Урок литературы по теме Сатира в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина Господа Головлёвы (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературе в 10 классе

Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина в романе «Господа Головлёвы»

Учитель: Подольская Т.В.

Цель: обобщить знания учащихся по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»; развитие навыков анализа, сравнения у учащихся; развитие связной устной и письменной речи; воспитание неприятия к равнодушию, презрению, отчуждению между членами семьи (на примере семьи Головлевых).

Ход урока

Ты рожден человеком, но человеком надо стать!

(А.Сухомлинский)

I. Знакомство учащихся с целями и задачами урока.

Вступительное слово учителя.

На прошлом занятии мы рассматривали образы главных героев романа «Господа Головлёвы» М.Е. Салтыкова-Щедрина. На сегодняшнем занятии мы поговорим об идее произведения, о том, что хотел донести до нас писатель, что он предаёт осмеянию, над чем заставляет задуматься. А также рассмотрим, с помощью какого литературного приёма Салтыков-Щедрин показывает весь ужас и трагизм событий, представленных в произведении.

II. Проверочная работа

1) Угадай семью, свой ответ запиши в тетради.

- Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а выдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться-то нельзя; гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех, да и только! Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего. (Семья Кабановых А.Н. Островский «Гроза»).

- Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут.

Наконец удалось ей поднять его на ноги; она умывает его, причесывает головку и ведет к матери.

Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, спросила, не болит ли что-нибудь, расспросила няньку, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару? Потом взяла его за руку и подвела его к образу. (И.А. Гончаров «Обломов»)

- Арина Власьевна была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света; верила, что если в светлое воскресение на всенощной не погаснут свечи, то гречиха хорошо уродится, и что гриб больше не растет, если его человеческий глаз увидит; верила, что черт любит быть там, где вода, и что у каждого жида на груди кровавое пятнышко; боялась мышей, ужей, лягушек, воробьев, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей и черных кошек и почитала сверчков и собак нечистыми животными; не ела ни телятины, ни голубей, ни раков, ни сыру, ни спаржи, ни земляных груш, ни зайца, ни арбузов, потому что взрезанный арбуз напоминает голову Иоанна Предтечи; а об устрицах говорила не иначе, как с содроганием; любила покушать -- и строго постилась; спала десять часов в сутки -- и не ложилась вовсе, если у Василия Ивановича заболевала голова; не прочла ни одной книги, кроме "Алексиса, или Хижины в лесу", писала одно, много два письма в год, а в хозяйстве, сушенье и варенье знала толк, хотя своими руками ни до чего не прикасалась и вообще неохотно двигалась с места. Арина Власьевна была очень добра и, по-своему, вовсе не глупа. (И.С. Тургенев «Отцы и дети»).

- Держит она себя грозно; единолично и бесконтрольно управляет обширным имением, живет уединенно, расчетливо, почти скупо, с соседями дружбы не водит, местным властям доброхотствует, а от детей требует, чтоб они были в таком у нее послушании, чтобы при каждом поступке спрашивали себя: что-то об этом маменька скажет? Вообще имеет характер самостоятельный, непреклонный и отчасти строптивый, чему, впрочем, немало способствует и то, что во всем семействе нет ни одного человека, со стороны которого она могла бы встретить себе противодействие. Муж у нее - человек легкомысленный и пьяненький (Арина Петровна охотно говорит об себе, что она - ни вдова, ни мужняя жена); дети частью служат в Петербурге, частью - пошли в отца и, в качестве «постылых», не допускаются ни до каких семейных дел. (М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»).

III. Работа по теме урока

1. Составить схему «Семья Головлевых» (родители, дети, внуки, у доски)

Расскажите историю членов семьи Головлевых (родители, дети, внуки).

Арина Петровна и Владимир Михайлыч: Степан, Анна, Порфирий, Павел.

Анна: Любинька и Аннинька, Порфирий: Володенька и Петенька и незаконнорожденный сын от Евпраксеюшки Володька.

2. Беседа по вопросам

Слово учителя

- К какому литературному направлению относится данное произведение? Почему? (реализм)

С неумолимой правдивостью рисует Щедрин картину разрушения дворянской семьи, отражающую упадок, разложение, остро, резко критикуется паразитический класс дворян. Сатира - произведение, осмеивающее пороки людей и общества.

- Кто выступает представителем данного класса? (Арина Петровна). Записываем характеристику персонажа.

Арина Петровна общепризнанная глава семейства, это её стараниями увеличивалось имение Головлёвых; натура властная, целеустремлённая, она зорко следит за всем, что происходит в соседних поместьях, какие имения идут с аукциона, и как снег на голову является на аукционы. Она всё делает для укрепления своего состояния и при этом слово "семья" не сходит у неё с языка.

Даже собственные дети для нее - "лишние рты", которых нужно кормить, на которых нужно тратить часть состояния. Изумляют спокойствие и безжалостность, с которыми Арина Петровна наблюдает, как разоряются и умирают в нищете ее дети. И только в конце жизни перед ней встал горький вопрос: "И для кого я припасала! Ночей недосыпала, куска недоедала... Для кого?" Деспотическая власть Арины Петровны, материальная зависимость детей от произвола маменьки воспитывали в них лживость и угодничество.

- Кто обладает этими качествами в романе?

Записываем характеристику персонажа.

Этими качествами особенно отличался Порфирий Головлев, получивший от других членов семьи прозвища "Иудушка" и "кровопийца". Иудушка с детских лет сумел опутать "доброго друга маменьку" паутиной лжи, подхалимства и еще при ее жизни завладел всем богатством.
Братья Степан и Павел дают Порфирию очень меткие прозвища: «Иудушка», «кровопивец». Уменьшительная форма от имени библейского героя Иуды представляет нам Порфирия Владимировича мерзким, подлым предателем, наушником, способным «продать» кого угодно ради поощрения, ради собственной выгоды. Прозвище «кровопивец» напоминает нам паука, сосущего свою жертву. Иудушка - пустослов, но он «зудил, надоедал, тиранил» своими речами окружающих, плел из своих слов своеобразную паутину вокруг человека, как бы набрасывал на него таким образом петлю и душил. По определению Салтыкова-Щедрина Иудушка не просто говорил, а источал «массы словесного гноя».

3. Слово учителя

История семейства Головлевых свидетельствовала об исторической закономерности вырождения дворянства. С помощью какого литературного приёма Салтыков-Щедрин показывает нам вымирание данного класса, семьи Головлёвых?

Запись определения

Сатира - произведение, осмеивающее пороки людей и общества.

IV. Обобщение

Можно дать много объяснений причинам головлёвского вымирания:

-тусклая атмосфера жизни,

-полнейшая бездуховность,

- пустословие,

-бузудержная погоня за капиталом,

- но самый главный беспощадный диагноз этой болезни - непригодность к какому-либо делу, труду, их губит отсутствие привычки жить своим трудом. Вспомним и сравним сказки Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил» (история о том, как, оказавшись на необитаемом острове, два генерала впали в полное отчаяние, так как кроме слов « Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности» ничего не знали и не умели, в частности, что некоторая человеческая пища летает, плавает, что прежде, чем скушать, нужно поймать, убить, ощипать, изжарить и т.д. Головлёвских господ губит сам склад жизни с его праздностью, сытым бездельем, паразитизмом, стремлением к собственности.

Это тот сатирический роман, в котором с наибольшей силой воплощена тема социального паразитизма, омертвения жизни.

- Но очень неоднозначно завершение романа.

Праздность, неумение трудиться губит и молодое поколение внучек и внуков Арины Петровны: Любиньки и Анниньки.

- Автор стремится показать запоздалое прозрение, наступающее у Арины Петровны, за её ханжество,

2) Работа с текстом, гл. «По-родственному»

Зачитываем отрывок

«…наконец она села и заплакала. Слёзы так и лились из потухших глаз по старческим засохшим щекам, задерживаясь в углублении морщин и капая на замасленный ворот старой ситцевой блузы». Она только сейчас осознала, что означал взгляд Иудушки «будто петлю накидывает», и он действительно накидывает её на всех представителей рода Головлёвых. Слишком поздно убедилась Арина Петровна в жестокости любимого Порфиши.

- Запоздалая совесть вернулась и к Порфирию Владимировичу, и автор доказывает это своим отношением к герою. Ближе к концу романа он практически не называет его Иудушкой. Герой искренне понимает, что со смертью матери у него обрывается последняя нить, связывающая его с внешним миром. Перед его глазами проходят все умершие родственники, и человеческие чувства проявляются к последнему существу из рода Головлёвых - Анниньке.

3) Работа с текстом глава «Расчёт»

Зачитываем отрывок

«Надо меня простить! за всех… И за себя… за тех, которых нет!»

4) Составление схемы

В романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» изображена «семья, которой нет». Жизнь обитателей головлевского имения бесплодна и протекает по одной и той же схеме. Продумайте эту схему и изобразите ее.

Рождение ----- воспитание ------ уход из дома в окружающий мир------- растрата способностей, денег ------ возвращение в Головлево ------ запой --------- исчезновение в небытии

5) Слово учителя

Эти проблемы вечны, чем больше человек забывает истинные ценности жизни: добро, любовь, взаимовыручку, честный труд - тем безвозвратнее дальше уходит от него совесть, тем страшнее расплата за прошлое. Образ Иудушки Головлева имел более широкое значение. Это символ всякой эксплуатации и угнетения, человеконенавистничества, пустословия и лжи. Эти черты характера встречаются и в современных людях. Поэтому роман имеет большое поучительное значение.

Кольцевая композиция романа завершается тем, что за головлёвским имением зорко следила Надежда Ивановна Галкина, дочь тётеньки Варвары Михайловны, и автор с болью в душе говорит об этом, так как мы можем предположить, что страсть накопительства погубит и следующих героев.

V. Домашнее задание


© 2010-2022