Рабочая программа по литературе (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Краевое государственное казённое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа

«Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа»

г. Камень - на - Оби

Алтайского края

«Согласовано»

Заместитель директора КГКСУВУЗТ «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа» _____________ Назарова Л.А.

28.08.2015 г.

«Утверждено»

Директор КГКСУВУЗТ «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа»________________В.В.Брага

Приказ от 01.09.2015 №89




Рабочая программа по учебному предмету

«Литература»

для 7 класса (основного общего образования, базовый уровень)


Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной (-М: Просвещение, 2009)

Срок реализации: 2015 - 2016 учебный год

Составитель: Назарова Л.А.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Рассмотрено на заседании педагогического совета школы

протокол от 31.08.2015 № 9

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 общеобразовательного класса краевого государственного казённого специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа» создана на основе следующих документов:

  • примерной программы основного общего образования по литературе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждена Приказом МО РФ от 05.03.2004 №1089);

  • авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной (- М: Просвещение, 2009).

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту стандарта основного общего образования, учебному плану КГКСУВУЗТ «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа», рассчитанному на шестидневную рабочую неделю и разработанному на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ 2004 года, Уставу образовательного учреждения с учетом требований, установленных СанПиНами 2.4.2.2821-10

Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:


  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста ,образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств. потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи обучающихся;

  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания: грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний

Задачи:

  1. формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы;

  2. обогащение духовного мира обучающихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

  3. формирование умений сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи;

  4. развитие и совершенствование устной и письменной речи обучающихся.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой культуроведческой компетенций.

Обучение ведется по следующему УМК: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина. - М.: Просвещение, 2011.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе 2 часа, но 1 час добавлен для успешного усвоения программного материала из компонента образовательного учреждения. На изучение литературы в 7 классе отводится 102 часа в год (по 3 ч. в неделю в течение 34 учебных недель).

Срок реализации рабочей программы - 1 год.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса

Семиклассники должны осмыслить некоторые особенности художественных произведений, проникнув в тайны творческой лаборатории Пушкина и Лермонтова, Толстого и Тургенева, Бунина и Чехова. Учитель поможет обучающимся отметить сходство и различие процесса создания шедевра (Толстой, например, при доработке корректуры постоянно уточнял, добавлял, а Чехов, напротив, отсекал, сокращал даже самый короткий текст). Обучающиеся должны заглянуть в лабораторию великих мастеров слова с помощью воспоминаний современников. Эти знания помогут ребятам глубже постигнуть творческую манеру писателя, художественные особенности изучаемого литературного произведения. Семиклассники должны знать, как строится рассказ о писателе (начало, ход сообщения, концовка, цитирование произведений писателя, его высказываний, воспоминаний современников), а также рассмотреть на занятиях варианты рассказов, сообщений о писателе.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих

обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из

литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Преобладающие виды работы:

Устно:

  • правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;

  • устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый (или краткий);

  • различные виды собственных рассказов;

  • развернутый ответ на вопрос, рассказ о литератур­ном герое, характеристика героя или героев;

  • отзыв на самостоятельно прочитанное произведе­ние;

  • подго­товка сообщений на литера­турную тему; диалога литературных героев (воображае­мых, на основе прочитанного).

  • свободное владение монологической и диалогиче­ской речью в объеме изучаемых произве­дений;

  • использование словарей (орфографических, орфо­эпических, литературных, энциклопедических, мифоло­гических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно:

  • письменные ответы на вопросы; развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением;

  • создание рассказа-характеристики одного из героев или двух ге­роев (сравнительная характеристика).

  • создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу..

  • создание оригинального произведения (стихотворения, баллады, сказки, былины);

  • свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 7 классе.

Критерии оценивания достижений обучающихся:

Оценка сочинений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Ставится за сочинение: глубоко и аргументированно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующие об отличном знании текста произведения и др. материалов, необходимых для раскрытия, умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускае Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочета.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Ставится за сочинение: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материла; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные), а также 4 грамматических ошибки.

«2»

Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, не опирающихся на текст, характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями, отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1»

Ставится за сочинение: совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большое число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.



Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 75 - 89 %;

«3» - 50 - 74 %;

«2»- менее 50 %.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1. знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

2. умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

3. понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания изученного произведения;

4. знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

5. речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В связи с этим:

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно- художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

Перечень учебно-методического обеспечения

Программа

Базовый учебник

Методическое обеспечение

Учебные пособия

Программа

общеобразовательных

учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень)

под редакцией В.Я.Коровиной

Допущено

Министерством образования и науки РФ, 11 издание,

2009

Литература.

7 класс.

Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др.

- М.: Просвещение, 2011.

1) Золотарёва И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе к учебникам-хрестоматиям В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой. 7 класс. - М.: «ВАКО», 2008.

2) Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование по литературе. 7 класс: К учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс»: Метод. пособие. / Н.А. Миронова.

- М.: Издательство «Экзамен», 2007.

3) Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.В. Беляева. - М.: Просвещение, 2010.

1) Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по лит.: 7 кл. - М.: Просвещение, 2005.

2) Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 кл.» - М.: Аудио-школа, Просвещение, 2008.

Содержание курса литературы в 7 классе

п/п

Разделы

Всего часов

Их них:

Практ.

занятия

Вн. чт.

Р.р.

Контр.

I

Введение

1

1

II

Устное народное творчество

6

4

2

III

Из древнерусской литературы

5

4

1

IV

Из русской литературы XVIII века

3

3

V

Из русской литературы XIX века

44

31

5

6

2

VI

Из русской литературы XX века

34

20

11

2

1

VII

Зарубежная литература

9

6

2

1

102

69

20

9

4

Изменений в авторскую программу не внесено.

Произведения для заучивания наизусть

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

А.С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива…». Ангел (по выбору учащихся).

Н.В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И.С. Тургенев. Русский язык.

Н.А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

В.А. Жуковский. Приход весны. А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…» или Благовест. И.А. Бунин. Родина (на выбор).

В.В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», Е.М. Винокуров. Москвичи.).

С.А. Есенин. «Топи да болота…». Н.А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой…». Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина…» (на выбор).

А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…».

Произведения для самостоятельного чтения

Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семёна.

Из русской литературы XVIII века

А.П. Сумароков. Эпиграмма.

В.В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.

Из русской литературы XIX века

И.А. Крылов. Басни (на выбор).

А.Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя…».

В.А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.

Ф.Н. Глинка. К почтовому колокольчику.

К.Ф. Рылеев. Пётр Великий в Острогожске.

А.С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь.

Н.М. Языков. Пловец.

М.Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А.И. Одоевского.

Н.А. Некрасов. Саша.

И.С. Тургенев. Бурмистр.

Ф.И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами…».

А.А. Фет. «Уснуло озеро…». Буря. «Я пришёл к тебе с приветом…».

А.Н. Майков. Гроза.

Я.П. Полонский. Дорога.

Л.Н. Толстой. Детство.

А.П. Чехов. Размазня.

Из русской литературы XX века

И.А. Бунин. Лапти.

А.И. Куприн. Изумруд.

В.Я. Брюсов. Нить Ариадны.

А.А. Блок. «Ветер принёс издалёка…». «Девушка пела в церковном хоре…». «Там, в ночной завывающей стуже…».

С.А. Есенин. 3-4 стихотворения на выбор.

А.А. Ахматова. «Я научилась просто. Мудро жить…».

О.Э. Мандельштам. «Только детские книги читать…». Раковина. Домби и сын.

А.Т. Аверченко. Вечером.

Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат.

Дон-Аминадо. Четыре времени года.

Н.С. Гумилёв. Леопард.

М.А. Осоргин. Земля.

М.И. Цветаева. Стихи о Москве.

Н.А. Заболоцкий. Некрасивая девочка.

Я.В. Смеляков. «Если я заболею…». Хорошая девочка Лида.

В.П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.

В.М. Шукшин. Критики.

А.В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).

Е.а. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку…». «Со мною вот что происходит…».

Р.И. Фраерман. Дикая собака Динго, или повесть о первой любви.

В.С. Высоцкий. Песня о друге.

А.Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.

Из зарубежной литературы

Японские трёхстишия (хокку, или хайку).

Г.У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате.

Э. По. Лягушонок.

В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год.

Дж. Лондон. На берегах Сакраменто.

Р. Брэдбери. Всё лето в один день.







Тематический поурочный план

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Виды деятельности

Планируемые результаты

Ведущие формы, методы и средства обучения

I

Введение

1 ч.

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся

Беседа. Тестирование

Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника - хрестоматии, взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.

Изучение нового материала.

II

Устное народное творчество

6 ч.

2

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

Рассказ учителя. Беседа

Познакомиться с поэтической автобиографией народа, народной мудростью. Узнать значение терминов: «устное народное творчество», «предания», «афористические жанры фольклора», «героический эпос».

Изучение нового материала.

3

Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели.

Рассказ учителя. Беседа

Изучение нового материала.

4

«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

Рассказ учителя. Беседа

Совершенствование знаний.

5


Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах.

Урок внеклассного чтения

Практикум.

6

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. «Калевала» - карело - финский мифологический эпос

Урок внеклассного чтения

Практикум.

7

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

Рассказ учителя. Беседа

Изучение нового материала.

III

Из древнерусской литературы

5 ч.

8

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси.

Рассказ учителя. Беседа

Познакомиться с жанром «Поучение». Понять и осмыслить нравственные заветы Древней Руси. Уметь находить приёмы изображения человека в произведениях древнерусской литературы, определять тему и основную мысль. Совершенствовать навык работы со словарём литературоведческих терминов

Изучение нового материала.

9

Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге

Рассказ учителя. Беседа

Совершенствование знаний.

10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу

Комбинированный; практикум.

11

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

Беседа. Обучение устному пересказу

Обобщение и систематизация.

12

Подготовка к письменной работе на одну из тем:

1.Народная мудрость в произведениях устного народного творчества. 2.Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора.

3.Что воспевает народ в героическом эпосе?

4.Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

5.В чём значение древнерусской литературы для современного читателя?

Урок развития речи

Контроль

IV

Из русской литературы XVIII века

3 ч.

13

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Обучение устному рассказу. «К статуе Петра Великого».

Рассказ учителя. Практикум

Познакомиться с особенностями жанра оды, тематикой и идейным содержанием, героями. Совершенствовать навык составления характеристики героев с подбором цитат из текста. Уметь выразительно читать оды. Получить начальный навык анализа эпизода.

Изучение нового материала.

14

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Обучение выразительному чтению

Рассказ учителя. Беседа

Совершенствование знаний; практикум.

15

Г.Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

Рассказ учителя. Беседа

Изучение нового материала.

V

Из русской литературы XIX века

44 ч.

16

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению

Рассказ учителя. Беседа

Развитие умения отбирать материал для сообщения о писателе или поэте с использованием Интернета и справочной литературы. Отработка умения строить диалог по заданной теме, определять тему и идею произведения, подбирать цитаты из текста, анализировать эпизод. Познакомиться с терминами: «Баллада», «Повесть», «Фольклоризм литературы», «Роды литературы. Эпос», «Стихотворения в прозе», «Поэма», «Историческая баллада», «Гротеск», «Автобиографическое произведение», «Герой-повествователь», «Лирический герой». Развитие представлений о сатире и юморе как формах комического.

Изучение нового материала.

17

А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы

Рассказ учителя. Беседа

Совершенствование знаний; практикум.

18

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Беседа.

Изучение нового материала. Практикум

19

Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка

Беседа. Практикум

Совершенствование знаний; практикум.

20


А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

Беседа. Практикум

Обобщение и систематизация.

21

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина»

Урок развития речи

Контроль

22

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести

Беседа

Изучение нового материала.

23

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести

Практикум

Практикум.

24

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы

Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу

Изучение нового материала.

25


Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

Беседа. Практикум

Совершенствование знаний

26

Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича…». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора

Беседа. Рассказ учителя

Обобщение и систематизация

27

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения.

Практикум

Совершенствование знаний

28

«Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению

Практикум

Совершенствование знаний

29

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (тестирование)

Урок контроля

Контроль

30

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей - запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

Рассказ учителя. Беседа

Изучение нового материала

31

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

Обучение устному рассказу

Практикум

32

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое

Обучение устному рассказу

Совершенствование знаний

33-34

Р.р. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба», «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)»

Уроки развития речи

Контроль

35



И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

Рассказ учителя. Беседа

Изучение нового материла

36

Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа.

Рассказ учителя. Беседа

Совершенствование знаний

37


И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра.

Рассказ учителя. Беседа

Изучение нового материала

38

Р.р. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе.

Урок развития речи

Контроль

39


Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению.

Рассказ учителя. Беседа.

Изучение нового материала

40

Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

Практикум

Совершенствование знаний

41

Вн.чт. Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению.

Урок внеклассного чтения

Обобщение и систематизация

42

Вн. чт. А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья

Урок внеклассного чтения

Обобщение и систематизация

43



М.Е. Салтыков-Шедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика.

Рассказ учителя. Беседа

Изучение нового материала

44

Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности

Беседа. Рассказ учителя

Совершенствование знаний

45

Вн. чт. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

Урок внеклассного чтения

Обобщение и систематизация

46

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина»

Урок развития речи

Контроль

47

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина»

Урок контроля

Контроль

48

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

Рассказ учителя. Беседа

Изучение нового материала

49

Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Беседа. Рассказ учителя

Совершенствование знаний

50

Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

Беседа. Обучение устному рассказу

Обобщение и систематизация

51

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы

Рассказ учителя. Беседа

Изучение нового материала

52

Вн. чт. И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина - прозаика и поэта.

Урок внеклассного чтения

Совершенствование знаний

53

Р.р. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина»

Урок развития речи

Контроль

54

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа

Рассказ учителя. Беседа

Изучение нового материала

55

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире

Практикум

Совершенствование знаний

56

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник»

Беседа

Изучение нового материала

57

Вн. чт. Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

Урок внеклассного чтения

Обобщение и систематизация

58


Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский. «Приход весны». А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А. Бунин. «Родина».

Практикум

Изучение нового материала

59

Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века

Практикум

Совершенствование знаний

VI

Из русской литературы XX века

34 ч.

60

М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

Рассказ учителя. Беседа

Умение осмыслить позицию автора. Написание сочинений «Сравнительная характеристика героев», «Анализ эпизода», «Анализ лирического произведения». Знакомство с жанром публицистики. Отработка умения выделять изобразительные средства в произведении, анализировать прочитанное.

Изучение нового материала

61

Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров

Рассказ учителя. Беседа

Совершенствование знаний

62


«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.

Беседа

Совершенствование знаний

63

Понятие о теме и идее произведения

Беседа. Рассказ учителя

Совершенствование знаний

64

Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя

Практикум

Совершенствование знаний

65

Вн. чт. «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Урок внеклассного чтения

Обобщение и систематизация

66



В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин.

Рассказ учителя. Беседа

Изучение нового материала

67

Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы. Обучение выразительному чтению.

Беседа. Рассказ учителя

Совершенствование знаний

68

Вн. чт. В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

Урок внеклассного чтения

Практикум

69

Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

Рассказ учителя. Беседа

Изучение нового материала

70

Гуманистический пафос произведения.

Беседа. Рассказ учителя

Совершенствование знаний

71

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей.

Рассказ учителя. Беседа

Изучение нового материала

72

Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку

Беседа. Рассказ учителя

Практикум

73

Вн. чт. А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности.

Урок внеклассного чтения

Изучение нового материала

74

Вн. чт. Своеобразие языка прозы А.П. Платонова

Урок внеклассного чтения

Совершенствование знаний

75

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века)

Урок развития речи

Контроль

76

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

Рассказ учителя. Практикум

Изучение нового материала

77

Способы создания поэтических образов

Практикум

Совершенствование знаний

78

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

Урок контроля

Контроль

79

Вн. чт. Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики.

Урок внеклассного чтения

Практикум

80

Вн. чт. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К.Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н.Тихонова и др.

Урок внеклассного чтения

Совершенствование знаний

81


Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

Рассказ учителя. Беседа

Изучение нового материала

82

Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади»

Беседа. Рассказ учителя

Совершенствование знаний

83

Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения

Рассказ учителя. Беседа. Практикум

Изучение нового материала

84

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению

Урок развития речи

Контроль

85

Вн. чт. Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

Урок внеклассного чтения

Изучение нового материала

86

Вн. чт. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

Урок внеклассного чтения

Совершенствование знаний

87

Вн. чт. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами

Урок внеклассного чтения

Изучение нового материала

88

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского.

Рассказ учителя. Беседа

Изучение нового материала

89

Развитие понятия о лирическом герое

Беседа. Рассказ учителя

Совершенствование знаний

90

Вн. чт. Д.С. Лихачёв. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанры литературы

Урок внеклассного чтения

Изучение нового материала

91

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

Рассказ учителя. Беседа

Изучение нового материала

92

Вн. чт. Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И.Гофф. «Русское поле»; Б. Ш.Окуджава. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности

Урок внеклассного чтения

Изучение нового материала

93

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта

Рассказ учителя. Беседа

Изучение нового материала

VII

Зарубежная литература

9 ч.

94

Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса.

Рассказ учителя. Беседа

Знакомство с особенностями жанра хокку, развитие представления об особенностях рождественского рассказа, о традициях, культуре других народов.

Изучение нового материала

95

Дж.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению.

Рассказ учителя. Практикум

Изучение нового материала

96

Японские хокку (хайку). Особенности жанра

Практикум

Изучение нового материала

97

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей.

Семинар

Совершенствование знаний

98

О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

Семинар

Изучение нового материала

99

Вн. чт. Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе.

Урок внеклассного чтения

Совершенствование знаний

100

Вн. чт. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о победе добра

Урок внеклассного чтения

Совершенствование знаний

101

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса.

Тестирование

Обобщение и систематизация; контроль

102

Итоги года и задание на лето

Беседа

Итого:

102 ч.

29



© 2010-2022