• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Конспект урока литературы с использованием современных образовательных технологий по теме: «А. Ахматова - жертва, страдающий участник или строгий судья истории?» (11 класс)

Конспект урока литературы с использованием современных образовательных технологий по теме: «А. Ахматова - жертва, страдающий участник или строгий судья истории?» (11 класс)

Урок литературы в 11 классе по «Серебряному веку» по теме «А.Ахматова - жертва, страдающий участник или строгий судья истории?» проводится с применением технологии развития критического мышления. Обобщающий урок представляет собой урок-обозрение и систематизирует материал, изученный учащимися, выявляет закономерности, индивидуальности в творчестве поэтессы. Предполагает деление учащихся на следующие группы: искусствоведов, биографов, критиков, артистов, журналистов. Учащиеся объединяются в груп...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор урока: Акбутаева Татьяна Яковлевна, кандидат психологических наук, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 5»,

г. Норильск Красноярского края.

Тема урока: Обобщающий урок по жизни и творчеству Анны Ахматовой. Ахматова - жертва, страдающий участник или строгий судья истории?

Цели урока: систематизация и обобщение изученного учащимися

материала, выявление закономерности, индивидуальности в творчестве

поэтессы.

Образовательные: обобщение жизненной и творческой биографии А.Ахматовой; определение основных черт лирической героини; знакомство с поэзией А.Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой, с выдержками работ критиков, посвященными разным периодам творчества поэтессы; создание атмосферы погружения в творчество поэтессы.

Развивающие: совершенствование устного монологического высказывания учащихся, развитие навыков критического мышления, развитие творческой самостоятельности учащихся.

Воспитательные: формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся, воспитание любви к поэзии Ахматовой, составление представления о личности поэта, о мотивах и настроениях ее лирики.

Тип урока: урок-обозрение

Технология обучения: технология развития критического мышления

Оборудование: репродукции портретов А.А.Ахматовой работы Альтмана, Петрова-Водкина, Анненкова, Модильяни, музыка Шопена, Шостаковича; мультимедиаоборудование, мультимедиа (презентация), выставка книг.

Подготовительный этап: деление учащихся на группы.

Каждый ученик получает задания, соответствующие темам выступления.

  1. Искусствоведы.

  2. Биографы.

  3. Критики.

  4. Артисты.

  5. Журналисты (берут экспресс-интервью у присутствующих).

Задание критикам

Проанализируйте два высказывания:

1. «Сам факт существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой», - Р.Д. Тименчик.

2. «Творчество Анны Ахматовой - это поэзия высокого строя и отточенного словесного мастерства. Верная наследница заветов Пушкина, она по праву занимает в дружной семье советских поэтов одно из самых достойных мест. То, что сделано Анной Ахматовой на протяжении долголетнего творческого пути, - неотъемлемая часть глубоко человечной советской культуры», - Вс. Рождественский.

Задание журналистам «Диалог с поэтом»

Представьте, что Вы и А.Ахматова живете в одном времени. Вам предстоит взять интервью у поэтессы. Что бы Вы спросили? Составьте портрет поэтессы с помощью диалога.

Задание искусствоведам «Моя Анна Ахматова»

Следует выбрать подходящий жанр письменной работы: эссе, этюд, письмо.

Главная задача - показать, чем Вам близка поэтесса, что у Вас общего, какие струны души она затронула. Но не должно быть одних эмоций или одной биографии. Главное - анализ образа лирического героя. Необходимо сделать вывод, чем ценен поэт и его творчество (по мнению искусствоведов) или что в нем ценно лично для Вас.

Задание биографам «Эпоха, в которую жила и творила А.А.Ахматова»

Подготовьте сообщение по теме, используя факты из жизни А.Ахматовой и ее семьи.

Задание артистам

Подготовьте к выразительному чтению то произведение А.Ахматовой, которое произвело на Вас сильное впечатление, которое запало в душу. Аргументируйте свой выбор.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель здоровается с обучающимися, сообщает им тему урока, предлагает записать ее в тетрадь.

Слово учителя: Анна Ахматова стала не только поэтическим, но и этическим, нравственным знаменем своего века. Она приняла и разделила трагическую долю России, не пошла на компромисс с «железным веком», не уступила его моральному прессу.

Ахматова приняла, разделила и по мере сил старалась облагородить, гуманизировать свое время: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Сегодня нам с вами предстоит поискать ответ на вопрос, который стоит в теме нашего урока.

- Как вы думаете, какая форма работы на уроке будет наиболее рациональной и почему? (Более рациональной будет работа в группах, поскольку объем материала таков, что индивидуально или в парах справиться с ним будет невозможно в течение одного урока).

Учитель предлагает разбиться на 5 групп. (Поскольку подобная работа проводится постоянно, в классе уже сложились творческие группы, в которых роли распределяются наиболее рационально, что дает высокий темп работы, а так же привлекает к ней всех членов группы.) Каждой группе дается карточка с заданием и дополнительный материал для изучения.

  1. Актуализация знаний

Задание «Целеполагание» для всех учащихся

Проанализируйте высказывание А.Ахматовой: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Соотнесите данное высказывание с темой урока. Сформулируйте собственные цели относительно изучения данной темы.

Примерные цели для обсуждения:

  1. изучить материал;

  2. усвоить основные понятия темы;

  3. выполнить самостоятельное исследование по теме урока;

  4. проявить и развить свои способности;

  5. научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы.

  1. Изучение материала

Организация работы в группах, помощь учителя учащимся в сложных ситуациях.

- Вам даны карточки с заданием, материалы для исследования. Вам необходимо составить устное сообщение по материалу, над которым работает группа. Ваше сообщение должно быть кратким, информационно полным, дающим возможность сравнить вашу информацию по общим критериям.

- Внимательно прочитайте задание. Скажите, для чего необходимо придерживаться общих критериев анализа информации? (Общие критерии анализа информации необходимы для того, чтобы провести сравнение и сделать выводы, необходимые для ответа на вопрос урока)

4. Подведение итогов работы в группах

Обучающиеся выступают с устными сообщениями по результатам проведенного исследования, учитывая заданные критерии. Слушание и обсуждение получившихся работ.

Учитель и участники других групп задают вопросы по теме выступления, а выступающие или члены их групп отвечают на поставленные вопросы. По итогам обсуждения делаются выводы, которые записывается в тетради.

Выводы:

  1. Литературный путь Анны Ахматовой, начавшийся еще в

дореволюционные годы и завершившийся в советское время был длительным и нелегким. С самого начала поэзия ее отличалась исключительной правдивостью поэтического слова. В своих стихах она говорила о том, что являлось подлинной жизнью ее сердца и ума.

  1. Ахматову не миновали прокатывающиеся по стране волны

сталинских репрессий. Переживаемую ею трагедию Ахматова разделяла со всем народом. И это - не метафора: много часов провела она в страшной очереди, что вытягивалась вдоль мрачных стен старой петербургской тюрьмы «Кресты». И когда одна из тех, кто стоял там рядом с нею, едва слышно спросила: «А это вы можете описать?», Ахматова ответила: «Могу». Так рождались стихотворения, вместе составившие «Реквием» - поэму, которая стала данью скорбной памяти о всех невинно загубленных в годы сталинского произвола.

  1. Ахматова не жертва, а страдающий участник и строгий судья истории.

Голос Ахматовой стал голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды. Всей своей жизненной и творческой судьбой поэтесса оправдала произнесенные еще в 1922 году слова:

Я - голос ваш, жар вашего дыханья,

Я - отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья, -

Ведь все равно я с вами до конца.

(«Многим»)

5.Рефлексия

Финальный этап урока: экспресс-интервью журналистов у учащихся:

- К какому поэтическому течению принадлежала ранняя Ахматова?

- Как называются сборники Ахматовой? Какова главная тема ее творчества?

- Чьи традиции прослеживаются в поздней лирике Ахматовой?

- Какая Ахматова вам больше нравится: ранняя или более поздняя? Чем? Ваши комментарии.

- Перечислите основные темы творчества поэта.

- Современен ли голос Ахматовой?

  1. Итог урока и обобщение

По результатам урока обучающиеся заполняют форму самоанализа, осмысливая свою работу на уроке, отмечая успехи и возможные неудачи, выставляют самостоятельно себе оценку.

Учитель подводит итоги, объявляет оценки за урок, отмечая наиболее активных обучающихся.

7. Заключительное слово учителя

А. А. Ахматова занимает исключительное место в русской поэзии XX века. Современница великих поэтов периода Серебряного века, она стоит гораздо выше многих из них. В чем причина столь удивительной силы стихов Анны Ахматовой? Уникальность лирики великой русской поэтессы заключается в том, что она, по словам Осипа Мандельштама, смогла впитать в себя «всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века». Произведения Анны Ахматовой интересны и ценны ещё и тем, что они дают богатейший материал для человека, стремящегося понять и почувствовать эпоху «настоящего Двадцатого века» со всеми её сложностями и испытаниями. Ведь внутренний мир ахматовской героини удивительно точно соответствовал миру, ее окружавшему. «Я - голос ваш, жар вашего дыханья, я - отраженье вашего лица», - говорила А. Ахматова, и это не пустые слова.

Анна Ахматова прожила долгую и счастливую жизнь. Хотя можно ли говорить так о женщине, перенесшей столько горя: расстрел первого мужа, гибель в лагерях - второго, постоянные аресты, ссылки, тюремные заключения единственного сына, познавшей все лишения, кроме лишения Родины?
Я думаю, что можно, потому что она была настоящим поэтом: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

  1. Домашнее задание (может быть выполнено в группе):

Составьте три синквейна, посвященных:

  1. Любому из известных Вам портретов А.А.Ахматовой.

  2. Произведению А.А.Ахматовой о Великой Отечественной войне.

  3. Стихотворению о любви А.А.Ахматовой.

© 2010-2022