Урок русского языка для 6 класса Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных

Пояснительная записка и краткий самоанализ урока русского языка в 6 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных " Работа представлена по гуманитарному направлению. Используется: - Примерная программа А.Г.Аркадьева, Э.Д.Днепрова. Сборник нормативных документов. Примерные программы по русскому языку, -М.: Дрофа, 2008 год; - учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской. Русский язык 6 класс.- М.: Просвещение, 2010. Курс рассчитан на 6 часов в неделю. Это пятнадцатый урок по теме "Им...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ВМР "Куркинская средняя общеобразовательная школа"


Технологическая карта урока русского языка по теме

"Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных "

Исполнитель: Шибалова Евгения Александровна,

учитель русского языка и литературы.

2014 год



Предмет: Русский язык

Класс: 6

Базовый учебник: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. Русский язык 6 класс.- М.: Просвещение, 2010.

Тема урока: "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных "

Цель урока:

Обеспечение осознания и усвоения правила " Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных "

Задачи урока:

1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения:

- сформировать умение различать условия выбора одной и двух Н в суффиксах прилага­тельных;

- сформировать понимание значения прилагательных с суффиксами -ОНН-, -ЕНН-, -ИН-, -АН-, -ЯН-;

- начать формировать умение применять правило на практике, обнару­живать слова с орфограммой, опознавать структуру слова, графически обозначать орфо­грамму, безошибочно писать.

2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения:

продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать, выдвигать гипотезы, доказывать на примерах;

создать условия для развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД средствами парной, самостоятельной, фронтальной работы.

3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

- продолжить воспитывать бережное отношение к своему здоровью через работу с текстом.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Оборудование: карточка с домашним заданием (текст), карточки с прилагательными для наблюдения (6 штук), карточка с алгоритмом по правилу, зеленая и красная сигнальные карточки, учебник, тетрадь, сигнальная тетрадь, ноутбуки с подключением к Интернету, проектор.

Этап урока.

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.

1.







2.


3.

Мотивационный этап.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи на уроке друг другу.

Дома вам был предложен текст, с ним нужно было поработать (приложение 1). Докажите, что это текст. Определите тему, идею, стиль текста, тип текста.

А что полезнее: сходить на рыбалку или весь день играть на компьютере и почему?

Дома вы вставляли пропущенные буквы, расставляли недостающие запятые. Вызвало ли задание трудность? Во всех ли словах вы смогли вставить пропущенные буквы самостоятельно?

Проверим те слова, которые не вызвали у вас трудность. А слова с ошибкоопасным местом вы мне называйте при проверке, а я их вынесу на доску.

На доске (в ряд) появляются слова из текста с новой орфограммой на карточках:

тума..ое, петуши..ые, равни…ой, песча..ом,

серебря.. ой восторже…ый

Какая трудность в написании этих слов?

Где вы видите ошибкоопасное место?

В какой части слова?

Определение темы урока.

Скажите, стоит ли изучать новое правило? Какая тема урока?

Сегодня мы этим и займемся. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных».

Целеполагание.

Что значит изучить новое правило?

Итак, что на уроке нам необходимо сделать?

1.Создает доброжелательную атмосферу урока.

2. Организует групповое обсуждение домашней работы с целью анализа текста, с целью воспитания бережного отношения к своему здоровью.

3. С помощью системы вопросов определяются затруднения (ошибкоопасные места).


4. Организует работу через наблюдение с целью формулирования темы урока.



5. С помощью системы вопросов организует фронтальную работу с целью определения основных целей урока.

1. Включаются в деловой ритм урока.

2. Фронтальная работа, в результате которой происходит анализ текста, в ходе работы формируется бережное отношение к своему здоровью.

3. Один ученик говорит с места по своей тетради , одна тетрадь на проверке у учителя, остальные - самопроверка, результатом работы является нахождение орфограмм и пунктограмм.

4. С помощью системы вопросов по записанным на доске словам обучающиеся формулируют тему и цель урока.


5. Убеждаются в необходимости изучения правила.

6. С помощью системы вопросов формулируют задачи урока.

Личностные: Действия смыслообразования (уметь находить ответ на вопрос),

развитие здоровье сберегающей компетенции

Регулятивные: волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии; постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, определение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою точку зрения планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации из текста, анализ объектов с целью выделения признаков,

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

II.

1.

Операционально - деятельностный этап.

Поиск информации.

Предлагаю вам, сделать словообразовательный разбор слов, которые вызвали трудность в написании в домашней работе.


Задайте вопросы тем, кто отвечает у доски (по словообразовательному разбору).


Что общего во всех этих прилагательных?

Сегодня на уроке нас интересуют именно такие прилагательные.

С помощью каких суффиксов они образованы?

Какое значение у этих суффиксов?

Отчего зависит написание Н и НН у прилагательных?

В каких суффиксах пишется Н, а в каких НН?

Определите суффиксы у прилагательных из домашнего задания.

Иди, вставь буквы в суффиксы прилагательных на доске.

Как вы думаете, а все ли слова подчиняются этому правилу?

Отгадайте загадку:

Поля стеклянные,

Межи деревянные,

Ручки оловянные. (оконная рама)

Какие прилагательные здесь встретились? Это слова - исключения.

Прочитайте правило в учебнике.

Все ли правильно вы сделали? Обозначьте графически орфограмму.

Откройте сигнальную тетрадь.

Вам предлагается алгоритм определения Н и НН в суффиксах прилагательных (карточка). Вклейте карточку в Сигнальную тетрадь. Кому сложно пока, кто не запомнил суффиксы, пользуйтесь.

Физминутка для глаз


1. Организует работу у доски и в тетрадях с целью наблюдения за образованием имен прилагательных от существительных с помощью суффиксов.



2. Организует работу с целью проверки словообразовательного разбора.


3. Организует наблюдение через фронтальную работу.


4. Организует работу у доски одного человека с целью вставить буквы в слова.

5. Учитель подтверждает ответы детей и говорит, что слова оловянный, деревянный, стеклянный - слова исключения.


6. Организует работу с целью чтения правила в учебнике.

7. Учитель предлагает поместить карточку в Сигнальную тетрадь.

1. Все дети работают в тетрадях, а 6 человек одновременно на доске (по количеству слов) с целью наблюдения за образованием имен прилагательных от существительных с помощью суффиксов.

У детей на доске:

Тума…ое туман

Петуши…ые петух

Равни…ой равнина

Песча…ом песок

Серебря…ой серебро

Восторже…ый восторг

2. Дети проверяют записи на доске, результатом работы является правильный словообразовательный разбор слов и выход на суффиксы прилагательных и их значение.

3. Дети наблюдают, выдвигают предположения, делают выводы, что написание Н и НН у прилагательных зависит от суффикса.

4. Индивидуальная работа у доски, результат которой правильное написание Н и НН в суффиксах прилагательных.

5. Дети отгадывают загадку, называют прилагательные, анализируют их.


6. Дети читают правило, анализируют свою работу, обозначают графически орфограмму.

7. Индивидуальная работа детей.

Личностные: действия смыслообразования, ориентация в межличностных отношениях.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий, внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками, определение способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске информации, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, принятие решения и его реализация.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации

2.

Первичное применение правила на практике.

Составьте словосочетание, объясните орфограмму, задания предлагаю на карточках. (Приложение 3).

Соблюдайте правила работы в паре. Советуйтесь в паре.

Обратите внимание на посадку.

Проверим работу в парах на местах и у доски.


Оцените свою работу в паре по критерию "правильное составление словосочетания, правильное применение правила, правильное обозначение орфограммы".




1. Организует работу в парах с целью первичного применения правила.

2. Организует работу с целью коррекции знаний учащихся.


3. Организует оценивание в паре с целью выявления трудностей по составлению словосочетаний, по применению правила, по обозначению орфограммы обучающимися.

1. Работа в паре (1 пара "сильных" обучающихся у доски), результатом которой является формирование умения применять правило на практике.

2. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля, результатом которого является коррекция умения применять правило на практике. Дети сверяют свою работу с эталоном у доски.

3. Оценивают работу в паре по критерию " правильное составление словосочетания, правильное применение правила, правильное обозначение орфограммы".

Личностные: осуществление самоконтроля.

Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения с эталоном, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, способность к волевому усилию и преодолению препятствий.

Коммуникативные: умение грамотно и последовательно выражать свои мысли, находиться в ситуации сотрудничества;

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в парах.

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности, построение логической цепи рассуждений.

3.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.

Игра "Верно - не верно"

Я произношу предложение. Если оно верно - зеленая карточка. Если не верно - красная. Кому сложно, можно пользоваться алгоритмом в сигнальной тетради.

1. Нам не важно знать от какой части речи образовано прилагательное.

2. В прилагательных, образованных с помощью суффиксов -онн-, -енн-, пишется НН.

3. В суффиксе - ян всегда пишется Н.

4. В кратких прилагательных всегда пишется Н.

5. В суффиксе - ин всегда пишется Н.

6. В слове старинный пишется Н, потому что прилагательное образовано с помощью суффикса -ин.

7. Слова зеленый, синий, юный, румяный, свиной пишутся с Н.

1. Организует работу с сигнальными карточками на местах с целью обобщения усвоенного.


2. Организует работу с целью вызвать интерес по изучению правила на следующем уроке (последнее предложение - задел на следующий урок - должен вызвать дискуссию).


1. Индивидуальная работа с карточками: дети поднимают карточку нужного цвета, результат работы - обобщение усвоенного, коррекция ошибок.


2. Дети доказывают свою точку зрения.

Личностные: осуществление самоконтроля.

Регулятивные: оценивать результат учебной деятельности. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, принятие решения и его реализация.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

4.

Контроль над процессом и результатом учебной деятельности

Для контроля поработайте

в Интернете с тестом на сайте saharina.ru раздел "Интерактивные задания", "Тесты для 6 класса 1 вариант". Оценивается в онлайне.

1. Организует индивидуальную работу в Интернете с целью самоконтроля.

1. Индивидуальная работа в Интернете с тестом на сайте saharina.ru раздел "Интерактивные задания", "Тесты для 6 класса 1 вариант".

Личностные: осуществление самоконтроля.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, способность к волевому усилию и преодолению препятствий.

Познавательные: умение структурировать знания, самостоятельное применение знаний к новой ситуации.

III.

Рефлексивно - оценочный этап.

Рефлексия

Встанем в круг.

Возьмемся за руки.

Выскажите свое мнение по новому материалу: нужен ли он, как вы его усвоили, будем ли продолжать работать над этой темой.

Оценивание

Я поставлю отметки сегодня по желанию. Кто согласен с моей отметкой и хочет, чтобы она стояла в журнале?

Домашнее задание.

Упр.316 (п), правило в учебнике выучить. По желанию- на сайте saharina.ru раздел "Интерактивные задания", "Тесты для 6 класса 2 вариант".

1. С помощью системы вопросов организует рефлексию.


2. Учитель оценивает работу на уроке с учетом работы самостоятельно в Интернете.

3. Предлагает домашнее задание с целью формирования умения применять правило.

1. Осуществляют анализ результатов деятельности на уроке, соотносят цели и результаты урока.

2. Дети принимают участие в обсуждении отметок. Словесно оценивают себя, друг друга.

3. Производят выбор домашнего задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.

Личностные: действия нравственно-этического оценивания, аргументировано оценивать свои действия и действия своих одноклассников, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, уважительное отношение друг к другу.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, способность к волевому усилию и преодолению препятствий.

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, постановка и решение проблем.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тексты для домашнего задания (предварительного к уроку).

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие запятые.

Было раннее тума…ое утро. Над д..ревней ра..давались петуши…е крики. Мы, восторже…ые, отправились (на)рыбалку. Д..рога шла равни…ой мес…ностью. Мы ра..пол..жились на песча..ом берегу (не)большого озера.

Со..нце взошло и на р..стениях забл..стела роса. Ее капельки переливались, как бусинки. Ле..кий ветерок к..снулся серебря…ой глади озера. В пр…брежных кустах завозились утки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карточки для наблюдения:

тума….ое

петуш….ые

равни….ой

песч….ом

серебр….ой

восторж….ые

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Задания для работы в парах

Пальто из кожи, платье из полотна, кофта из шерсти, островок из песка, фартук из льна, хлеб из ржи, ограда из камня, краска на масле, чашка из глины, склад для дров.


© 2010-2022