ФГОС. 5 класс. Урок русского языка на тему: Слог. Правила переноса слов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 88.

Тема: Слог. Правила переноса слов.


Цели деятельности учителя

Формировать у обучающихся представление о слоге как единице фонетики; дать понятие о значимости гласных в русском языке; познакомить с правилами переноса слов; формировать умение правильно переносить слова; воспитывать любовь к родной литературе и языку.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать что такое слог, принцип деления слов на слоги; уметь правильно переносить слова.

Метапредметные : овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения .

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы
обучения

Поисковый, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные (цифровые) ресурсы

1. Граник, Г. Г., Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая и др.. - М. : Просвещение, 1991.

2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. - М. : Русский язык, 1988.

3. Потиха, З. А. Школьный словарь строения слов русского языка: А - Я : пособие для учащихся / З. А. Потиха. - М. : Просвещение, 1999.

Интернет-ресурсы:

uroki.net

zavuch.info

intergu.ru

Учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 кл.». В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 5 класс» / под ред. С. Н. Пименовой; мультивидеопроектор.

Оборудование

экран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстра-
ционный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия
и термины

Слог, перенос слов.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодей-
ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1. Мотивация (самоопределение) к учеб-

ной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала, просмотр мультимедийной презентации

- Здравствуйте, посмотрите на свое рабочее место и подготовьте все необходимое.

- Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по разделу русского языка «Фонетика». Мы будем работать как самостоятельно, так и в команде, где обязательно понадобится и ваша помощь.

- На доске написано предложение с пропущенными гласными в словах. Прочитайте его.

Б_з н_г _ б_з кр_л__в _н_ , б_стр_ л_т_т н_ д_г_н_ш _г_.


Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность
к уроку; слушают учителя, участвуют в диалоге
с учителем

Фронтальная

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Устные ответы

2. Актуализация и пробное учеб-ное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний
и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, эксперимент

- Трудно было прочитать предложения? Почему? (Нет гласных).

- Какова роль гласных в нашей речи?

(Гласные помогают говорить,

понимать друг друга
и даже петь,

гласный звук входит в состав слога).

-На доске зашифрованы слова домашнего упражнения.

-Назовите слова, в которых гласные обозначают два звука. (крыльев, его)

- Отгадайте загадку.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

- Что подразумевается под словом часть? (слог)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Слог). Отрываем листок, которым закрыта тема.

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания; делают выводы под руководством учителя; участвуют в экс-

перименте и наблюдают за его результатами

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

3. Выявление места и причины затруднения. Определение темы урока.

Эвристическая беседа.

(Слайд, где переносится слово с одной строки на другую).

Фо-не-

ти-ка

Что обозначает этот термин?

(Фонетика от греч. «фоне» - звук - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи).

Слова не всегда умещаются на строке. Иногда их приходится переносить по слогам.

Правила переноса слов известны вам?

(известны, но хотелось бы узнать больше правил).

- Как вы думаете, о чем еще мы будем говорить на уроке?

- О правилах переноса слов.

Правильно. Итак, тема нашего урока Слог. Правила переноса слов.

-Зачем нам нужно это знать?

(Открываем тему на доске).

- Почему соединены 2 темы в одну?

(Мы переносим по слогам).

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них
недостаточно для полных ответов.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: стремятся осознавать свои трудности и преодолевать их.

Познавательные: осознают познавательную задачу - читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Вопросы для уточнения информации.


4. Целепола-

гание и постро-

ение проекта вы-

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной

- У нас на уроке есть замечательный цветок, при помощи которого мы сформулируем цели нашего урока, используя опорные слова:

- познакомиться (с правилами переноса слов)

- углубить; (понятие о слоге)

-выяснить; (новое о правилах переноса слов)

- повторить; (известные правила переноса слов).

- совершенствовать (умение переносить слова по слогам).

Формулируют цель учебной деятельности
в диалоге с учителем; выполняют упражнения;

Фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собствен-

Письменная работа, устные ответы

хода из затруднения.

деятельности обучающихся.

Беседа по вопросам. Выполнение обучающимися упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения. Работа с учебником.

Повторение правила о правописании безударных гласных






- Посмотрите внимательно на слайд. Знакомо вам это стихотворение? Кто является автором?

(Агния Львовна Барто (1906-1981) - русская детская поэтесса. Её стихи в нашей стране знает каждый ребёнок «Бычок», Зайка», «Мишка», «Любочка».)

- В этом году исполняется 110 лет со дня рождения Агнии Барто.

- Первые два четверостишия стихотворения разделены на слоги. Посмотрите внимательно на слоги и попробуйте сформулировать определение слога.

Помощница

У Таню-ши дел не-ма-ло,

У Та-ню-ши мно-го дел:

Ут-ром бра-ту по-мо-га-ла,-

Он с ут-ра кон-фе-ты ел.


Вот у Та-ни сколь-ко де-ла:

Та-ня е-ла, чай пи-ла,

Се-ла, с ма-мой по-си-де-ла,

Вста-ла, к ба-буш-ке по-шла.


Перед сном сказала маме:

- Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.


(Слог - это один гласный звук или сочетание согласных с гласным, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.

В состав слога всегда входит гласный звук, поэтому в слове столько слогов сколько гласных звуков

. Без гласных звуков нет слога.

Слоги бывают ударные и безударные).

- Из первой строчки данного стихотворения назовите ударные слоги. Как вы их нашли? (Они произносятся с большей силой и долготой).

формулируют собственные мысли, высказывают
и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы


















ные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
















5. твор-

ческая практическая деятель-
ность по реа-
лизации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся.

Ознакомление с заданием, выполнение разноуровневых обучающих
упражнений

на основе текстов учебника или книг для внеклассного
чтения



Физкультминутка

- С делением слова на слоги связаны правила переноса слов.

Иногда слово не помещается на строке, тогда что мы с вами делаем? (Переносим слово).

- Вы уже определили одну из целей нашего урока: мы будем учиться переносить правильно слова.

- Посмотрите на слова, которые написаны на доске. Они уже разделены для переноса. В одном столбике слова разделены правильно, в другом нет. Внимательно посмотрите на каждое слово и подумайте, в каком столбике слова разделены для переноса верно.

- Попробуем сформулировать правила переноса слов.

Подъ-езд или под-ъезд

Она или о-на

При-крепить или прик-репить

Раз- лив или ра- злив

Длин-ный или длинн-ый


- Все правила вы назвали верно. Сравним Ваши выводы с учебником ТЕОРИЯ &35 Стр. 42.

1.Буквы ъ,ь,й от предшествующих букв не отделяются.

2. нельзя переносить или оставлять на строке одну букву, даже если она обозначает слог.

3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву, если корень слова тоже начинается с согласной.

4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву

5. При переносе слов с двойными согласными одна буква оставляется на строке, другая переносится.

Работают с текстом, отвечают на вопросы; выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями





Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная,

Индивидуальная







Фронтальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия,
замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы



Личностные: проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности на уроке

Устные ответы;

письменная, творческая работа







Выполнение упражнений

6. Первичное закрепление с комментированием
во внеш-

ней речи

Обобщение и систематиза-
ция знаний,
и формирование рациональных способов применения их на практике.

Работа с учебником

- Откройте тетради и запишите дату урока «15 января. Классная работа.

Выполнение упражнения 395

-В чем заключается задание?

(Записать слова, разделяя их на слоги для переноса и ставя ударение)

Да-ле-кий, ел-ка, да-рить, тер-ри-то-рия, мар-шрут, подъ-езд, рас-смо-треть, объ-яв-ле-ние, съел.

Посмотрите на слово объявление и разделите его на слоги (объ-яв-ле-ни-е)

- Совпадает ли запись?

(Нет.)

- Какой вывод можно сделать?

(Не всегда совпадает деление слов на слоги для переноса с делением слов на слоги).

Работают с учебником, осуществляют подбор слов для словарных диктантов

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Листы обратной связи

7. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону

Обобщение и систематиза-
ция знаний,
формирование рациональных способов применения их на практике.

Эвристическая беседа, ответы на вопросы.

- Запишем воспоминания Агнии Барто, которая родилась и выросла в Москве о своем детстве.

Агния Барто вспоминала: «Первое впечатление моего детства - высокий голос шарманки за окном. Я долго мечтала ходить по дворам и крутить ручку шарманки, чтобы из всех окон выглядывали люди, привлечённые музыкой».

- Какие слова вы переносили?

- Какими правилами переноса пользовались?

- Что содержит в себе данное предложение?

(Прямую речь)

- Из чего состоит прямая речь?

(Из слов автора и собственно прямой речи).

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные: выполняют учебно-познаватель-
ные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Устные ответы, письменная работа.



Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

8. Включение
в систему знаний
и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

- Работа в группах по четыре человека

- На блок-схеме написаны правила переноса слов и слова, разделенные в соответствии с этими правилами.

Соотнесите слова, разделенные для переноса с правилами переноса слов. На выполнение задания отводится три минуты.

- Молодцы, главное сплоченная команда, поэтому и результат работы положительный.

Выполняют индивидуальные задания, оценивают себя и товарищей; отвечают на вопросы росы, оценивают работы товарищей

Индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли,

высказывают и обосновывают свою точку зрения

9. Рефлексия учебной деятель-

ности

Заключительная беседа
по вопросам

- Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

- Понравился ли вам урок?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и поднимите.

- У каждого из вас лежат три карточки:
Зеленая - все понял, могу помочь другому!
Голубая - нужно закрепить дома.
Красная - не понял.
Каждый ученик в оценивает себя и выбирает соответствующую карточку. Поднимите карточки.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений,
навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

10. Домашнее задание


- Для тех, кто затрудняется делить слова на слоги - упр. 396.

- Вам нужно исправить ошибки в переносе слов. Указать, какие правила переноса слов нарушены.

Задание творческого уровня

- Подобрать из рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» слова (не менее 10) и разделить их по слогам для переноса.


11.Оценивание обучающихся.







© 2010-2022