- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План-конспект урока по русскому языку на тему Фонетика - наука о звуках речи
План-конспект урока по русскому языку на тему Фонетика - наука о звуках речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тарасова С.Н. |
Дата | 27.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе с использованием системно-деятельностного подхода
Цель: познакомить учащихся с разделом «Фонетика»; закрепить умения
дифференцировать звуки и буквы.
Задачи:
-
Образовательные: закрепление в памяти учащихся сведений о фонетике и её единицах; дать представление о различии звука и буквы.
-
Коррекционные: развитие памяти, внимания, мышления; развитие у учащихся познавательного интереса и интеллектуальных способностей; развитие умений самостоятельной работы, расширение словарного запаса (фонетика, фонема).
-
Воспитательные: воспитание чувства уважения к языку; пробуждение
интереса к родному языку, грамотному обращению с языковым материалом; воспитание аккуратности в работе.
Планируемые образовательные результаты:
-
Предметные: знать предмет изучения фонетики; группы и подгруппы, на которые делятся звуки в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования.
-
Метапредметные: способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.
-
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Тип урока: урок систематизации ЗУН.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Мотивация к учебной деятельности учащихся.
-
Целеполагание.
-
Изучение нового материала.
-
Физкультминутка.
-
Закрепление нового материала.
-
Итог урока. Рефлексия.
-
Домашнее задание.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУУ: познавательные (П),
регулятивные (Р), коммуникативные (К),
личностные (Л)
Организационный момент
Учитель приветствует учащихся.
Учащиеся приветствуют учителя, демонстрируют готовность к занятию.
Л: положительное отношение к познавательной деятельности; желание приобрести новые знания, умения, навыки.
К: умение слушать и понимать других.
Мотивация к учебной деятельности
Слово учителя:
Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с высказывания Н.В. Гоголя о языке: «Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких…»
- Что такое эпиграф?
- Как вы понимаете смысл такого яркого высказывания Н.В. Гоголя о языке?
- О чём мы сегодня будем говорить?
- Какой раздел науки о языке занимается изучением звуков речи?
Словарная работа: фонетика.
- Сегодня на уроке мы окунёмся в мир звуков. Многообразный мир звуков окружает нас со всех сторон: шум листвы за окном, детский смех на площадке, рёв автомобилей, стук дождя и многое другое.
Учащиеся обращаются к толковому словарю, выясняют значение слова «эпиграф», высказывают своё мнение о смысле слов Н.В. Гоголя.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
П: извлечение нужной информации из диалога, систематизация собственных знаний.
Р: планирование действий.
К: осуществление совместной деятельности с учётом учебно-познавательной задачи, формулирование собственных мыслей, обоснование своей точки зрения.
Л: положительное отношение к учебно-познавательной деятельности.
Целеполагание
Слово учителя:
- Сформулируем цель нашего урока.
- Что мы должны уметь?
Учащиеся формулируют цель урока: «Познакомиться с разделом « Фонетика», научиться различать звуки и буквы.
П: извлечение необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизация собственных знаний.
Р: планирование необходимых действий.
К: умение владеть монологической и диалогической формами речи.
Л: осознание своих возможностей в учении.
Изучение нового материала
Слово учителя:
- Попробуем отгадать загадку: «Его не видно, в руки не взять, но зато слышно»?
- А сколько же звуков в природе? Десять? Сто? Тысяча? Можно ли подсчитать количество звуков?
- Обратимся к стихотворению:
Сколько на свете звуков?
Сколько звуков у речи?
Сколько в лесу - снежинок,
Сколько струек у речки.
Сколько в дожде - дождинок.
Сколько в песке - песчинок.
- Да, действительно, нас окружает огромное количество звуков, с которыми иногда случаются весьма курьёзные ситуации:
Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной!
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке!
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
- Что же получается в этом забавном стихотворении?
- Совершенно верно, меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители. Выдающийся лингвист Бодуэн де Куртенэ именовал их фонемами.
Словарная работа: фонема, лингвистика, лингвист.
Слово учителя:
- Как называется перечень букв, обозначающих звуки?
- Обратимся к детскому стихотворению Бориса Заходера:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Же -
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О -
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха - оседлали петуха.
Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я - все теперь мои друзья!
Пять сестрёнок опоздали -
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком,
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними незнаком.
- Вспомним, каких букв не хватаем, запишем алфавит - все 33 буквы.
- На какие две большие группы делятся буквы?
- А как поступить с ъ и ь? это гласные или согласные?
Учащиеся дают ответ: «Это звук».
Учащиеся рассуждают, приходят к выводу, что количество звуков подсчитать нельзя.
Учащиеся с помощью учителя приходят к выводу: меняем один звук, а получаем совсем другое слово.
Учащиеся отвечают: «Алфавит».
Учащиеся записывают в тетрадь алфавит.
Учащиеся: «Гласные и согласные».
Учащиеся совместно с учителем приходят к выводу, что Ъ и ь не относятся ни к гласным, ни к согласным, поскольку не обозначают отдельных звуков.
П: поиск и выделение необходимой информации; обобщение, умение делать выводы в результате совместной с учителем и одноклассниками работы.
Р: умение анализировать.
К: формулирование собственных мыслей, участие в диалоге.
Л: осознание своих возможностей в учебно-познавательной деятельности.
Физкультминутка
Слово учителя:
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
Учащиеся выполняют движения, описываемые в стихотворении.
Закрепление изученного материала
Слово учителя:
- Мы с вами открыли много новых теоретических знаний, пришло время применить их на практике.
Задание 1:
Из каждого слова извлеките по одной фонеме. Но сделать это необходимо так, чтобы получилось новое слово: горсть - гость.
Краска, склон, полк, экран.
Задание 2:
Добавьте к каждому слову фонему, чтобы получилось новое слово: дар - удар.
Стол, роза, клад.
Задание 3:
Замените в словах одну гласную фонему, чтобы получилось новое слово: корж - морж.
Чайка, дочка, тоска, рамочка.
Учащиеся с помощью учителя письменно выполняют задания.
П: операции анализа, сравнения, классификации; умение обобщить, сделать выводы.
Р: оценивание своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск решения.
К: осуществление совместной деятельности.
Рефлексия
Слово учителя:
- Вспомним цели нашего урока?
- Достигли ли мы их?
Учитель предлагает учащимся оценить работу на уроке, продолжив фразы:
Сегодня я узнал…
Мне было сложно…
Мне на уроке понравилось…
Мне на уроке не понравилось…
Учащиеся оценивают работу на уроке.
Р: навыки оценки и самооценки.
Домашнее задание
Учитель озвучивает задание: «Стр. 123 упр. 263».
Учащиеся записывают задание.
Р: навыки планирования.
Литература:
-
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс. - М.: Просвещение, 2015.
-
Е.А.Евлампиева «Внеклассные мероприятия по русскому языку». Чебоксары, 1999 г.
-
Журнал Русский язык и литература для школьников, 2002 г. Статья В. Капинос, Л. Пучковой, стр. 24-26.
-
Внеклассные занятия по русскому языку и литературному чтению в 5-8 классах, стр. 4-16.