- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства
Конспект интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Куликова И.А. |
Дата | 10.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект интегрированного урока русского языка (развитие речи) и изобразительного искусства разработан преподавателем русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1» города Печоры Республики Коми Куликовой Ириной Анатольевной.
Тема: « В Дымковской слободе».
Аудитория: 5 класс.
Цель: подготовить обучающихся к сочинению-описанию дымковской игрушки.
Задачи: 1) познакомить обучающихся с искусством дымковской глиняной игрушки, её историей и особенностями;
2) продолжить работу над словом, его правописанием и лексическим значением;
3) повторить композиционные особенности текста;
4)продолжить работу над развитием навыков обучающихся по составлению текстов описательного характера.
Ход урока.
Учитель рус.яз.: «Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок развития речи и изобразительного искусства, поэтому вести его вместе со мной будет учитель ИЗО.
Учитель ИЗО: Конечная цель нашего урока - пополнить свои знания о
старинном русском игрушечном ремесле;
Учитель рус.яз.: подготовиться к сочинению-описанию игрушки.
Для этого мы приглашаем вас в путешествие в
удивительный сказочный край…
(Звучит музыка Г.Свиридова «Тройка»)
«На высоком берегу красивой русской реки стоял город, который назывался, как и река, был он центром губернии.
А за рекой, на заречных лугах была слобода, которая славилась на всю округу своими мастерицами».
Угадайте, куда мы попали?
Учащиеся: На берег реки Вятки,в город Вятку,в слободу Дымково.
Учитель ИЗО: А чем знаменито Дымково?
Учащиеся: Многие женщины в этой слободе делали расписную глиняную игрушку, которая так и называлась - дымковской.
Учитель ИЗО: Вот она какая дымковская игрушка!(Показывает игрушки).
Учитель рус.яз.: Какая? Давайте подберем эпитеты к этим игрушкам. Кстати, что такое эпитеты?
Учащиеся: Эпитеты - слова, определяющие предмет и подчеркивающие его свойства, качества и признаки; определение, прибавляемое к предмету для большей выразительности.
Учитель рус.яз.: Запишите в тетрадях эпитеты. Кто больше?
Проверяем (учитель открывает слова на доске)
Игрушки - уд..вительные, в..л..колепные, р..списные, яркие, пр..чудливые, сказ..чные и т.д.
Почему в некоторых словах пропущены буквы? Какие это
буквы?
(поднимаются сигнальные карточки)
Учитель ИЗО: Глядя на эту красоту, нельзя оставаться равнодушным!
Учитель рус.яз.: Поэтому многие вятские писатели и поэты посвятили этим чудо - игрушкам свои строки.
Послушайте стихотворение В.Фофанова «Чем знаменито Дымково?»
(Читает ученик)
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично-
Ликующе и празднично.
В ней молодость - изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте охра с суриком,
По всей земле в домах!
Сияйте охра с суриком,
Чтоб всем - светло, не сумрачно!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
Учитель рус. яз.: А кто знает, как зародилось это древнее ремесло на Руси?
Учащиеся рассказывают легенду.
( Предполагается, что промысел возник в глубокой древности, когда под Вяткой, в ночной битве, не распознав друг друга, сразились два дружественных войска. С тех пор по случайно погибшим каждую весну справляли тризну. А позже этот ритуал потерял свой драматический смысл и превратился в весеннее гулянье, праздник так называемой свистуньи. На празднике свистели в глиняные свистульки, кидались расписными глиняными шарами. Спрос на подобные изделия, особенно весной, был постоянным, производство их, а затем и других игрушек, оказалось выгодным.)
Учитель ИЗО: А почему именно в слободе Дымково делали игрушки?
Учащиеся: Там были отличные глины и песок, пригодные для керамического ремесла.
Учитель рус.яз. читает отрывок из художественного произведения:«У каждой мастерицы был тайный раскоп, своя секретная яма.
Крепость и красота игрушки зависела от глины. В лугах, залитая водой, глина подолгу разбухала, в ней перепревали и растворялись все травинки, листочки, глина была маслянистой, тягучей. Сжимаешь её, а она нигде не трескается».
-Как вы думаете, откуда эти строки?
Учащиеся: Из повести вятского писателя Владимира Крупина «В дымковской слободе». С этим произведением мы знакомились на уроках внеклассного чтения.
Учитель рус.яз.: О чем вы узнали из этого произведения?
Учащиеся: О том, как главный герой, мальчик Федя, и его мать трудились над изготовлением глиняных игрушек.
Учитель ИЗО: Поднимите руки, кто знает все основные этапы работы над игрушкой. Запишите в тетрадь.
Учитель рус.яз.: Кто может записать их на доске? (лепешка, сушка, обжиг, побелка, роспись). Подчеркните слова, которые вызывают трудность в написание, выделите части слов и буквы, в которых можно ошибиться.
Учитель ИЗО: А какую основную гамму красок использовали древние мастерицы?
Учащиеся: Киноварь, охра, сурик, ультрамарин, фуксин, крон зеленый, сажа.
Учитель рус.яз.: Запишите современное название этих красок (красный,
жёлтый, оранжевый, синий, малиновый, зеленый, черный )
Подберите к ним синонимы.
Ответы учащихся (огненный, лимонный, янтарный, солнечный, васильковый, сапфировый, бордовый, изумрудный, травяной, вороной).
Учитель ИЗО: Вот и игрушечка готова! Куда же дальше отправляться с ней мастерицы?
Учащиеся: На ярмарку!
Учитель рус.яз.: С описаниями ярмарки мы уже встречались на страницах литературных произведений. Кто из вас может вспомнить эти произведения и их авторов?
Учащиеся: Н.В.Гоголь «Сорочинская ярмарка»,
В.Крупин «В дымковской слободе».
Учитель ИЗО: Сегодня мы вас приглашаем на ярмарку, изображенную на картине Б.М. Кустодиева.
Как вы думаете почему?
Учащиеся: На ней продают игрушки.
Учитель рус.яз.: Всмотритесь в картину. Какая атмосфера царит на ярмарке?
Послушайте картину. Что можно услышать?
(Звучат русские народные плясовые мелодии).
Выходит коробейник- игрушечник (ученик 5 класса).
Игрушечник: Игрушки, игрушки славные, занятные, забавные!
Есть прехитрые штуки, позабавиться от скуки!
Дешево продам, на совесть отдам!
Господа честные, люди развитые,
Посмотрите, полюбуйтесь,
Да только больно не торгуйтесь!
Хоть игрушка и детская забава,
Да вам придется по нраву!
Игрушечка-диво! Изящна, красива!
Угодно купить? Смогу уступить.
(раздает игрушки, кланяется)
Учитель рус.яз.: Дорогой игрушечник, а что за товар ты нам сейчас продавал?
Игрушечник: Это изделия местных печорских мастеров из 5 «В» класса.
Учитель ИЗО: На уроках изобразительного искусства мы с вами попытались воссоздать дымковскую игрушку.
Скажите, в чем особенность дымковских игрушек, чем они отличаются от филимоновских, липецких и абашевских (ответы учащихся). А ну-ка покажите, что у вас получилось. (Учащиеся встают, показывают игрушки, читают отрывки из стихотворения).
Учащиеся: Барашек-свисток, левый рог - завиток,
Правый рог - завиток, на груди цветок!
Утка - Марфутка, бережком идет,
Уточек - марфуточек купаться ведет!
Бока крутые, рога золотые,
Копыта с оборкой, на спине Егорка.
Индя - индя - индючок!
Ты похож на сундучок.
Сундучок не простой, красный, белый, золотой!
Девица в венце, румянец на лице,
Собой хороша, стоит не дыша.
Вот так птичка, собой невеличка!
Станешь дуть, а она: «Фьють!Фьють!»
В кокошнике няня, в руках Ваня,
И хорош и пригож!
Скоро, Ваня, подрастешь!
Что за конь! Только тронь -
Со всадником вместе
Ускачет верст за двести!
Хозяюшка, молодаюшка, что за работница!
Обо всем заботится, на всякое дело годится,
Что за мастерица!
Учитель ИЗО: Ребята, посмотрите еще раз на эти удивительные игрушки. Какие мысли, чувства, ощущения рождаются в душе каждого из вас при виде этих произведений декоративно-прикладного искусства?(Ответы учащихся).
Учитель рус.яз.:
Несомненно, именно ощущение праздника помогло вам создать такие замечательные фигурки из пластилина. Я думаю, что ваши сердца, переполненные радостью, помогут вам подобрать самые точные, красивые и нужные слова для описания дымковских игрушек.
Для того, чтобы вы имели представление о том, каким должно быть ваше описание дымковской игрушки, у каждого на парте есть текст примерного сочинения-описания.
Внимательно прочитайте текст, выберете только ту часть, содержит описание игрушки. (Читают)
Текст для наблюдения.
Вятская игрушки - свистульки родились в городе Кирове (Вятка) на реке Вятке. Город Киров теперь переименовали, дали имя - Вятка. От названия города и произошло название игрушек.
Мастерица-искусница брала красную мягкую глину, мешала её с чистым золотым песком и лепила фигурку. Потом клала её на солнышко, для того чтобы фигурка могла немного застыть. На этом первоначальная работа не заканчивалась, для дальнейшей просушки мастерица помещала её в русскую печь, где она должна уже окончательно просохнуть. Уже твердую, до конца просохшую фигурку мастерица окунала в специально приготовленный раствор, состоящий из толчёного мела и сливок, что придавало будущей игрушке однотонную белую окраску и делало её гладкой.
Теперь мастерице предстояло сделать из маленькой белой статуйке красочную, переливающуюся всеми цветами радуги и пестревшую всеми её оттенками игрушку. Вот уже приготовлены все краски. Мастерица берет тонкую кисть, и в её руках начинается постепенно оживать петушок. Он получается весёлый и задорный.
Грудку выгнул будто колесом, на ней пестрит белым, красным и черным цветок с острыми лепестками. Крылышки у петушка выпуклые, такого же цвета, с завитушками пёрышек. Гордо распустил он свой красивый хвост, изогнутый тонкими линиями, с яркой оранжевой точкой посередине, будто весь хвостик - это маленький резной веер. Яркой алой краской окрашены гребешок и бородка петушка, они слегка блестят, что придает им какую-то шелковистость и нежность. Клювик - маленький, изящный, оранжевый, с черными пятнышками.
Вот петушок и готов! Он смотрит на нас маленькими зоркими карими глазками, будто живой.
Учитель рус.яз.: На что обращает внимание автор текста при описании игрушки? (на характер, форму, цвет, орнамент).
Отложите в сторону текст и попробуйте сами создать словесное описание выбранной вами дымковской игрушки.
Надеюсь, что ваши описания будут такими же яркими и самобытными, как народная музыка, которая будет звучать во время вашей работы.
(Звучат русские народные наигрыши)
Учитель рус. яз.: Кто хочет прочитать? Какие ошибки, речевые недочеты заметили вы при чтении?(Обсуждение)
Дома вам предстоит написать сочинение-описание выбранной вами дымковской игрушки и оформить его на альбомном листе.
Кто скажет, чего не хватает вам для полного сочинения-описания в ваших работах? (Вступления, заключения)
Кто может сказать, что нужно написать во вступлении? Как можно закончить сочинение?(Обмен мнениями).
На доске: План описания-сочинения:
-
Общее впечатление.
-
Общее описание (по цвету, форме, материалу, виду орнамента, характеру игрушки)
-
Какие чувства вызывает?
Учитель ИЗО: Человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремиться вносить в свою жизнь красоту.
Учитель рус.яз.: Я думаю, что вы тоже сегодня на уроке прикоснулись к искусству, к красоте, которая делает нас добрее, а нашу жизнь радостнее.
3а
Учитель Для того, чтобы вы имели представление о том, каким должно быть ваше
русского языка: описание дымковской игрушки, у каждого на парте есть текст примерного сочинения-описания. Внимательно прочитайте текст, выберете только ту часть, которая содержит описание игрушки. (Читают)
-На что обращает внимание автор текста при описании игрушки (на характер, форму, цвет, орнамент).
-Отложите в сторону текст и попробуйте сами создать словестное описание выбранной вами дымковской игрушки.
Вятская игрушки -свистульки родились в городе Кирове (Вятка) на реке Вятке. Город Киров теперь переименовали, дали имя - Вятка. От названия города и произошло название игрушек.
Мастерица-искусница брала красную мягкую глину, мешала её с чистым золотым песком и лепила фигурку. Потом клала её на солнышко, для того чтобы фигурка могла немного застыть. На этом первоначальная работа не заканчивалась, для дальнейшей просушки мастерица помещала её в русскую печь, где она должна уже окончательно просохнуть. Уже твердую, до конца просохшую фигурку мастерица окунала в специально приготовленный раствор, состоящий из толчёного мела и сливок, что придавало будущей игрушке однотонную белую окраску и делало её гладкой.
Теперь мастерице предстояло сделать из маленькой белой статуйке красочную, переливающуюся всеми цветами радуги и пестревшую всеми её оттенками игрушку. Вот уже приготовлены все краски. Мастерица берет тонкую кисть, и в её руках начинается постепенно оживать петушок. Он получается весёлый и задорный.
Грудку выгнул будто колесом, на ней пестрит белым, красным и черным цветок с острыми лепестками. Крылышки у петушка выпуклые, такого же цвета, с завитушками пёрышек. Гордо распустил он свой красивый хвост, изогнутый тонкими линиями, с яркой оранжевой точкой посередине, будто весь хвостик - это маленький резной веер. Яркой алой краской окрашены гребешок и бородка петушка, они слегка блестят, что придает им какую-то шелковистость и нежность. Клювик - маленький, изящный, оранжевый, с черными пятнышками.
Вот петушок и готов! Он смотрит на нас маленькими зоркими карими глазками, будто живой.