Конспект интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства

Конспект интегрированного урока русского языка (развитие речи) и изобразительного искусства "В Дымковской слободе"  в 5 классе.Цель урока: подготовить обучающихся к сочинению-описанию дымковской игрушки.Задачи: 1) познакомить обучающихся с искусством дымковской глиняной игрушки, её историей и особенностями;2) продолжить работу над словом, его правописанием и лексическим значением;3) повторить композиционные особенности текста;4)продолжить работу над развитием навыков обучающихся по составлению т...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект интегрированного урока русского языка (развитие речи) и изобразительного искусства разработан преподавателем русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1» города Печоры Республики Коми Куликовой Ириной Анатольевной.



Тема: « В Дымковской слободе».

Аудитория: 5 класс.

Цель: подготовить обучающихся к сочинению-описанию дымковской игрушки.

Задачи: 1) познакомить обучающихся с искусством дымковской глиняной игрушки, её историей и особенностями;

2) продолжить работу над словом, его правописанием и лексическим значением;

3) повторить композиционные особенности текста;

4)продолжить работу над развитием навыков обучающихся по составлению текстов описательного характера.

Ход урока.

Учитель рус.яз.: «Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок развития речи и изобразительного искусства, поэтому вести его вместе со мной будет учитель ИЗО.

Учитель ИЗО: Конечная цель нашего урока - пополнить свои знания о

старинном русском игрушечном ремесле;

Учитель рус.яз.: подготовиться к сочинению-описанию игрушки.

Для этого мы приглашаем вас в путешествие в

удивительный сказочный край…

(Звучит музыка Г.Свиридова «Тройка»)

«На высоком берегу красивой русской реки стоял город, который назывался, как и река, был он центром губернии.

А за рекой, на заречных лугах была слобода, которая славилась на всю округу своими мастерицами».

Угадайте, куда мы попали?

Учащиеся: На берег реки Вятки,в город Вятку,в слободу Дымково.

Учитель ИЗО: А чем знаменито Дымково?

Учащиеся: Многие женщины в этой слободе делали расписную глиняную игрушку, которая так и называлась - дымковской.

Учитель ИЗО: Вот она какая дымковская игрушка!(Показывает игрушки).

Учитель рус.яз.: Какая? Давайте подберем эпитеты к этим игрушкам. Кстати, что такое эпитеты?

Учащиеся: Эпитеты - слова, определяющие предмет и подчеркивающие его свойства, качества и признаки; определение, прибавляемое к предмету для большей выразительности.

Учитель рус.яз.: Запишите в тетрадях эпитеты. Кто больше?

Проверяем (учитель открывает слова на доске)

Игрушки - уд..вительные, в..л..колепные, р..списные, яркие, пр..чудливые, сказ..чные и т.д.

Почему в некоторых словах пропущены буквы? Какие это

буквы?

(поднимаются сигнальные карточки)

Учитель ИЗО: Глядя на эту красоту, нельзя оставаться равнодушным!

Учитель рус.яз.: Поэтому многие вятские писатели и поэты посвятили этим чудо - игрушкам свои строки.

Послушайте стихотворение В.Фофанова «Чем знаменито Дымково?»

(Читает ученик)

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично-

Ликующе и празднично.

В ней молодость - изюминка,

В ней удаль и размах…

Сияйте охра с суриком,

По всей земле в домах!

Сияйте охра с суриком,

Чтоб всем - светло, не сумрачно!

И злость, и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда!

Учитель рус. яз.: А кто знает, как зародилось это древнее ремесло на Руси?

Учащиеся рассказывают легенду.

( Предполагается, что промысел возник в глубокой древности, когда под Вяткой, в ночной битве, не распознав друг друга, сразились два дружественных войска. С тех пор по случайно погибшим каждую весну справляли тризну. А позже этот ритуал потерял свой драматический смысл и превратился в весеннее гулянье, праздник так называемой свистуньи. На празднике свистели в глиняные свистульки, кидались расписными глиняными шарами. Спрос на подобные изделия, особенно весной, был постоянным, производство их, а затем и других игрушек, оказалось выгодным.)

Учитель ИЗО: А почему именно в слободе Дымково делали игрушки?

Учащиеся: Там были отличные глины и песок, пригодные для керамического ремесла.

Учитель рус.яз. читает отрывок из художественного произведения:«У каждой мастерицы был тайный раскоп, своя секретная яма.

Крепость и красота игрушки зависела от глины. В лугах, залитая водой, глина подолгу разбухала, в ней перепревали и растворялись все травинки, листочки, глина была маслянистой, тягучей. Сжимаешь её, а она нигде не трескается».

-Как вы думаете, откуда эти строки?

Учащиеся: Из повести вятского писателя Владимира Крупина «В дымковской слободе». С этим произведением мы знакомились на уроках внеклассного чтения.

Учитель рус.яз.: О чем вы узнали из этого произведения?

Учащиеся: О том, как главный герой, мальчик Федя, и его мать трудились над изготовлением глиняных игрушек.

Учитель ИЗО: Поднимите руки, кто знает все основные этапы работы над игрушкой. Запишите в тетрадь.

Учитель рус.яз.: Кто может записать их на доске? (лепешка, сушка, обжиг, побелка, роспись). Подчеркните слова, которые вызывают трудность в написание, выделите части слов и буквы, в которых можно ошибиться.

Учитель ИЗО: А какую основную гамму красок использовали древние мастерицы?

Учащиеся: Киноварь, охра, сурик, ультрамарин, фуксин, крон зеленый, сажа.

Учитель рус.яз.: Запишите современное название этих красок (красный,

жёлтый, оранжевый, синий, малиновый, зеленый, черный )

Подберите к ним синонимы.

Ответы учащихся (огненный, лимонный, янтарный, солнечный, васильковый, сапфировый, бордовый, изумрудный, травяной, вороной).

Учитель ИЗО: Вот и игрушечка готова! Куда же дальше отправляться с ней мастерицы?

Учащиеся: На ярмарку!

Учитель рус.яз.: С описаниями ярмарки мы уже встречались на страницах литературных произведений. Кто из вас может вспомнить эти произведения и их авторов?

Учащиеся: Н.В.Гоголь «Сорочинская ярмарка»,

В.Крупин «В дымковской слободе».

Учитель ИЗО: Сегодня мы вас приглашаем на ярмарку, изображенную на картине Б.М. Кустодиева.

Как вы думаете почему?

Учащиеся: На ней продают игрушки.

Учитель рус.яз.: Всмотритесь в картину. Какая атмосфера царит на ярмарке?

Послушайте картину. Что можно услышать?

(Звучат русские народные плясовые мелодии).

Выходит коробейник- игрушечник (ученик 5 класса).

Игрушечник: Игрушки, игрушки славные, занятные, забавные!

Есть прехитрые штуки, позабавиться от скуки!

Дешево продам, на совесть отдам!

Господа честные, люди развитые,

Посмотрите, полюбуйтесь,

Да только больно не торгуйтесь!

Хоть игрушка и детская забава,

Да вам придется по нраву!

Игрушечка-диво! Изящна, красива!

Угодно купить? Смогу уступить.

(раздает игрушки, кланяется)

Учитель рус.яз.: Дорогой игрушечник, а что за товар ты нам сейчас продавал?

Игрушечник: Это изделия местных печорских мастеров из 5 «В» класса.

Учитель ИЗО: На уроках изобразительного искусства мы с вами попытались воссоздать дымковскую игрушку.

Скажите, в чем особенность дымковских игрушек, чем они отличаются от филимоновских, липецких и абашевских (ответы учащихся). А ну-ка покажите, что у вас получилось. (Учащиеся встают, показывают игрушки, читают отрывки из стихотворения).

Учащиеся: Барашек-свисток, левый рог - завиток,

Правый рог - завиток, на груди цветок!

Утка - Марфутка, бережком идет,

Уточек - марфуточек купаться ведет!

Бока крутые, рога золотые,

Копыта с оборкой, на спине Егорка.

Индя - индя - индючок!

Ты похож на сундучок.

Сундучок не простой, красный, белый, золотой!

Девица в венце, румянец на лице,

Собой хороша, стоит не дыша.

Вот так птичка, собой невеличка!

Станешь дуть, а она: «Фьють!Фьють!»

В кокошнике няня, в руках Ваня,

И хорош и пригож!

Скоро, Ваня, подрастешь!

Что за конь! Только тронь -

Со всадником вместе

Ускачет верст за двести!

Хозяюшка, молодаюшка, что за работница!

Обо всем заботится, на всякое дело годится,

Что за мастерица!

Учитель ИЗО: Ребята, посмотрите еще раз на эти удивительные игрушки. Какие мысли, чувства, ощущения рождаются в душе каждого из вас при виде этих произведений декоративно-прикладного искусства?(Ответы учащихся).

Учитель рус.яз.:

Несомненно, именно ощущение праздника помогло вам создать такие замечательные фигурки из пластилина. Я думаю, что ваши сердца, переполненные радостью, помогут вам подобрать самые точные, красивые и нужные слова для описания дымковских игрушек.

Для того, чтобы вы имели представление о том, каким должно быть ваше описание дымковской игрушки, у каждого на парте есть текст примерного сочинения-описания.

Внимательно прочитайте текст, выберете только ту часть, содержит описание игрушки. (Читают)

Текст для наблюдения.

Вятская игрушки - свистульки родились в городе Кирове (Вятка) на реке Вятке. Город Киров теперь переименовали, дали имя - Вятка. От названия города и произошло название игрушек.

Мастерица-искусница брала красную мягкую глину, мешала её с чистым золотым песком и лепила фигурку. Потом клала её на солнышко, для того чтобы фигурка могла немного застыть. На этом первоначальная работа не заканчивалась, для дальнейшей просушки мастерица помещала её в русскую печь, где она должна уже окончательно просохнуть. Уже твердую, до конца просохшую фигурку мастерица окунала в специально приготовленный раствор, состоящий из толчёного мела и сливок, что придавало будущей игрушке однотонную белую окраску и делало её гладкой.

Теперь мастерице предстояло сделать из маленькой белой статуйке красочную, переливающуюся всеми цветами радуги и пестревшую всеми её оттенками игрушку. Вот уже приготовлены все краски. Мастерица берет тонкую кисть, и в её руках начинается постепенно оживать петушок. Он получается весёлый и задорный.

Грудку выгнул будто колесом, на ней пестрит белым, красным и черным цветок с острыми лепестками. Крылышки у петушка выпуклые, такого же цвета, с завитушками пёрышек. Гордо распустил он свой красивый хвост, изогнутый тонкими линиями, с яркой оранжевой точкой посередине, будто весь хвостик - это маленький резной веер. Яркой алой краской окрашены гребешок и бородка петушка, они слегка блестят, что придает им какую-то шелковистость и нежность. Клювик - маленький, изящный, оранжевый, с черными пятнышками.

Вот петушок и готов! Он смотрит на нас маленькими зоркими карими глазками, будто живой.

Учитель рус.яз.: На что обращает внимание автор текста при описании игрушки? (на характер, форму, цвет, орнамент).

Отложите в сторону текст и попробуйте сами создать словесное описание выбранной вами дымковской игрушки.

Надеюсь, что ваши описания будут такими же яркими и самобытными, как народная музыка, которая будет звучать во время вашей работы.

(Звучат русские народные наигрыши)

Учитель рус. яз.: Кто хочет прочитать? Какие ошибки, речевые недочеты заметили вы при чтении?(Обсуждение)

Дома вам предстоит написать сочинение-описание выбранной вами дымковской игрушки и оформить его на альбомном листе.

Кто скажет, чего не хватает вам для полного сочинения-описания в ваших работах? (Вступления, заключения)

Кто может сказать, что нужно написать во вступлении? Как можно закончить сочинение?(Обмен мнениями).

На доске: План описания-сочинения:

  1. Общее впечатление.

  2. Общее описание (по цвету, форме, материалу, виду орнамента, характеру игрушки)

  3. Какие чувства вызывает?

Учитель ИЗО: Человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремиться вносить в свою жизнь красоту.

Учитель рус.яз.: Я думаю, что вы тоже сегодня на уроке прикоснулись к искусству, к красоте, которая делает нас добрее, а нашу жизнь радостнее.





















3а

Учитель Для того, чтобы вы имели представление о том, каким должно быть ваше

русского языка: описание дымковской игрушки, у каждого на парте есть текст примерного сочинения-описания. Внимательно прочитайте текст, выберете только ту часть, которая содержит описание игрушки. (Читают)

-На что обращает внимание автор текста при описании игрушки (на характер, форму, цвет, орнамент).

-Отложите в сторону текст и попробуйте сами создать словестное описание выбранной вами дымковской игрушки.











Вятская игрушки -свистульки родились в городе Кирове (Вятка) на реке Вятке. Город Киров теперь переименовали, дали имя - Вятка. От названия города и произошло название игрушек.

Мастерица-искусница брала красную мягкую глину, мешала её с чистым золотым песком и лепила фигурку. Потом клала её на солнышко, для того чтобы фигурка могла немного застыть. На этом первоначальная работа не заканчивалась, для дальнейшей просушки мастерица помещала её в русскую печь, где она должна уже окончательно просохнуть. Уже твердую, до конца просохшую фигурку мастерица окунала в специально приготовленный раствор, состоящий из толчёного мела и сливок, что придавало будущей игрушке однотонную белую окраску и делало её гладкой.

Теперь мастерице предстояло сделать из маленькой белой статуйке красочную, переливающуюся всеми цветами радуги и пестревшую всеми её оттенками игрушку. Вот уже приготовлены все краски. Мастерица берет тонкую кисть, и в её руках начинается постепенно оживать петушок. Он получается весёлый и задорный.

Грудку выгнул будто колесом, на ней пестрит белым, красным и черным цветок с острыми лепестками. Крылышки у петушка выпуклые, такого же цвета, с завитушками пёрышек. Гордо распустил он свой красивый хвост, изогнутый тонкими линиями, с яркой оранжевой точкой посередине, будто весь хвостик - это маленький резной веер. Яркой алой краской окрашены гребешок и бородка петушка, они слегка блестят, что придает им какую-то шелковистость и нежность. Клювик - маленький, изящный, оранжевый, с черными пятнышками.

Вот петушок и готов! Он смотрит на нас маленькими зоркими карими глазками, будто живой.

© 2010-2022