 2

«Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам»,- отмечал поэт. За время учёбы в школе им было написано более 30 стихотворений и составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912). Его учитель Е.М.Хитров вспоминал, что стихи Есенина той поры «были короткими, сначала все на тему любви». Стихотворения эти во многом подражательны и весьма далеки от совершенства, в них звучат надсоновские мотивы тоски, одиночества, смерти, заметно влияние Кольцова. Сам Есенин называл разные источники, питавшие его творчество: песни, сказки, духовные стихи, частушки, «Слово о полку Игореве», поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. В более позднее время это были Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин, Афанасьев («Поэтические воззрения славян на природу»).

Слайд 3

Огромную роль в формировании поэта сыграла природа родного рязанского края, быт и патриархальный уклад деревенской жизни. Чувством бесконечной любви к родной земле пронизано всё творчество Есенина. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве».

Слайд 4

Весной 1912 года он «без гроша денег» приезжает в Москву, с 1913г. занимается на историко-философском отделении народного университета им. А.Л.Шанявского. По свидетельству его жены А.Изрядновой, он «всё свободное время читал, жалование тратил на книги, журналы, нисколечко не думая, как жить». Напряжённые духовные искания поэта 1911-1913 годов нашли своё отражение в лирике. За эти годы им написано более шестидесяти стихотворений и поэм, в которых отразилась его любовь ко всему живому, к родине, к жизни, к природе («Выткался на озере алый цвет зари…», «Берёза», «Ночь», «Восход солнца», «Поёт зима - аукает…», «Дымом половодье», «Весенний вечер» и др). Есенин видит предназначение истинного народного поэта в служении высоким гражданским идеалам, образ такого «поэта родной земли» обрисован им в стихотворении «Поэт» (1912), и в письме своему другу-земляку Г.Панфилову он напишет: «Хочу писать «Пророка», в котором буду клеймить позором слепую, увязшую в пороках толпу…Отныне даю тебе клятву, буду следовать своему «Поэту». Пусть меня ждут унижения, презрения и ссылки».

Слайд 5

В этот же период усиливаются и религиозные настроения Есенина, вызванные размышлениями над евангельскими текстами. «В настоящее время читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового…Христос для меня совершенство».- сообщает он Панфилову. Но в другом письме почти одновременно он заявит: «Я человек, познавший Истину, я не хочу более носить клички христианина и крестьянина». Поэтический мир лирики Есенина в этот период становится более сложным, многоплановым, всё большее значение приобретают в нём библейские образы и христианские мотивы .(«Задымился вечер, дремлет кот на брусе…», «Заждалася сына дряхлая вдовица…», «Троицыно утро, утренний канон…», «Пойду в скуфье смиренным иноком…» и др.)

Слайд 6

Весной 1915 года Есенин отправляется в Петроград и сразу же, в день приезда приходит к Блоку и читает ему свои стихи. Блок высоко оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка». Он дал рекомендательные письма к журналисту М.П.Мурашову и поэту С.Городецкому, который познакомил Есенина с Н.Клюевым. В течение двух с лишним лет поэты выступают под единым «крестьянским» знаменем. Но в середине 1917 года их отношения обострятся, они дойдут до полного разрыва. Однако, несмотря на это, Есенин всю жизнь продолжал считать Клюева своим учителем. В Петрограде Есенин быстро становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. В многочисленных восхвалениях поэта было и много наносного, вызванного модой на крестьянский колорит его стихов. В свою очередь, со стороны Есенина в его взаимоотношениях с литературной богемой изначально присутствовал момент «игры», эпатажа и уверенности в том, что «питерцы» «сидят гораздо мельче нашей крестьянской купницы».

Слайд 7

В 1915 году в Петрограде организуется по инициативе С.Городецкого и А.Ремизова литературная группа «Краса», а затем сменившее его «общество содействия развитию народной литературы» - «Страда», в которые вступил и Есенин. Помимо него туда входили представители складывающегося в это время так называемого «новокрестьянского» течения в русской литературе: Н.Клюев, С.Клычков, А.Ширяевец и др. Этих поэтов объединяло общее крестьянское происхождение, неприятие города и интеллигенции, устремлённость к деревне, идеализация старины, патриархального уклада, попытки обновить на фольклорной основе русский литературный язык. Однако уже осенью 1915 года литературно-художественные объединения прекратили своё существование, а сама группа «новокрестьянских» поэтов распалась после Октябрьской революции.

Слайд 8

При помощи Клюева Есенину удаётся напечатать в начале 1916 года свой первый поэтический сборник «Радуница». Центральное место в этом сборнике занимает образ крестьянской России. Стихи Есенина звучат то задумчиво, то грустно, то радостно. Реально бытовые картины деревенской жизни «хилые» хижины, «тощие» поля) окрашены «радужным» цветом богомольной, сраннической, монастырской России. Само название сборника восходит к празднику поминовения усопших, и стихи поэта насыщены церковно-религиозной символикой, иногда с примесью народно-языческих верований. Себя в этом мире поэт видит странником, иноком, «захожим богомольцем». («Гой ты, Русь моя родная…»). Русь в поэтическом мире Есенина многолика и разноголосна: «задумчивая и нежная», смиренная и буйственная, нищая и весёлая; здесь есть и залихватские песни «под тальянку» («Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха»), и духовные стихи «о сладчайшем Исусе», которые поют калики перехожие («Калики»). Скромный рязанский пейзаж, «край дождей и непогоды», Есенин расцвечивает нарочито яркими красками («О Русь, малиновое поле…»). Русь может предстать и убогой, «горевой», одноцветной («Чёрная, потом пропахшая выть…»). Но общий тон «Радуницы» умильно-благостный, проникнутый «Спаса кроткого печалью».

Слайд 9

К раннему периоду творчества поэта относятся и три исторические поэмы: «Песнь о Евпатии Коловрате», «Марфа Посадница», «Ус». Последние две навеяны ситуацией военного времени. Война воспринималась поэтом как подлинная трагедия народа: «…я, при всей своей любви к рязанским полям и к своим соотечественникам, всегда резко относился к империалистической войне и воинствующему патриотизму».

Слайд10 В 1914 году Есенин пишет стихотворение «Русь», здесь появляется образ «родины кроткой», охваченной великим горем, и передана тревожная атмосфера пришедшей в деревню беды:

Грянул гром, чашка неба расколота,

Тучи рваные кутают лес.

На подвесках из лёгкого золота

Закачались лампадки небес.

Повестили под окнами сотские

Ополченцам идти на войну.

Загыгыкали бабы слободские,

Плач прорезал кругом тишину.

Слайд 11

В стихах 1915-1916 годов у Есенина продолжает преобладать тема молитвенной страннической Руси («Тебе одной плету венок…», «Запели тесаные дроги…». Есенинская Русь - это деревня, окружённая околицей, состоящая из изб и дворов, огороженных плетнями и «связанных» дорогой, деревня, которая «затерялась.. в Мордве и Чуди», отграниченная от большого мира лесами и болотами.

Слайд 12

Появляются у Есенина в этот период и прекрасные стихи о светлой и нежной любви, окрашенной в чувственные тона («Не бродить, не мять в кустах багряных…») .В этом стихотворении наглядно отразилась характерная для есенинской поэзии метафоричность, построенная на взаимоуподоблениях человека и природы, человека и его «младших братьев». Заря здесь «как, котёнок, моет лапкой рот», а возлюбленная уподоблена отцветшему растению. Есенин в своём творчестве стремился ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Люди, животные, предметы, стихи - всё это часть единой природы. Поэтому в его поэзии присутствует и очеловеченная природа, и человек, наделённый животными, растительными, космическими чертами.

Слайд 13

Есенинские пейзажи реалистичны и одновременно имеют романтическую окрашенность. Поэзия Есенина - это поэзия звуков и запахов, напоенная ароматами поля, заливных лугов, летних ночей, прохладного росного утра. Она живёт, дышит, переливается разноцветными красками. Уже в ранних произведениях Есенин заявляет о себе как о мастере словесной живописи. Любимые поэтом цвета, которые будут затем постоянно встречаться в его творчестве, - синий, голубой, золотой, жёлтый, зелёный, сиреневый. Первые три всегда воплощают беспредельную нежность, символ родины: «Земля моя златая!» («Иорданская голубица»), «Май мой синий! Июнь голубой!» («Снова пьют здесь, дерутся и плачут…»), «Несказанное, синее, нежное» (одноименное стихотворение).

Слайд 14

Не стремление к формалистическим ухищрениям, а органическая, естественная связь с окружающей природой отличает и звукопись есенинских произведений. Яркий (и далеко не единственный) пример этому - стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…» (1914), в котором - через аллитерации на свистящие - дан выразительнейший звукописный образ слепящей до слёз, разъедающей, выедающей до боли глаза сини бескрайних русских просторов: «не видать конца и края. / Только синь сосёт глаза». Есенинский стих с самого начала поэтического пути сложился как напевный, эмоционального типа, и выразительная звукопись есенинских произведений, искусная инструментовка гласных и согласных звуков так же естественна, как естественна и уместна она в народных песнях. Не случайно многие из стихов Сергея Есенина положены на музыку.

Слайд 15

События 1917 года стали для поэта началом новой эпохи великого духовного обновления, поскольку в понятия «революция» и «свобода» он вкладывает прежде всего религиозно-нравственный смысл. В его стихах и небольших поэмах этого времени («Преображение» (1917), «Октоих», «Инония» (1918), «Иорданская голубица» (1918) и др.) тайный спор с богом перерастает в открытое богоборчество. Поэт порывает с традиционными религиозными верованиями и предрекает появление новых святых и праведников. Пишет в 1917 году поэму «Товарищ», в которой Христос вместе с рабочими борется и погибает «за волю, за равенство, за труд». Идиллическое царство крестьянского благополучия, утопический мужицкий рай воплощается Есениным в поэме «Инония» (иная страна) (1918). Вскоре однако Есенин стал осознавать утопичность своих надежд: «…идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал… Тесно в нём живому».

Слайд 16

С грустью смотрел Есенин, как рушится патриархальный уклад милой его сердцу деревни, как железный город наступает на деревянную Русь («Город, город, ты в схватке жестокой / Окрестил нас как падаль и мразь»). Он пытается постигнуть и воспеть взвихренную революцией и гражданской войной Россию, но ощущает себя при этом «последним поэтом деревни» («Я последний поэт деревни», 1920). Чрезвычайно ярким образом, символизирующим «Русь уходящую», стал образ «красногривого жеребёнка», безнадёжно пытающегося догнать поезд. («Сорокоуст», 1920).

Слайд 17

В конце 1918- начале 1919 года оформилась в русской поэзии группа имажинистов ( от image - образ), в которую вошли С.Есенин, А. Мариенгоф, В.Шершеневич и Р.Ивнев. Одному из друзей Есенин пишет6 «Ты понимаешь, какая великая вещь и-мажи-низм! Слова стёрлись, как старые монеты, они потеряли свою первородную поэтическую силу. Создавать новые слова мы не можем. Словотворчество и заумный язык - это чепуха. Но мы нашли способ оживить мёртвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Это создали мы, имажинисты». Но уже в 1921 году в статье «Быт и искусство» Есенин, протестуя против формалистических изысков и акробатики слов, писал об имажинистах: «Собратьям моим кажется, что искусство существует как искусство. Вне всяких влияний жизни и её уклада…Такой подход к искусству слишком несерьёзный…У собратьев моих нет чувства родины во всём широком смысле этого слова…».

Слайд 18

Стремясь разобраться в окружающей действительности, Есенин вновь обращается к исторической тематике, которая, как ему кажется, созвучна настоящему времени. В 1921 году он создаёт в драматической поэме «Пугачёв» романтический образ мужицкого бунтаря и его сподвижников. Пугачёв - центральный образ этого произведения, поэт отмечал, что кроме него «никто почти в трагедии не повторяется: в каждой сцене новые лица». Есенин изучал исторические материалы, посещал пугачёвские края (в Самаре и Оренбурге), но в изображении крестьянского восстания не стремился к исторической достоверности, он подошёл к своим героям не как художник-историк, а как лирический поэт. Поэт любил декламировать отрывки из этой поэмы, особенно монолог Хлопуши:

Сумасшедшая, бешеная кровавая муть!

Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам?

Проведите, проведите меня к нему,

Я хочу видеть этого человека.

Одно из таких чтений потрясло М.Горького: «Голос поэта звучал несколько хрипло, крикливо, надрывно, и это как нельзя более резко подчёркивало каменные слова Хлопуши…Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью…И вообще всё: хриплый надорванный голос, неверные жесты, качающийся корпус, тоской горящие глаза - всё было таким, как и следовало быть всему в обстановке, окружавшей поэта в тот час».

Слайд 19

Творчество поэта двадцатых годов отражает наряду со стремлением осмыслить процессы, происходящие на его глазах (книги «Русь советская», «Страна советская», обе 1925), и мучительный душевный разлад, растущее с годами чувство тоски и обречённости, приблизившие его к самоубийству.

Слайд 20

С мая 1922 по август 1923 годов Есенин провёл за границей. Во время этой поездки возникли несколько стихотворений, лёгших в основу книги поэта «Москва кабацкая» (1924) («Снова пьют здесь, дерутся и плачут…», «Сыпь, гармоника .Скука…Скука…», «Пой же, пой. На проклятой гитаре…», «Да! Теперь решено. Без возврата…».

Да! Теперь решено. Без возврата

Я покинул родные поля.

Уж не будут листвою крылатой

Надо мною звенеть тополя.

Низкий дом без меня ссутулится,

Старый пёс мой давно издох.

На московских изогнутых улицах

Умереть, знать, судил мне бог.

Лирического героя «Москвы кабацкой» характеризует настроение безысходности тоски и разочарования, потеря веры в себя, безоглядное «прожигание жизни» («Я такой же, как вы, пропащий / Мне теперь не уйти назад»). Центральной частью книги стал цикл «Любовь хулигана» («Заметался пожар голубой…», «Ты такая же простая, как все…», «Пускай ты выпита другим…», «Дорогая, сядем рядом…», «Мне грустно на тебя смотреть…», «Ты прохладой меня не мучай…», «Вечер чёрные брови насопил…»).Любовь приводит лирического героя к духовному возрождению, пробуждает в нём чувство надежды. Только ради любимой женщины он готов изменить свою жизнь, только она может спасти его от «кабацкой хмари», от мнимых друзей. В финальном стихотворении книги «Москва кабацкая» лирический герой поднимается до спокойных философских размышлений о человеческой жизни, ему открывается суть человеческого бытия, жизни, смерти и вечности:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процветь и умереть.

Слайд 21

Глубоким лиризмом проникнут цикл стихотворений «Персидские мотивы» (1925), написанный им во время поездок по Кавказу в 1924-1925 годах («Улеглась моя былая рана…», Я спросил сегодня у менялы…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Та сказала, что Саади…», «Никогда я не был на Босфоре…», «Воздух прозрачный и синий…», «В Хорасане есть такие двери…», «Голубая родина Фирдуси…» и др.). Лирический герой восхищается музыкой и природой «голубой и прекрасной» страны Востока, обретает покой и счастье, но и здесь его не покидают мысли о родной рязанской земле и возлюбленной, оставшейся на далёком севере.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне…

По признанию самого поэта, над этим циклом он работал чрезвычайно легко: «Только одно во мне сейчас живёт. Я чувствую себя просветлённым, не надо мне этой глупой шумной славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия».

Слайд 22

В «кавказский» период была написана и поэма «Анна Снегина» (1925). Эта поэма во многом автобиографична, в ней отразились воспоминания поэта о поездках в родное село Константиново в летние месяцы 1917-1918 годов. Антивоенный пафос, картины социальной борьбы не заглушают, а наоборот подчёркивают лирический сюжет поэмы: встречу с ранее любимым, зарождение нового чувства, его нежизненность и светлое, чистое воспоминание о первой любви.

Слайд 23

Последней крупной поэтической вещью Есенина стала поэма «Чёрный человек», навеянная пушкинским «Моцартом и Сальери». Как эпиграф к поэме звучат слова из пушкинской драмы:

Мне день и ночь покоя не даёт

Мой чёрный человек. За мною всюду,

Как тень он гонится.

Приход чёрного человека - это возмездие за проступки нравственные. Он судит за «изломанные и лживые жесты», за счастье, достигнутое при помощи «ловкости ума и рук». Ощущение совершённого неправедного поступка оказывается невыносимым, поэт нападает на Чёрного человека, но…разбивает зеркало.

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен,

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Это стихотворение поэт закончил за месяц до трагической гибели. Размышления о смерти, предчувствия своей скорой кончины, свойственные поэту в раннем творчестве, в последние годы его жизни особенно участились.

Слайд 24

. Его последнее, предсмертное стихотворение, написано кровью:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Слайд 25

Список использованных информационных источников.

  1. Александр Мандельштам. Серебряный век: русские судьбы, Санкт- Петербург, Предприниматель Громов Алексей Александрович, 1996.

  2. Русская литература серебряного века под ред. проф. В.В.Агеносова, издание 2-е, стереотипное, Москва, «Про - Пресс», 2000.

  3. Сергей Есенин, собрание сочинений в двух томах, том 1, Москва, «Советская Россия», «Современник», 1992.

  4. esenin-sergej.ru/esenin/foto.php

  5. Все рисунки из yandex.ru/images/search

10


© 2010-2022