Литературный утренник по творчеству Г. Х. Андерсена

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фоменко Марина Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

учитель высшей категории.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ УТРЕННИК ПО СКАЗКАМ Г.Х. АНДЕРСЕНА

Цели: 1. Ознакомить с жизнью и творчеством Г.Х. Андерсена.

2. Развитие познавательной активности учащихся, пробуждение интереса к чтению.

3. Формирование творческих способностей детей.

ОЛЕ-ЛУКОЙЕ.

Здравствуйте дети и взрослые! Разрешите представиться - я Оле-Лукойе, тот самый Оле-Лукойе, который прокрадывается в вашу комнату и навевает вам чудесные сны. У меня есть два зонтика: один с картинками, который я раскрываю над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся прекрасные сны, а другой совсем простой, гладкий, который я раскрываю над нехорошими ребятами: и они спят всю ночь как чурбаны и поутру оказы-

вается, что они ровно ничего не видали во сне!

Сегодня я пришел рассказать о своем создателе Гансе Христиане Андерсене. Так вот, 2 апреля 1805 года на одной из узких улиц датского городишка Оденсе в семье веселого башмачника родился горластый мальчишка, которого нарекли Гансом Христианом. Путь будущего сказочника не был усыпан розами. Чем только не занимался, чтобы найти свою дорогу в жизни. Был певцом, декламатором, танцором, драматургом и поэтом. Пока не пошел своей дорогой. Дорогой сказочника. Сказки Андерсена смело и весело врываются в мир нашего детства (раскрывает цветной зонтик).

Войду я в комнату твою,

За мною сказок целый рой,

Тебе я сказку расскажу,

А ты глаза закрой, закрой.

Шел солдат по дороге: раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку. Он шел домой с вой-

ны. На дороге встретилась ему старая ведьма.

ВЕДЬМА.

Здорово, служивый! Какая у тебя славная сабля! А ранец то какой большой Вот бра-

вый солдат! Всем ты хорош, да только, поди, в карманах у тебя пусто. Хочешь, я дам тебе денег, солдат?

СОЛДАТ.

Спасибо,старая ведьма. От денег только дураки отказываются (подставляет карманы).

ВЕДЬМА.

Э, нет, нет! Погоди немного! Вон видишь то большое дерево - оно внутри пустое. По-

лезай на дерево, там наверху дупло. Лезь в это дупло и спускайся в самый низ. А я обвяжу тебя веревкой и вытащу назад как только ты крикнешь.


СОЛДАТ.

А зачем мне лезть в дупло?

ВЕДЬМА.

За деньгами. Дерево это не простое. Как спустишься вниз, увидишь длинный подзем-

ный ход. В нем горят сотни ламп и там совсем светло. Перед тобой будут три двери. Вой-

ди в первую: посреди комнаты увидишь большой сундук, а на нем собаку: глаза у нее словно чайные чашки! Но ты ее не бойся! Дам я тебе свой передник, расстели его на полу и смело хватай собаку. Посади ее на передник, открывай сундук и бери из него денег, сколько хочешь. В этом сундуке одни медяки, захочешь серебра - ступай в комнату рядом

там сидит собака с глазами, как мельничные колеса! Только ты не пугайся: сажай ее на передник и бери себе денежки. Ну, а уж если золота тебе захочется, иди в третью комнату. У собаки, что сидит там на деревянном сундуке, глаза - каждый с Круглую башню. Суме- ешь посадить ее на мой передник - твое счастье: не тронет тебя собака. Бери тогда золота, сколько твоей душе угодно!

СОЛДАТ.

Все это хорошо. Ну что же ты с меня возьмешь за это, старая ведьма?Ведь что-нибудь да нужно тебе от меня?

ВЕДЬМА.

Я не возьму с тебя ни полушки. Только принеси мне старое огниво, которое позабыла внизу моя бабушка, когда лазила туда последний раз.

СОЛДАТ.

Ну ладно, обвязывай меня веревкой!

ВЕДЬМА.

Готово!

ОЛЕ-ЛУКОЙЕ.

Андерсен говорил, что за свою жизнь он выпил не одну чашу гречи. Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. За что? За то, что в нем текла «мужицкая кровь», что он не был похож на других.

Сценка из «Гадкого утенка».

УТЕНОК.

Ах, как тепло в вашем сарайчике! Позвольте мне остаться с вами?

КУРИЦА.

Умеешь ли ты нести яйца?

УТЕНОК.

Нет, не умею!

КУРИЦА.

Так и держи язык на привязи!

КОТ.

Умеешь ли ты выгибать спинку, мурлыкать, испускать искры?

УТЕНОК.

Нет, не умею.

КОТ.

Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди.

УТЕНОК.

Так хочется плавать!

КУРИЦА.

Да что с тобой! Бездельничаешь, вот тебе блажь в голову и лезет! Неси-ка яйца или мурлычь, дурь то и пройдет!

УТЕНОК.

Ах, плавать по воде так приятно! А что за наслаждение нырять в самую глубь с голо-

вой!

КУРИЦА.

Хорошо наслаждение! Ты совсем рехнулся? Спроси у кота, он умнее всех, кого я знаю. Нравится ли ему плавать или нырять! О себе самой я уж не говорю!

УТЕНОК.

Вы меня не понимаете.

КУРИЦА.

Если уж мы не понимаем, так, кто тебя поймет! Что ж ты хочешь быть умнее кота, не говоря уж обо мне? Не дури, а благодари создателя за все, что для тебя сделали. Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова и говорить то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя. Старайся нести яйца или выучись мурлыкать да пускать искры!

УТЕНОК.

Я думаю мне лучше уйти отсюда куда глаза глядят!

КОТ И КУРИЦА.

Скатертью дорога.

Безобразным утенком он слыл,

В камышах от пинков укрывался,

В мире грез утешенья и сил

Для борьбы с тьмой и злом набирался.

У! Как злобно вопил птичий хор!

Ведь ни гуси, ни утки не знали,

Что покинет утиный он двор

И исчезнет в сияющей дали!

Что недаром к чужим берегам

Лебедь гордый полет свой направит,

Что он славой покроется сам

И родной уголок свой прославит!

ОЛЕ-ЛУКОЙЕ.

Андерсен часто говорил: «Каждую вещь нужно назвать своим именем, и если это опасно в действительной жизни, то надо это сделать хотя бы в сказке». И делал. И назы-


вал своими настоящими именами такие вещи, о которых стыдливо умалчивали многие из его литературных современников.

Сцена из «Соловья».

ИМПЕРАТОР.

Спасибо, спасибо тебе, милая птичка! Я помню тебя! Я изгнал тебя из моего госу-

дарства, а ты отогнала от моей постели ужасные призраки, отогнала саму смерть! Чем мне вознаградить тебя?

СОЛОВЕЙ.

Ты уже вознаградил меня раз и навсегда! Я видел слезы на твоих глазах в первый раз, когда пел перед тобой, - этого я не забуду никогда! Слезы - вот драгоценнейшая награда для сердца певца.

ИМПЕРАТОР.

Ты должен остаться у меня навсегда! Ты будешь петь, только когда сам захочешь, а искусственную птицу я разобью вдребезги!

СОЛОВЕЙ.

Не надо. Она принесла пользы столько, сколько могла! Пусть она остается у тебя по-прежнему. Я же не могу жить во дворце. Позволь мне только прилетать к тебе, когда за-

хочу. Тогда я каждый вечер буду садиться у твоего окна и петь тебе о счастливых и нес-

частных, о добре и зле, что таятся вокруг тебя. Маленькая певчая птичка летает повсюду, залетает и под крышу бедного рыбака и крестьянина, которые живут вдали от тебя. Я люблю тебя больше за твое сердце больше, чем за твою корону, и все же корона окружена каким-то особым священным обаянием! Я буду прилетать петь тебе. Но обещай мне одно!

ИМПЕРАТОР.

Все, что хочешь!

СОЛОВЕЙ.

Обещай мне не говорить никому, что у тебя есть маленькая птичка, которая рассказы-

вает тебе обо всем. Так дело пойдет лучше!

ОЛЕ-ЛУКОЙЕ.

Люди любят и ценят сказки доброго Андерсена. Он же никогда не забывал, что он сын простого, веселого башмачника, жившего когда-то в захолустном городишке Оденсе, и всегда помнил, что долг его - служить народу.

Сцена из сказки «Розовый куст и улитка».

ОЛЕ-ЛУКОЙЕ.

История о трудной, но такой яркой жизни великого сказочника подошла к концу. И когда вы потом будете вспоминать ее, то она покажется вам еще лучше, еще интереснее,

ибо как говорил сам Андерсен: «С историями ведь бывает тоже, что и со многими людь-

ми, и они становятся с годами все лучше и лучше. А это куда как хорошо!»



© 2010-2022