Статья «Использование рабочей тетради по русскому языку И. А. Бажановой, С. И. Львовой в развитии речемыслительных способностей школьников»

"Выдержка из материала: Работая по данному пособию, можно учить детей анализировать, редактировать предложенный текст и создавать собственный.   С ее помощью можно обучать детей написанию сочинения-миниатюры.Постоянное использование «Рабочей тетради» способствует тому, что каждый урок – это урок развития речи, речемыслительных навыков учащихся, развития видов речевой деятельности. Ребенок, обучающийся с использованием «Рабочей тетради», не только добросовестный исполнитель, но и активный участни...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование рабочей тетради по русскому языку И. А. Бажановой,

С.И. Львовой в развитии речемыслительных способностей школьников

Свободное владение русским языком в разных сферах общения, готовность к сотрудничеству, созидательной деятельности и социальной мобильности жизни - вот требования, которые предъявляются к выпускнику школы. Именно эту цель, связанную с социально-коммуникативной подготовкой школьников, с развитием речевой культуры, интеллектуальных, творческих способностей ставит перед собой учебно-методический комплекс по русскому языку под редакцией С.И. Львовой. Об основных проблемах обучения русскому языку на современном этапе развития школьного образования и пути их решения в УМК под редакцией С.И. Львовой говорилось в материалах научно-практической конференции «Опыт внедрения УМК по русскому языку под редакцией С.И. Львовой».

В данной статье я хочу остановиться на роли рабочей тетради по русскому языку «Учимся читать, слушать, говорить, писать» (составители И.А.Бажанова, С.И.Львова) как пособия - помощника УМК С.И. Львовой, В.В. Львова в развитии речевых способностей учащихся при работе с текстом.

Дидактические материалы пособия строятся на принципе целенаправленного и систематического вовлечения учеников в активную речевую деятельность с учетом познавательного, эстетического, психологического, воспитательного аспектов.

Постоянное использование «Рабочей тетради» способствует тому, что каждый урок - это урок развития речи, речемыслительных навыков учащихся, развития видов речевой деятельности. Ребенок, обучающийся с использованием «Рабочей тетради», не только добросовестный исполнитель, но и активный участник учебного процесса, который рассуждает, анализирует, сопоставляет и делает выводы. Он учится думать и использовать знания, применять умения и навыки, полученные при изучении других предметов.

Предложенные составителями разноуровневые задания поддерживают интерес к обучению, уверенность в посильности выполнения урока, чувство комфортности и успешности в пошаговом усвоении школьного предмета. Как и в УМК Львовой, основной единицей обучения в «Рабочей тетради» становится текст.

В пособии прослеживается ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребёнка, которое должно непрерывно происходить на каждом уроке. Это проявляется прежде всего в целенаправленном развитии всех видов речевой деятельности: умении читать текст, рассказывать, писать, сравнивать, анализировать. В «Рабочей тетради» намечены определённые этапы в овладении такими важными умениями, как понимать предложенный и строить собственный текст с учётом речевых норм.

Систематическая работа с упражнениями, предлагаемыми авторами пособия, формирует умение раскрывать тему текста, свободно излагать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, использовать в соответствии с темой и учебной задачей различные типы речи, определять и выбирать языковые средства, работать со словом.

Тексты, предлагаемые для работы, направлены на достижение цели урока, носят познавательный характер, воспитывают эстетический вкус. Это:

  1. отрывки из прозаических произведений (М.Пришвин, К.Паустовский, А Толстой, В.Бианки, Е.Носов и др.);

  2. поэтические тексы (И.Бунин, С.Есенин, С.Маршак, Л.Татьяничева и др.);

  3. высказывания известных писателей;

  4. материалы газет, журналов, сети Интернет;

  5. детские работы (Илья Пронин, Саша Ефимов, Даша Чистова и др.).

По целевой установке задания разнообразны, они позволяют практиковать разные виды работы с текстом:

  1. определение границ предложений, деление текста на абзацы;

  2. сравнение, сопоставление текстов;

  3. составление плана;

  4. определение темы и основной мысли;

  5. определение стилей и типов речи;

  6. подбор заголовков;

  7. работа по композиции текста;

  8. комплексный анализ текста, связанный не только с отработкой речевых умений, но и орфографических и пунктуационных навыков.

При этом сама формулировка видов работы носит деятельностный характер: «Учимся читать тексты учебника», «Анализируем, думаем, рисуем», «Учимся анализировать художественный текст», «Учимся и играем», «Учимся сравнивать», «Учимся рассказывать», «Учимся писать сочинение-миниатюру».

Чтобы активнее включить учащихся в речевую деятельность, предлагаются тексты, близкие пятиклассникам. (Например, «Как построить горку» - ч. II, с. 68).

Развитию речевых умений и навыков способствует работа по редактированию текста, которая также представлена в «Рабочей тетради».

Поэтапно, пошагово овладевают учащиеся умением исправлять чужой текст.

Вначале предлагается задание, выраженное понятными для пятиклассника словами: «исправить текст» или «найти ошибки» (ч. I, с. 5).

Затем вводится слово, придающее значимость работе - отредактировать (ч I, с. 23).

Постепенно задание усложняется: «отредактировать и написать свой текст (ч I, с. 30).

Обратить внимание на типы ошибок (приводится таблица с классификацией).

Найти ошибки в работе, обозначить их на полях специальным значком.

Таким образом, исправляя ошибки в чужих работах, дети учатся постигая речевые нормы, не допускать ошибки в своих сочинениях.

Все вышеназванные виды работ связаны с основным содержанием учебника С.И. Львовой, В.В. Львова «Русский язык», 5класс и направлены на совершенствование речевой деятельности, воспитание культуры речи.

Пособие так же, как и учебник реализует идею дифференцированного подхода в обучении и предоставляет учителю широкие возможности для выбора различных приемов, форм обучения, помогающих вовлечь учеников разного уровня подготовленности в работу на уроке. В тетради много упражнений, позволяющих использование парных и групповых форм обучения, создающих условия реального общения, взаимодействия друг с другом, т.е. формирующих коммуникативную компетенцию, основанную на деятельностном подходе. (Например, ч. I, упр. 63, предлагает: «Для работы в группах распределите задания А, Б, В). После их выполнения расскажите одноклассникам о своих результатах».

Развитию творческих способностей ребенка способствует работа по созданию собственного текста. Приоритет отдан малым жанрам, в основном, работе над сочинением-миниатюрой; деятельность эта, благодаря тетради, приобретает системный характер.

Дети учатся писать сочинение-миниатюру, учатся логично, стройно, аргументированно излагать свои мысли, выражать свое отношение, опять же пошагово овладевая этими умениями.

Так в 5 классе («Рабочая тетрадь», ч. I) предлагается написать сочинение, состоящее их 2-3-х предложений, затем объем увеличивается, так как ученики начинают понимать, с чего следует начать работу при создании текста: от идеи - к форме, от замысла - к языковому воплощению. И в дальнейшем дети справляются с созданием значительных по объему текстов.

С целью формирования и совершенствования навыков письма предлагается система типовых упражнений, построенных классически - от простого к более сложному:

- дописать начатое предложение (ч. I, с. 12);

- составить предложения к определенной теме, используя словосочетания;

- продолжить начатый текст (ч. II, с. 48);

- отредактировать текст и написать свой вариант;

- выразить свою точку зрения («Согласитесь или возразите автору сочинения, поясняющего смысл пословицы из упр. 174 учебника»);

- выбрать в зависимости от цели работы определенный тип речи;

- составить рабочие материалы и план (ч. II, с. 28);

- последовательно излагать материал, видеть средства связи между предложениями (упр. 101: укажите цифрами, в какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст);

- умение аргументировать основную мысль работы (Дополнить данное сочинение своими аргументами).

Впечатляют задания, направленные на развитие воображения (ч. I, с. 51, 52):

1. Вставьте пропущенные буквы и выделите корни, в которых пропущены эти буквы.

2. Выразительно прочитайте стихотворение. Объясните, как вы понимаете его название.

3. Напишите, в каком значении в стихотворении употреблен глагол идет. Подчеркните синоним к данному глаголу в тексте стихотворения.

Идти - ________________________________________________________

4. Нарисуйте две картинки. На первой изобразите, что идет снег, используя переносное значение глагола идет. На второй картинке попробуйте нарисовать снег, объясняя прямое значение глагола идет.

Дети с удовольствием рисуют картинки к стихотворению, детское воображение помогает представить фантастические образы: снежинка в валенке шагает, снег в виде снеговика идет по улице, снег в образе мифического зверя важно шествует между домами...

Задания такого плана не просто носят занимательный характер, дают возможность ребенку снять чрезмерную психологическую нагрузку, но и способствуют развитию образного мышления.

В работах находят отражение и личный опыт ученика, и его наблюдения, и впечатления, и собственные мысли.

Особенность творческих заданий, основанных на художественных текстах, состоит в том, что учащиеся создают собственный текст, учась у мастеров слова яркости, выразительности, точности речи.

Работа идет по направлениям: цельность, связность, языковое оформление.

Дети учатся отбирать языковые средства, необходимые им в работе.

Например, интересное задание (ч. I, с. 21): выразительно прочитайте текст В. Сухомлинского «Дед осенник». Подчеркните слова, которые помогают представить, как выглядит дед Осенник, а затем нарисуйте его портрет.

Работая в тетради, дети учатся внимательно присматриваться к слову, почувствовать его неповторимость, образность. Так в упр. 79 (ч. II) ученикам предлагаются задания:

1. Выразительно прочитайте стихотворение И. Заграевской «Елка». Какой художественный прием в нем использован? Какая деталь в описании елки вам покажется наиболее яркой?

2. Объясните почему поэт назвал елку подснежницей?

При выборе нужного слова дети учатся работать со словарями синонимов, антонимов.

Отбору необходимых языковых средств помогают специальные приемы, которые предлагают авторы пособия. Например, прием «Елочка» (ч. II, упр. 82).

Таким образом, использование тетради, в основе которой лежит продуманная работа с текстом, обеспечивает школьникам все возможности для развития и совершенствования речемыслительных способностей, а это, по существу, является основной целью обучения русскому языку.

6

© 2010-2022