- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сообщение по теме: «Развитие профессиональной самооценки учителя в конструировании продуктивной внутришкольной системы контроля по русскому языку и литературе»
Сообщение по теме: «Развитие профессиональной самооценки учителя в конструировании продуктивной внутришкольной системы контроля по русскому языку и литературе»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колбасина Е.В. |
Дата | 23.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа №4 х. Малоорловский Сообщение Тема: « Развитие профессиональной самооценки учителя в конструировании продуктивной внутришкольной системы контроля по русскому языку и литературе».
Материал подготовила: учитель русского языка и литературы Колбасина Е.В.
В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности обучения, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. Концепция развития Российского образования, переход на профильное обучение требует внедрения индивидуальных образовательных маршрутов, т.е. адаптации учебного процесса под каждого ученика независимо от его склонностей и способностей. Но, говоря о модернизации образования, нельзя забывать и об учителе как субъекте образовательного процесса. О том, что учитель как профессионал живет лишь до тех пор, пока учится сам, известно давно, но методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, т.е. способствующим его постоянному личностному развитию. Но как построить оптимальную систему общешкольной методической работы, способствующую развитию педагогов без их перегрузки, без принуждения и различных кризисов? В первую очередь, перевод методической системы школы в режим развития, диагностический подход к управлению методической работой, а главное, индивидуализированный, личностно-ориентированный подход к системе методической работы. Педколлектив представляет собой сложный, полиструктурный организм, поскольку его члены отличаются по возрасту, полу, уровню профессиональной подготовленности, уровню личностного развития. Дифференцированный подход находит свое воплощение в переходе от фронтальных к индивидуальным, групповым и коллективным формам работы с педагогами, в уровневой модели организации методической работы. Такая модель обычно включает в себя 5 уровней:
Разработка многоуровневой модели внутришкольной методической системы предполагает дифференциацию педколлектива по уровню творчества, педмастерства, помогает повысить у учителей психологическую, теоретическую и практическую готовность не только к эффективной реализации различных инновационных подходов к учащимся в процессе обучения, но и к конструированию и внедрению индивидуальных методических систем как высшему уровню профессионального развития. Высшим уровнем дифференциации педколлектива является реализация индивидуального подхода, в первую очередь, к системе внутришкольной методической работы, который заключается в построении индивидуальной траектории профессионально-личностного развития каждого педагога, т.е. индивидуализация тесно связана с личностно-ориентированным развивающим подходом. Сущность такого подхода состоит в создании условий для проявления, целостного развития и самореализации личности педагога. Личность же развивается только тогда, когда оказывается востребованной, т.о. главная задача личностно-ориентированного подхода - сделать педагога активным субъектом методического процесса. Этот субъект полноправно участвует в определении его целей, в конструировании содержания, в диалоге с руководителями, в результате актуализируются такие качества личности, как увлеченность, эмоциональность, отношение к себе и к коллегам и к учащимся как к уникальным личностям. Усиливается направленность педагога на самореализацию, удовлетворение потребности в самоутверждении, рефлексии, выработке собственной педагогической позиции. Важным условием роста педагогического мастерства является профессиональное самосознание учителя, которое включает в себя
Развитие профессионального самосознания происходит в процессе самоанализа деятельности, в процессе профессиональной самооценки. Исследования показывают, что современного педагога и руководителя, готового к совершенствованию и инновациям отличают такие профессиональные качества личности, как потребность в самоанализе собственной деятельности, способность к диалогу, стремление к овладению новыми методами диагностики и самодиагностики, способность к адекватной самооценке. Перевод методической работы в режим развития предполагает овладение методиками самоанализа, целеполагания, самоконтроля, самооценки, самокоррекции, т.е. методиками педагогической, методической диагностики. Содержание педагогической диагностики понимается как изучение и оценка, регулирование и коррекция методического и педагогического процессов на уровне личности ребенка и деятельности педагога. Изучение личности и деятельности педагога - необходимое условие повышения качества и эффективности, а также индивидуализации методической работы, а для этого необходимо изучение реальных возможностей каждого педагога. Диагностика позволяет определить затруднения и сильные стороны каждого учителя, наметить пути развития индивидуального стиля педагогической деятельности. Проведение диагностики и особенно самодиагностики педдеятельности направлено на овладение каждым учителем навыками самоанализа и самооценки. Это позволяет перевести работу с педагогическими кадрами в режиме активного саморегулирования и самокоррекции. Знать каждого и дойти до каждого - далеко не простые задачи, которые педдиагностика помогает методистам решать более успешно, облегчать организацию методической работы, повышает ее эффективность. В процессе организации диагностики важно соблюдать поэтапность, периодичность, так как необходимо изучение изменений, развития, а не только статичного состояния объекта диагностики (обязательно 3 среза: исходная диагностика, сравнительная диагностика и итоговая диагностика). Т.е. необходима системная диагностика или мониторинг. Пользуясь результатами, руководитель-методист должен помочь учителю определить перспективы, пути и способы профессионального развития педагога. Внутришкольный контроль также является одной из форм диагностики педдеятельности и осуществляется по следующему алгоритму:
Ф.И.О. Предмет Нагрузка Квалификационная категория 1.Выберите себе приемлемую форму контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, административный, индивидуальный) 1 четверть ______________________ 2 четверть_______________________ 3 четверть_______________________ 4 четверть_______________________ 2. Ваши трудности в педагогической деятельности? Чья помощь нужна? 3.Направление Вашей методработы 4. Где и когда будут подводиться ее итоги? 5. Отметьте темы, уроки, которые Вы хотели бы предложить на открытые занятия 6.Когда и для кого они будут проводиться? 7.План-график контроля Вашей работы Класс | Тема | Срок | Цель котроля | Кто контролирует |
|
|
|
|
|
8.Укажите уроки, которые Вы планируете посетить у коллег?
Учитель согласовывает карту с руководителем МО.
Руководитель МО собирает и систематизирует карты контроля учителей.
Завуч анализирует обобщенную информацию, совместно с руководителем МО составляет план контроля.
В организации работы четко разделены контроль и инспектирование: контроль понимается как оказание методической помощи, его объект - педагогическая деятельность, инспектирование - проверка, ее объект - результаты учебно-воспитательного процесса.
В результате всех диагностических процедур заполняется карта профессиональной деятельности педагога, где обязательно должна быть графа "самооценка" и поиск совместного решения проблем.
При такой организации работы обеспечивается взаимодействие внутришкольного контроля и методической работы, развивается самоуправление, создаются условия для непосредственного выхода на каждого учителя с целью его оптимального развития.