План-конспект урока по русскому языку на тему Фонетика - наука о звуках речи

  План-конспект урока по русскому языку в 5 классе с использованием системно-деятельностного подхода   Цель:познакомить учащихся с разделом «Фонетика»; закрепить умения  дифференцировать звуки и буквы. Задачи:  Образовательные:закрепление в памяти учащихся сведений о фонетике и её единицах; дать представление о различии звука и буквы.Коррекционные:  развитие памяти, внимания, мышления; развитие у учащихся познавательного интереса и интеллектуальных способностей; развитие умений самостоятельной р...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе с использованием системно-деятельностного подхода

Цель: познакомить учащихся с разделом «Фонетика»; закрепить умения

дифференцировать звуки и буквы.

Задачи:

  • Образовательные: закрепление в памяти учащихся сведений о фонетике и её единицах; дать представление о различии звука и буквы.

  • Коррекционные: развитие памяти, внимания, мышления; развитие у учащихся познавательного интереса и интеллектуальных способностей; развитие умений самостоятельной работы, расширение словарного запаса (фонетика, фонема).

  • Воспитательные: воспитание чувства уважения к языку; пробуждение

интереса к родному языку, грамотному обращению с языковым материалом; воспитание аккуратности в работе.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные: знать предмет изучения фонетики; группы и подгруппы, на которые делятся звуки в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования.

  • Метапредметные: способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

  • Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Тип урока: урок систематизации ЗУН.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация к учебной деятельности учащихся.

  3. Целеполагание.

  4. Изучение нового материала.

  5. Физкультминутка.

  6. Закрепление нового материала.

  7. Итог урока. Рефлексия.

  8. Домашнее задание.



Этапы урока



Деятельность учителя



Деятельность учащихся



Формируемые УУУ: познавательные (П),

регулятивные (Р), коммуникативные (К),

личностные (Л)

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся.

Учащиеся приветствуют учителя, демонстрируют готовность к занятию.

Л: положительное отношение к познавательной деятельности; желание приобрести новые знания, умения, навыки.

К: умение слушать и понимать других.

Мотивация к учебной деятельности

Слово учителя:

Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с высказывания Н.В. Гоголя о языке: «Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких…»

- Что такое эпиграф?

- Как вы понимаете смысл такого яркого высказывания Н.В. Гоголя о языке?

- О чём мы сегодня будем говорить?

- Какой раздел науки о языке занимается изучением звуков речи?

Словарная работа: фонетика.

- Сегодня на уроке мы окунёмся в мир звуков. Многообразный мир звуков окружает нас со всех сторон: шум листвы за окном, детский смех на площадке, рёв автомобилей, стук дождя и многое другое.







Учащиеся обращаются к толковому словарю, выясняют значение слова «эпиграф», высказывают своё мнение о смысле слов Н.В. Гоголя.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

П: извлечение нужной информации из диалога, систематизация собственных знаний.

Р: планирование действий.

К: осуществление совместной деятельности с учётом учебно-познавательной задачи, формулирование собственных мыслей, обоснование своей точки зрения.

Л: положительное отношение к учебно-познавательной деятельности.

Целеполагание

Слово учителя:

- Сформулируем цель нашего урока.

- Что мы должны уметь?

Учащиеся формулируют цель урока: «Познакомиться с разделом « Фонетика», научиться различать звуки и буквы.

П: извлечение необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизация собственных знаний.

Р: планирование необходимых действий.

К: умение владеть монологической и диалогической формами речи.

Л: осознание своих возможностей в учении.

Изучение нового материала

Слово учителя:

- Попробуем отгадать загадку: «Его не видно, в руки не взять, но зато слышно»?

- А сколько же звуков в природе? Десять? Сто? Тысяча? Можно ли подсчитать количество звуков?

- Обратимся к стихотворению:

Сколько на свете звуков?

Сколько звуков у речи?

Сколько в лесу - снежинок,

Сколько струек у речки.

Сколько в дожде - дождинок.

Сколько в песке - песчинок.

- Да, действительно, нас окружает огромное количество звуков, с которыми иногда случаются весьма курьёзные ситуации:

Закричал охотник: Ой!

Двери гонятся за мной!

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке!

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей.

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

- Что же получается в этом забавном стихотворении?

- Совершенно верно, меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители. Выдающийся лингвист Бодуэн де Куртенэ именовал их фонемами.

Словарная работа: фонема, лингвистика, лингвист.

Слово учителя:

- Как называется перечень букв, обозначающих звуки?

- Обратимся к детскому стихотворению Бориса Заходера:

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся.

К нам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться!

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Же -

Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О -

Дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха - оседлали петуха.

Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я - все теперь мои друзья!

Пять сестрёнок опоздали -

Заигрались в прятки.

А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

Познакомьтесь с ними, дети:

Вот они стоят рядком,

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними незнаком.

- Вспомним, каких букв не хватаем, запишем алфавит - все 33 буквы.

- На какие две большие группы делятся буквы?

- А как поступить с ъ и ь? это гласные или согласные?

Учащиеся дают ответ: «Это звук».

Учащиеся рассуждают, приходят к выводу, что количество звуков подсчитать нельзя.







Учащиеся с помощью учителя приходят к выводу: меняем один звук, а получаем совсем другое слово.



















Учащиеся отвечают: «Алфавит».



















Учащиеся записывают в тетрадь алфавит.

Учащиеся: «Гласные и согласные».

Учащиеся совместно с учителем приходят к выводу, что Ъ и ь не относятся ни к гласным, ни к согласным, поскольку не обозначают отдельных звуков.

П: поиск и выделение необходимой информации; обобщение, умение делать выводы в результате совместной с учителем и одноклассниками работы.

Р: умение анализировать.

К: формулирование собственных мыслей, участие в диалоге.

Л: осознание своих возможностей в учебно-познавательной деятельности.

Физкультминутка

Слово учителя:

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

Учащиеся выполняют движения, описываемые в стихотворении.

Закрепление изученного материала

Слово учителя:

- Мы с вами открыли много новых теоретических знаний, пришло время применить их на практике.

Задание 1:

Из каждого слова извлеките по одной фонеме. Но сделать это необходимо так, чтобы получилось новое слово: горсть - гость.

Краска, склон, полк, экран.

Задание 2:

Добавьте к каждому слову фонему, чтобы получилось новое слово: дар - удар.

Стол, роза, клад.

Задание 3:

Замените в словах одну гласную фонему, чтобы получилось новое слово: корж - морж.

Чайка, дочка, тоска, рамочка.





Учащиеся с помощью учителя письменно выполняют задания.

П: операции анализа, сравнения, классификации; умение обобщить, сделать выводы.

Р: оценивание своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск решения.

К: осуществление совместной деятельности.

Рефлексия

Слово учителя:

- Вспомним цели нашего урока?

- Достигли ли мы их?

Учитель предлагает учащимся оценить работу на уроке, продолжив фразы:

Сегодня я узнал…

Мне было сложно…

Мне на уроке понравилось…

Мне на уроке не понравилось…

Учащиеся оценивают работу на уроке.

Р: навыки оценки и самооценки.

Домашнее задание

Учитель озвучивает задание: «Стр. 123 упр. 263».

Учащиеся записывают задание.

Р: навыки планирования.

Литература:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс. - М.: Просвещение, 2015.

  2. Е.А.Евлампиева «Внеклассные мероприятия по русскому языку». Чебоксары, 1999 г.

  3. Журнал Русский язык и литература для школьников, 2002 г. Статья В. Капинос, Л. Пучковой, стр. 24-26.

  4. Внеклассные занятия по русскому языку и литературному чтению в 5-8 классах, стр. 4-16.



© 2010-2022