Урок - подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин Проблема смысла жизни и счастья в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Проблема смысла жизни и счастья в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин

Цель: развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

развивать умение отбирать материал в соответствии с поставленным вопросом;

формировать умение рассуждать на этико - философские темы и делать выводы.

Ход урока

Учитель: Сформулируйте основной вопрос, на который необходимо ответить, раскрывая предложенную тему сочинения?

  • В чём трагедия Евгения Онегина? Почему он не может быть счастлив?

У: На какие вопросы должен ответить человек, стремящийся понять смысл жизни?

Обсуждение

Учитель: Известный немецкий писатель, учёный Лихтенберг писал: «Что такое я? Что должен я делать? Во что могу верить и на что надеяться? К этому сводится всё в философии». «Из этих вопросов главный - средний. Если человек узнает, что ему делать, то он узнает всё, что ему нужно знать»,- продолжил мысль Лихтенберга Л.Н. Толстой.

У:

  • Как связаны смысл жизни и счастье?

  • Что способно наполнить жизнь содержанием, сделать её полноценной?

В результате обсуждения появляется такая схема:

ЧЕЛОВЕК





Воспитание

Образование

Общество

Деятельность

Искусство

Природа

Дружба

Любовь

……….

ЦЕЛЬ ЖИЗНИ



  • Какие чувства испытывает человек, когда он понимает, ради чего он живёт? А если нет цели в жизни?

  • Способно ли всё это принести счастье?

Опишите психологическое состояние человека,

имеющего цель в жизни

не имеющего цели в жизни

Радость

Уверенность в себе

Оптимизм

Воодушевление…..

Пессимизм

Безверие

Равнодушие

Отсутствие интереса к жизни

Грусть

Неудовлетворённость жизнью

Тоска

Скука

Чей психологический портрет мы нарисовали?

- А теперь посмотрите на первую схему. Что у нас получилось? Парадокс?

Оказывается, можно иметь всё и быть глубоко несчастным человеком. Почему? В этом нам и предстоит разобраться. Вернёмся к описанию психологического состояния несчастного человека. Какое понятие объединяет перечисленные здесь?

- ХАНДРА!

- Что это: действительно болезнь или …? (блажь?)

Кстати, известный критик Писарев утверждал: «Онегин объелся, и его от всего тошнит. Если не всех светских людей тошнит так, как Онегина, то это происходит единственно оттого, что не всем удаётся объесться»; «Демонизм Онегина целиком сидит в его бумажнике»; «… у него лежат в кармане шальные деньги, которые дают ему возможность много есть, много пить, много заниматься «наукой страсти нежной» и корчить всякие гримасы, какие он только пожелает состроить»

- Согласны ли вы с этим мнением? Что можете возразить?

(Многие интеллигентные высокообразованные люди страдали этим недугом)

- А как вы думаете, каковы причины этого явления?

(Беспорядочное воспитание, поверхностное образование, беспорядочный образ жизни, наполненный только развлечениями и т.д.)

- От чего зависит, какое воспитание, образование получит молодой человек, какому образу жизни отдаст предпочтение?

(Родители ориентируются на общественные запросы, ориентируются на те нравственные ценности, законы, которые определены обществом.)

- Что требовалось от молодого человека в обществе?

Когда же юности мятежной

Пришла Евгению пора,

Пора надежд и грусти нежной,

Monsieurпрогнали со двора.

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет -

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой

Блистал послушною слезой!

- Как подобную жизнь характеризует Автор?

( Вот как убил он восемь лет,

Утратя жизни лучший цвет.)

- Что «убил» в себе Онегин? (интерес к жизни, веру в дружбу и любовь)

- Пытается ли Онегин бороться с этим состоянием опустошённости и скуки?

  • Прочитайте отрывок, где Пушкин пишет о состоянии своего героя.

Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели,

Затем, что не всегда же мог

Beef-steaksи страсбургский пирог

Шампанской обливать бутылкой

И сыпать острые слова,

Когда болела голова;

И хоть он был повеса пылкой,

Но разлюбил он наконец

И брань, и саблю, и свинец.

- Показаны ли в романе пути обретения счастья?

- По существу, все повороты сюжета читаются как страшная для Онегина утрата возможного счастья: нашёл друга и … убил его на дуэли; встретил сокровище любви и… отверг его…

Многие лирические отступления романа помогают понять, какой могла бы быть судьба Онегина, не случись с ним мучительного «недуга».

Хандра- имя этой болезни века

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу;

Он застрелиться, слава Богу,

Попробовать не захотел,

Но к жизни вовсе охладел.

Как Child-Harold,угрюмый, томный

В гостиных появлялся он;

Ни сплетни света, ни бостон,

Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,

Ничто не трогало его,

Не замечал он ничего.

- Каковы симптомы этого «недуга»?

- Виноват ли герой в том, что он страдает этим «недугом»?

- Каковы его причины?

- Пытается ли Онегин рассеять хандру, бороться со своим «недугом»?

- Почему эти попытки были неудачны?

И снова, преданный безделью,

Томясь душевной пустотой,

Уселся он - с похвальной целью

Себе присвоить ум чужой;

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал, а всё без толку:

Там скука, там обман иль бред;

В том совести, в том смысла нет;

На всех различные вериги;

И устарела старина,

И старым бредит новизна.

Как женщин, он оставил книги,

И полку, с пыльной их семьей,

Задернул траурной тафтой.

Вот наш Онегин - сельский житель,

Заводов, вод, лесов, земель

Хозяин полный, а досель

Порядка враг и расточитель,

И очень рад, что прежний путь

Переменил на что-нибудь.

Один среди своих владений,

Чтоб только время проводить,

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить.

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

- Почему все попытки заканчиваются неудачей? Ради чего это делает Онегин?

- Чтобы рассеять скуку, от нечего делать!

Вывод: значит, мало просто что-то делать, эта деятельность принесёт чувство удовлетворения и счастья только в том случае, если цель её общественно значима, если человек перестанет думать только о себе.

- Почему этого не может понять Евгений?

(Он эгоист поневоле, как назвал его Белинский. Потребность думать о других не была воспитана в семье и не поощрялась в обществе, в котором вращался Евгений Онегин)

Почему Е. Онегин, «забав и роскоши дитя» не может быть счастлив ни в петербургском свете, ни в деревенской глуши?

Отступник бурных наслаждений,

Онегин дома заперся,

Зевая, за перо взялся,

Хотел писать - но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его..

- Итак, какая бы то ни было деятельность не спасла Онегина от апатии и скуки.

- Какие пути обретения счастья предоставлены Онегину судьбой?

- Возможность любви и дружбы.

- Можно ли назвать дружбой отношения Онегина и Ленского?

- Почему Онегин убивает Ленского на дуэли?

- Совершил ли он преступление?

(Для Онегина понятие «светской чести» оказывается значительнее нравственного долга - и он платит страшную цену за допущенное смешение нравственных критериев: на нём навеки кровь убитого им человека)

- «А счастье было так возможно…» Так ли это?

- Почему Пушкин отвергает даже возможность влюблённости Онегина в Татьяну - деревенскую девушку? И наоборот, Онегин оказывается способным любить в конце романа?

- Что изменило его?

(влияние смерти Ленского, и не только смерти, чувство Татьяны (чистое, искреннее) - оказывается, такое возможно!- и, конечно же, природа и многое, многое другое…)

Любовь возродила его и одновременно повергла в пучину страданий. Каким он выйдет из этого испытания?!

- Почему Пушкин не показывает ещё одну возможность обретения смысла жизни - службу?

Социально- историческая обстановка, в которой складывался характер Е. Онегина

А.И. Герцен писал: «Молодой человек не находит ни малейшего живого интереса в этом мире низкопоклонства и мелкого честолюбия. И, однако, именно в этом обществе он осуждён жить, ибо народ далёк от него... между ним и народом нет ничего общего».

- Кто же такой Евгений Онегин с исторической точки зрения?

В.Г. Белинский - «страдающий эгоист»

А.И. Герцен - Культурная ненужность»

И.С. Тургенев - «лишний человек»

Итак, кто, по-вашему, виноват в том, что, имея в жизни многое, человек завидует раненому, хилому старику, заседателю, разбитому параличом?

В.Г. Белинский писал: «Не натура, не страсти, не заблуждения сделали Онегина похожим на этот портрет, а век»

- Согласны ли вы с этим?

- Почему одно и то же общество сформировало и Онегиных, и Пушкиных, и декабристов?

Сделайте вывод.

© 2010-2022