- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку Фразеология (6 класс)
Урок по русскому языку Фразеология (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Паркина Л.И. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки АРК
Керченская общеобразовательная школа 1-3 ступеней № 4
Урок на тему «Фразеология. Роль фразеологизмов в речи.
Стилистическое богатство фразеологических оборотов в речи.»
( 6 класс)
Учитель высшей категории ПАРКИНА Л.И.
ТЕМА Фразеология . Роль фразеологизмов в речи. Стилистическое богатство фразеологических оборотов в речи.
Цель Повторить теоретический материал о фразеологизмах и способах образования устойчивых словосочетаний , определить роль фразеологизмов в речи, совершенствовать умение использовать фразеологизмы в речи и находить их в тексте.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Слово учителя. Как часто сейчас, общаясь со своими сверстниками, а тем более с людьми, которые старше вас, вы не задумываетесь о культуре речи, пренебрегая правилами и нормами литературного языка. И речь ваша зачастую, в лучшем случае, бывает неправильной, бедной на речевые обороты, вам трудно подобрать нужную лексику, чтобы выразить свои мысли.
А ведь К.Г.Паустовский сказал, что « нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. «
Чаще обращайтесь к книгам, словарям в поисках хороших и волшебных слов.
Внимайте каждому слову учителя на уроках русского языка и литературы, чтобы окружающие о вас не сказали словами Чацкого из комедии Грибоедова «Горе от ума» : « Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев».
Уроки русского языка откроют вам окно в богатый мир слов.
Сегодня мы и поговорим об удивительном выразительном средстве русского языка - фразеологизмах. Мы вспомним об их особенностях, источниках возникновения фразеологизмов, их роли в речи.
Работа над темой.
Беседа с использованием сообщений учащихся
1 Как называется раздел русского языка, который изучает фразеологизмы?
2 Расскажите, что называется фразеологизмами , каковы их характерные особенности? (Сообщение учащегося)
3 Расскажите об источниках возникновения фразеологизмов? (Сообщения учащихся).
Выполнение заданий.
Групповая и парная работа. Задание для первой пары: 1 Что называется синонимами? 2 Подобрать синонимы к фразеологизмам и объяснить их лексическое значение: одного поля ягода, сломя голову, в поте лица, поминай как звали, куры не клюют, водить за нос, закрывать глаза на что-то, пальчики оближешь
Задание для второй пары: 1 Что называется антонимами? 2 Подобрать антонимы к фразеологизмам и объяснить их лексическое значение: жить душа в душу, чуть свет, хоть пруд пруди, дать волю языку, заварить кашу, сидеть сложа руки, воспрянуть духом
Задание для группы: Привести примеры фразеологических оборотов из произведений русских писателей. Назвать автора и название произведения.
В это время класс выполняет следующее задание. Распределить фразеологизмы по источникам возникновения . Объяснить их лексическое значение (используется метод «Микрофон»)
Ахиллесова пята, блудный сын, сизифов труд, вавилонское столпотворение, прокрустово ложе, глас вопиющего в пустыне
Слово учителя Познакомившись с источниками возникновения фразеологизмов, теперь поработаем над использованием фразеологических оборотов в своей речи, выясним, какова их роль
Опережающее задание. Учащиеся разыгрывают диалоги с использованием фразеологических оборотов и без них.Класс выписывает фразеологизмы и объясняет их лексическое значение.Затем отвечают на вопрос: Какие диалоги были ярче, выразительнее в речевом оформлении?
Задание К речевой ситуации « На уроке» подберите фразеологизмы
(Попасть впросак, бить баклущи, считать ворон, лень раньше тебя родилась, сесть в калошу, из рук вон плохо, с больной головы на здоровую, семь пятниц на неделе, толочь воду в ступе, водить за нос и другие)
Для задания использовались иллюстрации (работа учащихся)
Слово учителя В зависимости от целей, задач, адресата речи фразеологические обороты так же, как и слова, обладают стилистическим разнообразием и используются в определённых стилях речи. ( Сообщение учащегося).
Задание Определить, в каких стилях речи используются следующие фразеологические обороты?
Осветить факелом великой любви, не в духе быть, ухом не вести, дать стречка, проходит красной нитью, подводные камни, через пень колоду, играть первую скрипку, и дым отечества нам сладок и приятен, бить в набат, в чём душа держится
По каким стилевым чертам вы определили стилевую принадлежность фразеологизмов?
Подведение итогов урока
1Что вы знали, что восстановили в памяти ,что для вас стало новым?
2Какова же роль фразеологизмов в речи?
3Что нужно учитывать , используя фразеологические обороты в своей речи?
Д.З.Дифференцированное задание
Первая группа. Написать очерк или заметку, используя фразеологизмы публицистического стиля. Вторая группа. Написать сочинение « На уроке».