Конспект урока по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Цель урока: познакомить учащихся с одушевленными и неодушевленными именами существительными.

Задачи:

  1. Научить учащихся определить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

  2. Закрепить знания об имени существительном.

  3. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: наглядность, учебник «Русский язык» 5 кл.

Ход урока.

I. Организационно-мотивационный этап.

Слово учителя.

-На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. Именно этим мы сегодня будем заниматься. А для начала вспомним то, о чём уже говорили. Мы с вами изучаем морфологию, на прошлом уроке говорили об имени существительном. Сейчас я хочу проверить, что вы знаете об этой части речи.

Фронтальный опрос

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает (Предмет)

Имя существительное отвечает на вопросы (Кто? Что?)

Имя существительное относится к одному из трёх родов ( Мужскому, женскому и среднему)

Изменяется по ( падежам и числам)

В предложении чаще всего является (подлежащим, дополнением или обстоятельством)

II.Операционно - исполнительский этап

-В два столбика написаны имена существительные. Определить, по какому признаку они объединены.

-Прочитайте эти слова.

Папа дуб

Тётя ствол

Дядя дупло

Пёс Днепр

Валя гриб

Вывод: Слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевлённые.

Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные.

-Кто сформулирует тему нашего урока?

-Итак, тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». -Сегодня мы должны научиться различать одушевлённые существительные от неодушевлённых.

1.Объявление темы урока. Запись в тетрадь.

-Мы уже знаем, что существительные делятся на два больших разряда: одушевлённые и неодушевлённые.

-Почему одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?( Потому что они обозначают живых существ.)

- Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос что? Ведь это тоже живая природа?!

-Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далёкие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой - с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевлённым. Да и мы иногда задумываемся: микроб, бацилла - кто? или что?

2. Физкультминутка (музыкальная)

3.Работа в учебнике

- Прочитайте правило на стр.186.

Упр.478. Выписать сначала одуш.им.сущ., затем неодуш. им.сущ.

Царь Салтан, царевиц, государь, царь.

Сказки, остров

Упр.479

Списать, расставляя знаки препинания. Найти одуш. и неодуш. им. сущ.

III.Рефлексивно-оценочный этап

-Какое основное правило нужно помнить при определении одушевлённых и неодушевленных существительных?

-На какой вопрос отвечают одуш.им.сущ?

-На какой вопрос отвечают неодуш.им.сущ?

Домашнее задание: Упр. 482

Выставление отметок.


© 2010-2022