Конспект к презентации по литературе для 5-6 классов «Жизнь и творчество И. А. Крылова»

Конспект к презентации «Жизнь и творчество И.А. Крылова» Цель: привить детям любовь к чтению, лучше познакомить с жизнью и творчеством И.А.Крылова, научить понимать творчество Крылова – сатирика, Крылова – баснописца. Презентация посвящена юбилею 245-летию со дня рождения И.А. Крылова. Данная презентация послужит дополнительным материалом в проведение нестандартных уроков, литературных вечеров. В начале учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством баснописца, затем проводятся литературная виктори...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Иван Андреевич Крылов
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО


Цель: привить детям любовь к чтению, лучше познакомить с творчеством И.А.Крылова, научить понимать творчество Крылова - сатирика, Крылова - баснописца.


ДЕТСТВО

Иван Андреевич Крылов родился в Москве 2 (13) февраля 1769 года. Отец Ивана Андреевича, Андрей Прохорович Крылов, бедный армейский офицер, по долгу службы часто переезжал с места на место. За Андреем Прохоровичем следовала жена Мария Алексеевна, деля с супругом все тяготы армейской жизни. Семья жила одно время в Астрахани, потом в Оренбурге

В 1775 году капитан Андрей Прохорович Крылов вышел в отставку и поселился в Твери.

Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось - ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше было небогата, теперь лишилась последних средств к существованию.

Жизнь не баловала Ваню Крылова. Ване в 11 лет пришлось идти работать.

Одиннадцатилетнему Ване пришлось поступить на работу в тверской губернский суд - канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги (ведь ни компьютеров, ни даже пишущих машин в то время еще не было), разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, сказки, стихи.

Иван Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, но благодаря незаурядным способностям, жажде знаний, увлечению чтением, самообразованию стал одним из самых просвещённых, самых образованных, самых эрудированных людей своего времени: прекрасно знал литературу, математику, играл на музыкальных инструментах.

Петербург

Позже, в 1782 году, семья - Крылов с матерью и младшим братом Лёвушкой - перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал и этим восполнял недостаток образования. Ему удалось выучить французский язык, а позже - итальянский и греческий. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились


БИБЛИОТЕКАРЬ

С 1812 года Иван Андреевич Крылов работал библиотекарем в Петербургской Публичной библиотеке. Эта служба была ему по душе, ведь его окружали книги - спутники всей его жизни. Он заведовал в библиотеке Русским отделом. В начале работы в библиотеке было: всего 4 русские книги. Понадобилось много труда, чтобы приобрести книги и журналы прошлых лет, следить за тем, чтобы в библиотеку попадали все вновь печатавшиеся книги.

Надо было великолепно знать литературу, чтобы разыскивать редкие, недостающие издания, составлять списки книг, указатели - одних только каталожных карточек с чистым почерком надо было написать много тысяч.

Библиотека росла и множилась, и в этом немалая
заслуга принадлежала Ивану Андреевичу. Должности библиотекарей и их помощников поручались в то время известным в литературе лицам. Тридцать лет жизни Крылова связаны с Петербургской Публичной библиотекой, он работал здесь с 1812 по 1841 год.

В январе 1823 года Иван Андреевич получил золотую медаль от Российской академии за литературные заслуги.

Басни Крылова учили скромности, трудолюбию, честному служению Отечеству. Строки его басен превращались в пословицы и поговорки, их знали все от мала до велика.

Этот труд, конечно, заслуживает большого уважения. В 1841 году Крылов ушел в отставку, но продолжал трудиться: готовил новое издание своих басен - выправлял, переделывал, переписывал их. Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер на 77 году и написал более 200 басен.

ПАМЯТНИКИ ИВАНУ КРЫЛОВУ

В Санкт-Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окруженной со всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту-баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у ног его теснятся бронзовые звери - это герои его басен.

В Петербурге, на доме, где долгие годы жил И.А. Крылов (угол Невского проспекта и Садовой ул.), есть надпись «дом Крылова».

Баснописец сидит в окружении героев его бессмертных произведений: мартышка перед зеркалом, отчаянно лающая на слона Моська, глупая ворона с сыром.

Есть памятник Крылову и в Твери, городе, с которым связано детство писателя.

В Великом Новгороде на памятнике Тысячелетию России в скульптурной группе «Русские писатели» также можно видеть скульптурный портрет Крылова.
Есть теплоход, который носит имя «Иван Крылов».

Но вечным памятником Крылову, конечно, останутся созданные им басни.

Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и, даже, императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному и купцу, и бедному, и богатому - все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.

А теперь давайте вспомним некоторые басни И.А. Крылова и, может быть, в героях басен вы узнаете своих одноклассников и друзей. И засмеетесь…. А может, обнаружите там себя и загрустите, и задумаетесь.

Литературная викторина по басням И.А. Крылова.

«Его басни переживут века»

(К..Н. Батюшков)

1. Назовите басни Крылова о:


  • Лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»);

  • Волке («Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Лев и волк», «Волк и кот», «Волк и пастухи», «Волки и овцы»);

  • Медведе («Квартет», «Медведь у пчел», «Пустынник и медведь», «Трудолюбивый медведь», «Крестьянин и работник»);

  • Обезьяне («Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет»);

  • Людях («Крестьянин и работник», «Кот и повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и змея», «Два мальчика»).

2. Викторина для болельщиков


  • Кто лето красное пропел? (Cтрекоза)

  • Кто нашел жемчужное зерно? (Петух)

  • Какие грызуны щуке хвост отъели? (Крысы)

  • На кого лягушка хотела быть похожа? (Вол)

  • Кто наделал славы, а моря не зажег? (Синица)

  • Кому осел посоветовал познакомиться с петухом? (Соловью)

  • Какую ягоду не смогла достать лиса в саду? (Виноград)

  • Кто насолил всей деревне? (Волк)

  • Кривляки в баснях Крылова (Обезьяны)

  • В какой басне лев воевал и с кем? (Пестрые овцы)

3. «Угадай персонаж»
(кто из героев басен сказал такие слова?)


«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисица, «Ворона и лисица»)


«Все про очки мне лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них». (Мартышка, «Мартышка и очки»)

«Друзья! К чему весь это шум?
Я, ваш старинный сват и кум…» (Волк, «Волк на псарне)

«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекоза, «Стрекоза и муравей»)

«Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (Мартышка, «Квартет»)

4. К кому обращены эти слова?
( Фразы из басен И.А.Крылова. Задача - назвать персонаж, к которому обращены данные слова и назвать басню.)

«Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище». (к Соловью, «Осел и Соловей»)

«Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?» (к Медведю, «Зеркало и обезьяна)

«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» (к Стрекозе, «Стрекоза и Муравей»)

«Соседка, перестань срамиться, -
Ей Шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться?! (к Моське, «Слон и Моська»)

«Соседушка, я сыт по горло». (к Демьяну, «Демьянова уха»)

5. «Вспомним слово»
(Вспомните пропущенное слово в названии басни)


- «Лисица и …» (Виноград)

- «… и очки» (Мартышка)

- «Волк и …» (кукушка)

- «… и ягненок» (Волк)

- «Кот и …» (повар)

- «Крестьянин и …» (Работник) или (Змея)

- «Свинья под …» (дубом)

- «Бумажный …» (змей)

- «….. кафтан» (Тришкин)

- «Волк на …. (псарне)

6. В какой басне:

  1. «К кому-то принесли от мастера ларец…» («Ларчик»).

  2. «Шли два приятеля вечернею порой

И дельный разговор вели между собой». («Прохожие и собаки»)

  1. «Зубастой щуке в мысль пришло

За кошечье приняться ремесло». («Щука и кот»)

  1. «Кошка … попалась в когти льву…» (Мышь и крыса»)

  2. «Голодная кума Лиса залезла в сад…» («Лиса и виноград»)

7. В какой басне была такая мораль?


«Вперед чужой беде
не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь»)


«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица»)

«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука». (Лебедь, Щука и Рак»)

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот»)

«Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться». («Ларчик»)

8. Викторина


  • Кто смеялся «вперед чужой беде»? (Голубь)

  • Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)

  • У кого «Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол, и дом»? (У стрекозы)

  • Она осталась без завтрака благодаря своей глупости. (Ворона)

  • Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)

  • Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись». (Лебедь, Рак и Щука)

  • Кого по улицам водили, как будто «напоказ»? (Слона)

  • Герои каких басен - насекомые? (Стрекоза и Муравей)

  • Из какой басни строки: «Вперед чужой беде не смейся, голубок?!» («Чиж и Голубь»)

  • Какой показана в баснях обезьяна? (Вертлявой, глупой)

  • Герои какой басни не очень талантливые четыре музыканта? Перечислите героев этой басни. («Квартет», Проказница Мартышка, Осел, Козел, да Косолапый Мишка)

  • Из какой басни эти строки: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет?» (Лебедь, Рак и Щука)

  • В каких баснях героем является осел? Каким его показал Крылов? (Осел и Соловей, Квартет, Осёл и Мужик. Самоуверенным, тупым и упрямым)

9. Внимание «черный ящик»


  • Внимание - «черный ящик»: в нем находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себя достала». (Очки)

  • С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть, что «там за рожа». (Зеркало)

  • В нем находится пищевой продукт, который героиня одной из басен «Позавтракать было совсем уж собралась» (Сыр)

  • В нём находится ягода вьющегося плодового растения: где героиня из басен «Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, да зелен - ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьёшь». (Виноград)


10. КРЫЛАТЫЕ СЛОВА


Величайший знаток русского слова И.А. Крылов обогатил наш литературный язык многими образными выражениями, ставшими пословицами и поговорками. Их используют в спорах, так как подтвердить ими свою мысль лучше, чем длинными рассуждениями:

«Ворона в павлиньих перьях» «Попрыгунья стрекоза»

«Тришкин кафтан» «Мартышкин труд»

«Медвежья услуга» «Демьянова уха» «Свинья под дубом»

«А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь»


Мы часто произносим: «Ларчик просто открывался» или «А Васька слушает, да ест», даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои Крылова. Таких фраз, ставших крылатыми, у Крылова очень много. Вот некоторые из них, вспомните из каких басен эти строки?

«А ларчик просто открывался» («Ларчик»)

«У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок»)


«Сильнее кошки зверя нет!» («Мышь и Крыса»)


«Видит око, да зуб неймёт» (Лисица и Виноград»)

«А Васька слушает да ест» («Кот и Повар»)

Найдите крылатое выражение в этой басне.

ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК


Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.


Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

Известный русский писатель Николай Васильевич Гоголь назвал басни Крылова «…книгой мудрости самого народа».

Читайте басни Ивана Андреевича, становитесь мудрее!

7

© 2010-2022