• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СТУДЕНТОВ НОВОЗЫБКОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СТУДЕНТОВ НОВОЗЫБКОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

   ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СТУДЕНТОВ НОВОЗЫБКОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ   Е.В. Пинчукова   ГАОУ СПО «Новозыбковский медицинский колледж», г.Новозыбков, Россия   Формированию морально-этических и эстетических взглядов студентов-медиков способствуют современные технологии обучения и развития. Интеграция – одна из современных технологий изучени...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СТУДЕНТОВ НОВОЗЫБКОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Е.В. Пинчукова

ГАОУ СПО «Новозыбковский медицинский колледж», г.Новозыбков, Россия

Формированию морально-этических и эстетических взглядов студентов-медиков способствуют современные технологии обучения и развития. Интеграция - одна из современных технологий изучения русского языка и литературы и проведения внеклассной работы по этим предметам. На базе Новозыбковского медицинского колледжа функционирует секция научного студенческого общества «В начале было Слово». В чем же необычность нашей учебно-исследовательской работы? Это соединение интеграции (русского языка с медициной, латинским языком, литературой, живописью) и исследования.

Актуальность УИРС заключается в формировании компетенций, необходимых при изучении специальных дисциплин, в профессиональной деятельности медицинского работника и для полноты владения языковым и культурным богатством.

Нами было замечено, что формула здоровья, которую пытаются вывести эскулапы, заключена в крылатых выражениях о медицине. По истории возникновения крылатых выражений со словами «медицина», «здоровье», «врач», «лечить» была проведена учебно-исследовательская работа. Одной из задач было изучение истории возникновения крылатых выражений о медицине, другой - рассмотрение области их применения в науке, литературе, живописи.

Продемонстрируем решение первой задачи. Вспомним всем известный афоризм Mens sana in corpore sanо - bonum magnum est - В здоровом теле здоровый дух - великое благо. Он указывает нам путь гармоничного физического и духовного развития личности. Эти слова принадлежат великому римскому сатирику Ювеналу. Исследуя контекст, мы поняли, что нетленные строки Ювенала являются напутствие как к нашей учебно-исследовательской деятельности, так и ко всей жизни медицинских работников:

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле

здоровом.

Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СТУДЕНТОВ НОВОЗЫБКОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Что почитает за дар природы предел своей жизни,

Что в состояньи терпеть затрудненья

какие угодно, -

Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,

Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса

Чувству любви, и пирам, и роскоши

Сарданапалла.

(Ювенал, «Сатиры», Х)

Ювенал

(ок.60 - ок.127 г.до н.э.)

Мы убеждены, что исследование истории возникновение крылатых выражений о медицине, несущих советы медикам, таких как Comple aegrotum bona spe! - Внушай больному надежду на хорошее;

Medica mente, поп medicamentis - Лечи умом, а не лекарствами!;

Medice, cura aegrotum, sed non morbut - Врач, лечи больного, а не болезнь; оказывает огромное значение на формирование морально-этических взглядов будущих медработников.

Продемонстрируем решение второй задачи. На примере афоризма древнеримского поэта Овидия - Amor non est medicabilis herbis - Любовь травами не лечится, нет лекарства от любви (Овидий, «Героиды», V, 149) - покажем, насколько разносторонними могут быть области применения исследуемых нами крылатых выражений. Этот афоризм использован великим русским поэтом А.С. Пушкиным:ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СТУДЕНТОВ НОВОЗЫБКОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Вот здесь лежит больной

студент,

Его судьба неумолима.

Несите прочь медикамент -

Болезнь любви неизлечима!

(А.С. Пушкин, юношеское стихотворение)

Публий Овидий Назон

(43г.до н.э.-17-18г.н.э)

А вот другая область его применения - живопись.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СТУДЕНТОВ НОВОЗЫБКОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Ян Стен

(1626-1679)

«Любовный недуг»

На картине голландского живописца 17 века Ян Стена «Любовный недуг» изображена молодая женщина, в изнеможении сидящая у стола, опершись одной рукой на подушку, а другую подав доктору, считающему пульс. В руке у «недужной» листок бумаги, на котором написан уже знакомый нам афоризм Овидия: «Там лекарство не поможет, где замешана любовь».

Таким образом, целью нашей учебно-исследовательской работы стало доказательство гипотез: 1. Крылатые выражения о медицине, берущие начало в античности, звучат современно и актуально;

2 Крылатые выражения о медицине, берущие начало в античности, обогатили разные виды науки и искусства последующих веков.

Учебно-исследовательская деятельность студентов секции «В начале было слово…» является естественным продолжением работы на уроках русского языка, культуры речи и литературы.

Перечислим некоторые виды и формы работы:

  • Ежеурочные терминологические диктанты. Работа над произношением твердых и мягких согласных и ударением в разделе «Орфоэпия» (напр., парез, гиперемия);

  • Работа над правописанием медицинских терминов в разделе «Орфография» (напр., цианоз, патогенез);

  • Работа над лексическим значением медицинских терминов в разделе «Лексика» (напр., ятрогения, реактивность);

  • Работа над разъяснением лексического значения медицинских фразеологизмов в разделе «Фразеология» (напр., тигровое сердце, мускатная печень, кофейной гущи рвота).

  • Работа с наиболее употребительными греческими и латинскими словообразовательными элементами в разделе «Словообразование» (напр.: а-, аn- - отрицание, отсутствие).

В курсе учебной дисциплины «Литература» обращается особое внимание на произведения писателей-врачей, а также на произведения, в которых затрагиваются медицинские проблемы (А.П. Чехов «Ионыч», «Попрыгунья», М.А. Булгаков «Собачье сердце», Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича»).

Итак, учебно-исследовательская работа студентов секции «В начале было слово» направлена на формирование морально-этических и эстетических взглядов будущих медиков, на то, чтобы основным ориентиром в их жизни были слова Гиппократа: «В какой бы дом я не вошел, я войду для пользы больного».

© 2010-2022