- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине Русский язык и литература. Литература
Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине Русский язык и литература. Литература
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Роганина О.С. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Белгородский педагогический колледж»
Методические рекомендации
к практическим занятиям по учебной дисциплине
«Русский язык и литература. Литература»
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по специальности СПО
«Физическая культура»
Разработчик: Роганина Ольга Сергеевна.
Белгород 2015 г.
2 семестр
Занятие 5
Практическое № 1
Обратитесь к тесту учебника (Литература, Обернихина Г.А., М.,2010 - с.120-131), прочитайте статью о пьесе Островского «Гроза» и выполните следующие задания:
-
Расскажите об истории создания пьесы
-
В чем проявляется особенность замысла
-
Почему существует проблема в определении жанра.
-
Определите основную тему пьесы
(Вспомните, что такое «жанр», обратившись к словарю литературоведческих терминов)
Занятие 6
Практическое № 2
Прочитайте (Действие 2 явление 10) из драмы А. Н. Островского «Гроза» и ответьте на следующие вопросы:
Дайте характеристику образа Катерины по плану:
-
Черты характера Катерины.
-
Жизнь в доме родителей.
-
В доме Кабанихи.
-
Любовь Катерины к Борису.
-
Перечислите персонажей второго плана.
-
Кто из героев отражает авторскую позицию? (Герой-резонёр)
-
Проследите, в каких действиях и явлениях пьесы присутствует образ грозы? Как он соотносится с героями драмы?
-
Объясните значение грозы в пьесе.
Справка
Герой-резонёр - персонаж, выражающий взгляды автора. Может быть главным героем или второстепенным персонажем
Занятие 8
Практическое № 3
Обратитесь к тексту романа И.А. Гончарова «Обломов» (9 глава) и выполните следующие задания:
-
Дайте характеристику жизни в Обломовке
-
2. Дайте характеристику хозяев Обломовки
-
3. Проанализируйте отношение жителей Обломовки к труду, учебе, деньгам, работе
-
Какую роль выполняет в романе 9 глава?
Занятие 9
Практическое № 4
Обратитесь к тексту романа И.А. Гончарова «Обломов» и выполните следующие задания:
-
Дайте характеристику образу И. И.Обломова (происхождение, портрет)
-
Дайте характеристику А. Штольца (происхождение, портрет)
-
Проанализируйте отношение каждого к труду, семье, любви.
-
Можно ли сказать, что А. Штольц антипод И.Обломова?
Справка
Антипод - человек, противоположный кому - нибудь по убеждениям, взглядам, свойствам, вкусам.
Занятие 11
Практическое № 5
Задание:
-
Используя текст VII, XIV и ХVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.
-
Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение.
-
Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова.
-
Сравните две сцены объяснения Базарова - поздним вечером и днем (XVII, XVIII главы). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое «вливается в душу и заставляет ее трепетать»?
-
Почему не могла состояться любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?
-
Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. «Растоптала» ли любовь Базарова?
-
Чем сходны и чем различаются любовные ситуации Базарова и Павла Петровича?
Занятие 14
Практическое № 6
Задание: Обратитесь к статье учебника (Литература, Обернихина Г.А., М.,2010 - с.211-221) прочитайте и ответьте на следующие вопросы.
-
Расскажите о замысле автора.
-
В чем особенность жанра поэмы.
-
В чем особенность композиции поэмы.
-
Определите основной сюжет.
-
Выявите авторскую позицию.
Занятие 15
Практическое № 7
Задание: Обратитесь к тексту поэмы и ответьте на вопросы:
Вопросы и задания для обсуждения «Пролога»
-
В чем суть спора между мужиками? Какую клятву дают они в конце «Пролога»? («В домишки не ворочаться… покуда не доведают… кому живется счастливо, вольготно на Руси?»)
-
Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»? (Фантастические элементы русских сказок; число семь; народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования и др.)
-
Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» - это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной, крестьянской?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»
-
Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?
-
Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
-
Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»
-
Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни?
-
Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?
-
Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?
Занятие 18
Практическое № 8
Обратитесь к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и прочитайте эпизоды с описание снов Родиона Раскольникова, проанализируйте их
-
Каково значение сна про убийство лошади? Перед каким событием он снится Раскольникову?
-
Каково значение сна про старуху? Когда сниться этот сон Раскольникову?
-
Каково значение сна про апокалипсис? Где находиться в это время Раскольников?
-
Какую роль играют в раскрытии идейно-философского содержания романа?
Занятие 19
Практическое № 9
Задание: опираясь на текст романа «Преступление и наказание», ответьте на следующие вопросы.
-
Как вы понимаете сущность теории Раскольникова?
-
В чем вы видите истоки теории Раскольникова?
-
В чем ошибочность теории?
-
Какие драматические события толкнули Раскольникова на преступление?
-
Сравните образ Раскольникова до и после убийства? Что изменилось?
-
Какие события в жизни Раскольникова стали решающими на пути его духовного возрождения?
Занятие21
Практическое № 10
Обратитесь к роману Л. Н. Толстого «Война и мир» и выполните следующие задания:
-
Выделите основные этапы жизни Андрея Болконского.
-
Выделите основные этапы жизни Пьера Безухова.
-
Выделите основные этапы жизни Наташи Ростовой.
-
Определите духовную эволюцию героев.
Занятие 22
Практическое занятие № 11
Обратитесь к роману Л. Н. Толстого «Война и мир» и выполните следующие задания:
-
Найдите в тексте описание Платона Каратаева.
-
Найдите в тексте эпизод разговора Платона Каратаева и Пьера Безухова. Проанализируйте его.
-
Какую роль сыграл Платон Каратаев в судьбе Пьера Безухова?
-
Найдите в тексте описание Наполеона и Кутузова, сравните их, выявите симпатии автора.
Занятие 25
Практическое № 12
Задание: Обратитесь к статье учебника (Литература, Обернихина Г.А., М.,2010 - с.346-352) прочитайте и ответьте на следующие вопросы:
-
В чем состоит проблема определения жанра пьесы Чехова «Вишневый сад»?
Обратитесь к тексту пьесы «Вишневый сад» и выполните следующие задания:
-
Раскройте характер Раневской и Гаева. Составьте план ответа.
-
Охарактеризуйте образы Ани и Пети. Какова их роль в раскрытии основной идеи пьесы?
-
Охарактеризуйте Лопахина и его роль в раскрытии основной идеи пьесы?
-
Какова роль образа вишневого сада в раскрытии эстетических, нравственных и философских проблем комедии.
-
Как раскрывается тема гибели «дворянских гнезд» в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
3 семестр
Занятие 4
Практическое № 13
Задание: Обратитесь к статье учебника (Литература, Обернихина Г.А., М.,2010 - с.381-388) прочитайте и ответьте на следующие вопросы:
-
Какие традиционные темы и образы развивал Бунин в своем творчестве?
На примере рассказа «Господин из Сан-Франциско» выявите символические и реалистические образы в творчестве Бунина:
-
Почему главный герой рассказа лишен имени? Как его называет автор и почему?
-
В чем смысл рассказа «Господин из Сан-Франциско»? Какие философские проблемы поднимает и осмысляет автор?
Занятие 6
Практическое № 14
Обратитесь к повести Куприна «Гранатовый браслет» и выполните следующие задания:
-
Объясните смысл названия повести
-
Как осмысляется тема неравенства и тема «маленького человека» в повести?
-
Какова настоящая любовь, по мнению Куприна?
-
Можно ли назвать это произведение трагичным? Почему?
Занятие 9
Практическое № 15
Задание: Проанализируйте пьесу М. Горького «На дне», ответив на следующие вопросы:
-
Когда и где происходят события в пьесе «На дне»?
-
Разделите всех персонажей на две группы по социальному положению.
-
Дайте обобщенную характеристику Костылеву и Василисе.
-
Истолкуйте притчу о праведной земле, рассказанную Лукой
-
Почему так привлекателен жизненный вывод Луки о праведной земле: «если веришь, то есть»?
-
Какова цель «утешительства» Луки: преследует ли он корыстные интересы, или его вмешательство в судьбу других героев вызвано иными мотивами? Почему Лука не пытается «утешить» Бубнова и Сатина?
-
Странник недаром носит имя одного из апостолов Христа. Что он обещает, к чему призывает? Почему ни одно из обещаний не приносит пользы обитателям «дна»?
-
При каких обстоятельствах Сатин произносит свой монолог о человеке? Осуждает или защищает Луку в своем монологе Сатин?
-
Так что нужнее: истина или сострадание? Чья позиция - Луки или Сатина - вам ближе?
-
Лука и Сатин: антиподы или родственные души? Почему Сатин неожиданно защищает Луку после ухода старика?
Занятие 11
Практическое № 16
Обратитесь к поэме А. Блока «Двенадцать» и выполните следующие задания:
-
Объясните название поэмы.
-
В чем особенность жанра и композиции поэмы.
-
Как изображается революция Блоком?
-
Выявите многообразие ритмов, интонаций и музыкальных тем в поэме.
-
Выявите цветовую символику поэмы.
-
Объясните, для чего поэт вводит образ Христа в поэму?
Занятие 13
Практическое № 17
Задание. Прочитайте стихи В. Маяковского «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это», «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», поэма «Во весь голос», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник».
-
Как проявляется личность и характер автора в стихах?
-
В чем особенность сатиры Маяковского?
-
На кого направлена сатира Маяковского?
-
В чем особенность лирических стихов Маяковского?
-
Как автор относится к любви?
Занятие 20
Практическое № 18
Обратитесь к роману «Мастер и Маргарита» и выполните следующие задания:
-
Как реалистические и фантастические главы переплетаются в романе?
-
Кто такой Воланд и какова его роль в романе?
-
Дайте характеристику Коровьеву, Азазелло, Бегемоту, Гелле. Каково их значение в романе?
-
Назовите чудеса, совершаемые в романе «темной силой».
-
Кого карают приближенные Воланда? За что?
-
Адекватно ли наказание вине?
-
Перечислите пороки наказанных людей.
Занятие 21
Практическое № 19
Обратитесь к роману «Мастер и Маргарита» и выполните следующие задания:
-
Дайте характеристику образу Мастера, Маргариты.
-
Проследите судьбу Мастера.
-
Мастер в романе «не заслужил света, он заслужил покой» Почему?
-
Какие поступки совершает Мастер?
-
Почему он не «заслужил света»? Докажите свою точку зрения.
-
Кто в художественной системе романа является образцом поведения Мастера, истинным Мастером, не отрекающимся от своего предназначения ни при каких обстоятельствах? Подтвердите свой ответ примерами их текста.
Занятие 25
Практическое № 20
Прочитайте выразительно поэму А. Ахматовой и ответьте на следующие вопросы:
-
Какие ощущения она у вас вызвала?
-
Можно ли считать поэму поэтическим документом эпохи? Докажите свою точку зрения.
-
Перечислите персонажей поэмы. Какого идейно-художественное значение каждого из них?
-
Почему «Эпилог» состоит из двух частей? В чем художественная необходимость обеих?
-
Вспомните, в творчестве каких русских поэтов развивается тема памятника? Как развивает тему памятника поэту А. А. Ахматова?
Занятие 26
Практическое № 21
Проанализируйте поэму А. Ахматовой «Реквием» и выполните следующие задания:
-
Какие факты биографии А. Ахматовой послужили основой для написания поэмы?
-
Дайте объяснение понятию «реквием». Как вы понимаете название поэмы?
-
Можно ли считать поэму Ахматовой поэтическим документом эпохи? Докажите свою точку зрения.
-
Перечислите персонажей поэмы. Каково значение каждого их них?
-
Почему «Эпилог» состоит из двух частей?
Занятие 26
Практическое занятие № 22
Прочитайте стихотворения Б. Пастернака: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь».
Проанализируйте одно на выбор:
-
Тема, идея стихотворения.
-
Докажите, что тема пути - ведущая в лирике поэта?
-
Какие образы доказывают философичность лирики поэта?
Занятие 27
Практическое № 23
Проанализируйте поэму А. Твардовского «По праву памяти», ответив на следующие вопросы:
-
1.Назовите основные темы поэмы А. Т. Твардовского «По праву памяти».
-
2. Какой смысл вкладывает поэт в слово "кулак"?
-
3. Как рисует судьбу своего отца, судьбу русского крестьянства?
-
Как показан "отец народный" Сталин в поэме?
Свои ответы подтвердите отрывками из поэмы.
Занятие 29
Практическое № 24
Обратитесь к произведению А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и выполните следующие задания:
-
В чем смысл названия рассказа Солженицына? Какую роль играет в нем образ дня?
-
Найдите в тексте описание главного героя.
-
Расскажите о свойствах лагерного мира.
-
Что позволяет Шухову не погибнуть в условиях лагеря?
-
Какую роль в системе персонажей играет Цезарь Маркович, кавторанг Буйновский?
Занятие 32
Практическое № 25
Прочитайте выразительно стихотворения Н. Рубцова «Видения на холме», «Листья осенние» и др.; стихотворения Расула Гамзатова и проанализируйте их:
-
Тема, идея, основная мысль стихотворения.
-
Художественные средства выразительности.
-
Как раскрывается тема родины в лирике поэтов?
Занятие 34
Практическое № 25
Обобщение и систематизация полученных знаний.
Обобщить знания по темам:
-
Литературные направления.
-
Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
-
«Петербургские повести» Н.В.Гоголя.
-
Система образов в пьесе А.Н.Островского «Гроза».
-
И.А.Гончаров, роман «Обломов».
-
Конфликт поколений и его разрешение в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
-
Многообразие крестьянских образов в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
-
Основные темы и идеи лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
-
Этапы духовного пути личности И.Флягина (по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»).
-
Сатира М.Е.Салтыкова-Щедрина.
-
«Униженные и оскорбленные» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
-
Бесчеловечная теория Р.Раскольникова и ее опровержение в романе «Преступление и наказание».
-
Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»: система образов, композиция, герои.
-
Рассказы А.П.Чехова.
-
Тема гибели «дворянских гнезд» в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
-
Тема любви в творчестве И. А. Бунина.
-
Тема любви в творчестве А.И. Куприна.
-
Изображение правды жизни в пьесе М. Горького «На дне».
-
Поэма А. Блока «Двенадцать». Изображение автором революции.
-
В.В.Маяковский, особенности творчества.
-
С.А. Есенин, художественное своеобразие творчества.
-
М. И. Цветаева, художественное своеобразие творчества.
-
М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Особенность жанра, композиция, система образов.
-
Исторический масштаб и трагизм поэмы А.А. Ахматовой «Реквием».
-
Тема пути в творчестве Б. Пастернака.
-
Тема войны и памяти в творчестве А. Твардовского.
-
Проблема ответственности поколений в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
-
Тема родины в лирике Расула Гамзатова, Н.М. Рубцова.