ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАЧЕТЫ по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАЧЕТЫ по русскому языку

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Недавно я, папа, мама и мой братишка Руслан ездили к родственникам в город - чудесн_ солнечн_ Батуми.
Я-то уже бывала здесь, а Руслан - нет. Ему очень хотелось побывать в зоопарке и уже на следующий день мы отправились в зоопарк. Зоопарк нах_дился недалеко - на улице (Рихард Зорге). Папа купил нам вкусн_ эскимо и мы отправились см_треть зв_рей. Кого мы только не видели! Мне очень понравились мамы-звери со своими детенышами: сл_ниха со сл_ненком, львица с львенком, медведица с медвеж_нком, зайчиха с зайч_нком и даже австралийск_ кенгуру с кенгуренком. Руслан то и дело пытался или дот_нуться до зверюшек рукой, или погладить их, или дать кусоч_к мороженого. Он убегал вп_ред, отст_вал. Старый ветеринар погрозил(?) ему пальц_м: «Осторожно, сыноч_к!». Да, Руслан у нас далеко (не)умница и так_ (не)поседа и забияка! Ему понравил_сь/ся маленьк_ забавн_ ш_мпанзе. Он долго (не)хотел расст_ваться с об_зьянкой. А мне больше всего понравились маленьк_, даже крошечн_ к_либри и нарядн_ к_каду. Как бы мне хотелось иметь какую-нибудь из этих птиц!
В этот день время прошло незаметно. После зоопарка мы поехали к р_дным - быстр_ такси домчал_ нас до тет_ (Чулпан) и дяд_ (Самат).
Мы пров_ли здесь еще три дня. Я со своей сестрой (Жасмин) ходила в кино, на дискотеку. А напоследок мы все вместе пос_дели в уютн_ кафе «Огонек». Взрослые пили вино, мы с (Жасмин) - кофе, а Руслан - молочн_ коктейль с какао.
В пут_ мы еще долго вспоминали поездку. Руслан размечтался о том, что будет дрессиров_иком, а именно - обезьян_иком. Я смеюсь над ним, г_в_рю, что нет т_кой пр_фессии, а он об_жается и спорит со мной. Но это уже совсем другая история.

Задания

1. Найдите в тексте речевую ошибку, исправьте ее.
2. В каких предложениях допущены пунктуационные ошибки? Исправьте их, предложения перепишите.
3. Выпишите слова в скобках, ставя их в нужном падеже, и слова с недописанными окончаниями вместе с определяемым словом, согласуя в числе, падеже.
4. Выпишите слова с пропущенными буквами. Вставьте нужные буквы и сгруппируйте их по видам орфограмм.
5. Выпишите несклоняемые существительные,
определите их род.
6. Выпишите существительные общего рода. В каком из слов род определить невозможно? Почему? Составьте предложение так, чтобы это было возможно.
7. Выполните морфологический разбор одного нарицательного и одного собственного существительного.
8. Выпишите разносклоняемые существительные, просклоняйте их.
9. Относятся ли к одному словообразовательному типу слова: слониха, львица, медведица, зайчиха? Что у них общего?
Выпишите слова, относящиеся к одному словообразовательному типу.
10. Выполните морфемный и словообразовательный разбор следующих слов: кусочек, кенгуренок, медвежонком.
11. В чем особенность существительных мороженое, родные, взрослые?

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Суровые (природно)климатические условия не благоприятствовали развитию (хлебо)пашества в Новгород_ой земле. В X веке основной (сельско)хозяйствен(?)ой культурой являлось просо. Оно хорошо росло в суровых условиях, но имело низ_ую урожайность, и из него нельзя было печь хлеб.
В XI веке попробовали сажать рожь. Культура оказалась более капризной, но зато в (благо)приятные годы давала обильный урожай. В итоге к XII веку ржи уже было больше, чем проса, а в XIV-XV вв. просо встречалось крайне редко. Замена проса рожью, однако, не спасла Новгород от нехватки продовольствия. Отсутствие (не)обходимых ресурсов хлеба навсегда привязало Новгород к (северо)восточным рус_ким княжествам.
Помимо земледелия, сель_ая округа занималась (ското)водством: выращивали коров, овец, свиней, коз и лошадей, но собствен(?)ого мяса также не хватало.
Недостаток хлеба покрывался покупкой его у соседей. Откуда же брались деньги? Их давали промыслы, ремесло, торговля, ростовщичество, обложение регулярной данью соседних племен, эпизодические набеги на соседей.

(По Т.В. Черниковой)

Задания

1. Выпишите из текста: а) качественные и б) относительные прилагательные. Докажите их принадлежность к тому или иному разряду.
2. От выделенных слов образуйте прилагательные. Каким будет разряд этих прилагательных? Разберите их по составу.
3. От слов рожь, земля, просо, ремесло, племен, соседей образуйте прилагательные.
Что между ними общего с точки зрения орфографии? Какое слово «лишнее»?
4. Выполните морфологический разбор прилагательного правильный?
5. Объясните лексическое значение слов регулярный и эпизодический.
6. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и выпишите эти слова.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

К XIV-XV вв. заметно вырос уровень технических знаний. В строительном деле вели сложные математические расчеты. В соледобыче бурили землю на глубину до 90 м, перегоняли соляной раствор при помощи поршневого насоса. Были знакомы с системой зубчатых колес и научились делать часы. Первые (солнечные) часы были установлены в 1404 г. в Московском Кремле. В 1436 г. появились часы на башне Часозвони в Новгороде.
Русские мастера лили медные и бронзовые пушки, железные орудия. Например, Андрей Чохов с 1568 по 1632 г. изготовил множество пушек калибром от 92 до 470 мм, длиной до 6 м, весом от 1,2 до 7,2 т. В 1586 г. он отлил. Царь-пушку для Кремля. Ее длина - 5,34 м, калибр - 890 мм, масса ствола - 40 т. Правда, эта пушка ни разу не стреляла. С 1590 г. стали делать пушки на лафетах, что увеличило их подвижность.

Задания

1. Выпишите из текста по 2 числительных:

а) количественных,
б) порядковых.

2. Какие разряды количественных числительных есть в этом тексте? Выпишите по 2 примера.


3. Выполните морфологический разбор одного числительного (на выбор).


4. Напишите все числительные словами.

ПРИЧАСТИЕ

(Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, еще (не)закрытая черной приближающ_йся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом и полил дождь (не)прекращавш_йся в течение целого часа. Сквозь (не)занавеш_н(?)ые окна постоянно видна была молния. (Не)смолкающ_е ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии (не)прекращавш_гося страха. Казалось, что какая-то сила снесет наш домик, стоящ_й на высок_м берегу реки и ничем (не)защищ_н(?)ый от ветров. Когда мой испуг прошел, я принялся расспрашивать, что такое молния отчего она зажигается, отчего гремит гром. Всю ночь с (не)ослабева_щ_м интересом слушал я рассказы отца. И только когда небо очистилось и замелькали звезды, я заснул в своей кроватке и спал (не)пробудным сном до поздн_го утра.

(По С.Аксакову)

Задания

1. Озаглавьте текст.
2. Выпишите из текста причастия:

а) действительное настоящего времени;
б) действительное прошедшего времени;
в) страдательное настоящего времени;
г) страдательное прошедшего времени.

3. От глагола держали образуйте все возможные формы причастий.
4. От какого слова образовано слово (не)защищ_н(?)ый:

а) защищ_н(?)й, б) защищать, в) защитить, г) защита.

5. Выпишите словосочетания:

а) с главным словом - причастием, б) с зависимым словом - причастием.

6. Укажите предложения, в которых:

а) причастный оборот стоит перед определяемым словом,
б) причастный оборот стоит после определяемого слова.

7. Найдите предложения с нерасставленными знаками препинания и с пунктуационной ошибкой. Перепишите эти предложения, правильно расставив знаки препинания. Разберите одно из предложений по членам.
8. Выполните морфологический разбор одного причастия (на выбор).
9. Выполните морфемный разбор одного причастия (на выбор).
10. Вставьте пропущенные буквы раскройте скобки, выпишите эти слова.



© 2010-2022