Разработка урока литературы в 9 классе Татьяна Ларина – «милый идеал» А. С. Пушкина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока литературы в 9 классе. Разработка урока литературы в 9 классе Татьяна Ларина – «милый идеал» А.С. Пушкина

Тема : Татьяна Ларина - «милый идеал» А.С. Пушкина.

Цели:

1)Рассмотреть своеобразие женского образа в романе.

2)Раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворённость натуры

главой героини.

3)Развивать умения сопоставлять образы героев, определять приёмы их авторской характеристики.

Оборудование: презентация, видеоинтервью, компакт-диск , рисунок, опера

П.И.Чайковского « Евгений Онегин».

Ход урока.

Звучит вступление к опере П.И. Чайковского « Евгений Онегин».

  1. Организационный момент.

  2. Работа по теме урока.

1)Слово учителя.

- Есть очень красивая древнегреческая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, вот-вот заговорит. Но скульптура молчала. А творец её заболел. Он занемог от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил своё сокровенное представление о прекрасной женщине, в неё вложил свою душу. И он терзался из-за того, что никогда не станет мраморная девушка живой. И настолько сильна была эта странная любовь, что боги сжалились над ним и оживили скульптуру.

Очевидно, в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьёз увлекается своим творением. Возможно, так случилось и с А.С. Пушкиным. Работая над романом «Евгений Онегин», он вдруг почувствовал, какая чудесная девушка оживает под его пером. И на многих страницах он невольно признаётся ей в любви.

Конечно, вы уже поняли, о какой героине романа пойдёт сегодня речь на уроке.

2)Сообщение темы урока, цели. Запись темы в тетрадь.

- Критик В.Г. Белинский писал, что Пушкин «первый воспел, в лице Татьяны, русскую женщину». Чем же отличается Татьяна от других героинь романа?

Что в ней такого особенного, что именно она стала для Пушкина «милым идеалом»? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте поближе познакомимся с главной героиней романа.

3)Проверка домашнего задания. Сообщения учащихся по плану ( план на экране):

I.« Итак, она звалась Татьяной…»

II.Татьяна и Ольга.

III.Связь Татьяны с народом и природой.

IV.« Я..знаешь, няня, влюблена.»

V.«Как изменилася Татьяна». Татьяна - законодательница мод.

VI. А счастье было так возможно, так близко.

VII.Героиня Пушкина и современность .

- Итак, она звалась Татьяной. Беседа по вопросам:

  • Почему именно такое имя даёт автор героине, оно ведь не было характерно для дворянского круга?

  • Что вы можете сказать о семье, в которой выросла Татьяна? Опишите жизнь в деревне, используйте при этом цитаты из романа.

  • Какой Таня была в детстве?

Учитель. Пушкин не описывает внешность Татьяны, он скорее показывает внутренний мир девушки, её отличия от других и прежде всего от сестры Ольги.

( Сравнительная характеристика сестёр).

Учитель. Слушая сообщения, цитаты, каждый из вас, наверняка, представил себе Татьяну, мысленно нарисовал её портрет.

( Представление учащимся своего рисунка.)

Учитель. На формирование характера героини, её внутреннего мира огромное влияние оказала связь с народом и природой.

(Сообщение по теме).

Учитель. Французские романы, молодость, романтичность подготовили почву для любви. «Душа ждала…кого-нибудь». Почему Татьяна сразу же влюбляется в Онегина, ведь она практически не знает? Вопреки законам, правилам, первая признаётся ему в любви, пишет письмо.

( Ученица в костюме пером пишет письмо. Горят свечи. Чтение наизусть письма Татьяны).

Учитель.Но Онегин сурово отчитывает Таню. Что происходит с ней?

В 8-й главе мы видим другую Татьяну - знатную даму, законодательницу мод.

( Сообщение. Прослушивание компакт -диска, отрывок из гл.8)

Учитель. Татьяна отказывается от любви, а счастье было так возможно.

( Прослушивание арии Ленского и Татьяны из оперы П.И. Чайковского

« Евгений Онегин»).

Учитель .Какой накал страстей, какие чувства! Так почему же Татьяна отказывается от своего счастья?

Ф.М. Достоевский утверждал: « Если бы Татьяна даже стала свободной, если бы умер её старый муж и она овдовела, то и тогда она не пошла бы за Онегина. В этом суть её характера!»

III. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос : « Согласны ли вы с утверждением Ф.М. Достоевского?».

Учитель. Сегодня на дворе XXI век. Другие ценности, другие идеалы. Как же современная молодёжь относится к героине романа А.С. Пушкина?

( видеоинтервью со старшеклассниками).

IV. Итоги урока:

Учитель.Чтобы обобщить всё сказанное сегодня на уроке, мы посмотрим презентацию « Татьяна- «милый идеал» А.С. Пушкина».

( Просмотр презентации, подготовленной учащимся, выставление оценок за урок)

Примерные ответы учащихся.


Татьяна и Ольга. Сравнительная характеристика.

Сам процесс становления характера Татьяны Пушкин оставляет за рамками романа. Можно только догадываться, почему в одной семье возникли разные характеры Татьяны и Ольги. Характеристика героинь построена на сравнениях.(гл.2, XXIII строфа)

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза как небо голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, лёгкий стан,

Всё в Ольге …но любой роман

Возьмите и найдёте, верно,

Её портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно…

Татьяну автор не наделяет внешней красотой:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей…

Автор даёт скорее внутренний портрет ( «Дика, печальна, молчалива»).

А.С.Пушкин неоднократно подчёркивает её бледность, задумчивость, унылый вид. Эта бледность- признак сильных чувств, страдания и внутренней сосредоточенности. Всё это отличает её от цветущей и легкомысленной Ольги.

Связь Татьяны с народом и природой.

Развитие души Татьяны совершается под влиянием культуры, быта, обычаев и нравов. Уже само имя Татьяны «неразлучно» для Пушкина с «воспоминаньем старины». Она окружена фольклорными образами(«Страшные рассказы Зимою в темноте ночей Пленяли больше сердце ей»). Ей понятны народные обычаи, она верила « преданьям Простонародной старины», гаданьям, даже её сон соткан из образов старинных сказок.

Вот эта простая народная культура, выражающая склад русского характера и народные идеалы, исподволь формировала нравственность Татьяны.

Глубока и органична связь Татьяны с природой, хотя в любви к природе есть индивидуальное отношение, личностное.

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму.

Татьяна любит зиму безотчётно. Однако Пушкин замечает, что она не похожа на «красавиц недоступных, холодных, чистых как зима». Надменности в ней нет. Но строгость, ясность души и взгляда на мир при всех страданиях любви, сдержанность в проявлении чувств, способность к тайной, спрятанной, но не умершей жизни - все эти свойства героини помогают понять, почему Татьяна любила зиму.

Перед тем , как уехать из деревни, она прощается с родным краем, с природой, словно предчувствуя, что уже не вернётся никогда:

Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,

И вы, знакомые леса;

Прости, небесная краса,

Прости, весёлая природа;…

В этом проникновенном обращении к природе Пушкин ясно показывает, что Татьяну нельзя отделять от природы.


© 2010-2022