«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы» (из опыта работы)

"Описание материала: Цель данной статьи - помочь учителям-словесникам развивать творческие силы в маленьком человеке. Задача каждого учителя-словесника является не просто вооружение учащихся необходимым набором знаний по предмету, но развитие таких умений, которые позволили бы каждому выпускнику пользоваться бесконечным многообразием возможностей русского языка. Организация творческой работы на уроке - один из перспек­тивных способов решения этой задачи. Творчество – это создание нового и прекра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС»

(из опыта работы)

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлипский

Русский язык традиционно считается одним из наиболее сложных учебных предметов. Огромный набор правил, бесчисленное количество исключений, необходимость сдачи ЕГЭ по предмету - эти и многие другие объективные причины делают предмет нелюбимым, а его изучение - трудным.

Русский язык, сочетающий в себе, по словам Ломоносова, «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского», «богатство и сильную в изображениях краткость», для многих учеников навсегда останется лишь скучной школьной дисциплиной.

Вот почему задачей каждого учителя-словесника является не просто вооружение учащихся необходимым набором знаний по предмету, но развитие таких умений, которые позволили бы каждому выпускнику пользоваться бесконечным многообразием возможностей русского языка.

Организация творческой работы на уроке - один из перспек­тивных способов решения этой задачи. Творчество - это создание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, вводит человека в атмосферу поиска. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствие гениальности. Задача учителя - развивать творческие силы в маленьком человеке.

Отдельными крупицами опыта работы в этом направлении я и хочу поделиться.

Неисчерпаемые запасы творчества кроются в лексике русского языка, фразеологии - в исследовании их образования и этимологии, в анализе оттенков значений и особенностей употребления слов в тексте. Языковой анализ художественного текста - это всегда исследование, всегда творчество.

Что ещё мы делаем на уроках русского языка?

- Сочиняем лингвистические сказки. Это замечательная форма творчества, при которой происходит работа над развитием речи учащихся, формируется творческое мышление;

- Работаем с деформированным текстом. Он развивает творческое мышление учащихся, внимание, речь, позволяет предупредить речевые ошибки.

- Пишем творческие диктанты. Главная цель данной работы - формирование орфографической зоркости через творческий подход к предлагаемым текстам. В основе творческого диктанта лежит поисковый и творческий методы. Данная работа эффективно работает на этапах повторения, закрепления, контроля. Творческие диктанты хорошо сказываются на развитии речи учащихся.

Основным средством воспитательного воздействия на школьника было и остаётся СЛОВО - слово учителя, слово писателя, поэта. Без поэзии можно прожить, но как много теряет человек, не открывший для себя красоту поэтического слова. Мы, учителя-словесники, можем обогатить духовный мир ученика, приобщив его к поэзии. Как это сделать? Давно, лет 18-20, в одном из журналов «Литература в школе» я прочитала маленькую статью, в котором одна из коллег, учитель-словесник, делится опытом о приобщении детей к поэзии. С того времени и я так делаю…

Мне хотелось бы поделиться опытом многолетнего ведения «поэтических пятиминуток» (у нашей коллеги они немного иначе назывались). Это примерно пять-семь минут поэзии в начале уроков литературы. Когда ко мне приходит новый пятый класс на одном из первых ypоков предупреждаю детей, что мы будем читать друг другу стихи. Стихи буду читать сама: ребята увидят, что, требуя с них, знаю и сама немало наизусть. Можно взять два-три небольших стихотворения. А можно одно. Выразительно читаем бессмертные строки великих наших русских поэтов Лермонтова, Пушкина, Некрасова и т.д. Какое удовольствие видеть лица детей, внимающих поэтическому слову!

Переходим к уроку, предварительно договорившись, на какую тему или чьи стихи будем читать в следующий раз. Трудно только начать. А дальше, когда год войдет в свою колею, все идет вполне гладко. Я никогда не назначаю, а лишь спрашиваю, кто следующий раз выступит со стихами. И так до конца года.

Около восемнадцати лет я веду «поэтические пятиминутки» в классах, где работаю. Не надо, думаю, объяснять, что это не только приобщение к русской речи, но и к читательской культуре. Это возможность прочитать стихи А.С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова, В.Брюсова, И. Северянина и многих других отечественных поэтов.

«Поэтическая пятиминутка» иногда целиком и полностью построена на стихах поэтов XIX века. И это всегда вызывает огромный интерес у слушателей и волнение у чтецов. Это, безусловно, прекрасная тренировка памяти и обогащение литературного словаря. Это и подготовка к восприятию русской классической поэзии в старших классах.

Список литературы

1. Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий» С-Петербург, 2002

2.Лернер. И.Я. «Дидактические основы методов обучения», 1981 г.

3. Панов Б.Т. Внеклассная работа по р/я. М., Просвещение, 1980.

4. Тонков Е.В. Тамбовцев Г.А., Сердюкова Н.С. «Организация исследовательско-творческой деятельности учителя» Белгород 2001

5. Тучкова Т.У. «Урок как показатель грамотности и мастерства учителя» М.2003

6. Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по р/я. М., 1985.

7. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М., 2003

8. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения: как обучать всех по-разному? Пособие для учителя. М., 2005.


© 2010-2022