- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта по литературе на тему Урок развития речи. Писатели-сказочники и их герои (5 класс)
Технологическая карта по литературе на тему Урок развития речи. Писатели-сказочники и их герои (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Солтык А.А. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Уроки 70 Предмет: литература Класс: 5 Дата:
Технологическая карта
Тема
Р.Р. Писатели-сказочники и их герои.
Цель урока
расширить читательский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному; создать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.
Задачи урока:
Образовательные: Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии
Развивающие: развивать мотивацию к аналитической деятельности.
Воспитательные: формировать способность к рефлексии.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать сюжеты сказок, выбранных для самостоятельного чтения, их авторов; уметь доказать, что сюжет «бродячий», объяснить разницу между авторской сказкой и народной (мир литературной сказки подчиняется разуму и воображению их авторов, которые черпают свое вдохновение из фольклора).
Метапредметные:
Регулятивные: умеет подбирать в тексте доказательства своим гипотезам, корректировать ответ, мобилизовать энергию, волю и знания для достижения цели.
Познавательные: умеет выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать и делать выводы.
Коммуникативные: умеет строить монологическое высказывание; точно выражать свои мысли (давать точный ответ).
Личностные:
Формирование оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей.
Оборудование
Доска, учебник, компьютер, проектор.
Этап урока, цель
Деятельность
учителя
Деятельность ученика
Формируемые умения
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята. Вы готовы к уроку? Какое у вас настроение? Постараемся сохранить такое настроение до конца урока.
Слушают, пытаются участвовать в объяснении ситуации затруднения и формулировке проблемы урока. Составляют план и последовательность действий
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД:
- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;
- слушать и понимать речь других.
-Учащиеся определяют цель урока для себя
2.Формулирование темы урока, постановка цели
-
Прослушиваем аудиозапись словацкой сказки «Двенадцать месяцев»
-
Ребята, а что это за сказку мы прослушали?
-
Кто-нибудь имеет представление о теме урока?
Действительно, мы поговорим о народной основе литературной сказки «Двенадцать месяцев». Научимся различать авторскую сказку и народную (мир литературной сказки подчиняется разуму и воображению их авторов, которые черпают свое вдохновение из фольклора).
Запишем тему урока в тетрдь.
Отвечают на вопросы
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД:
-Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные:
-Умеют
с помощью вопросов добывать недостающую информацию
4.Этап построения проекта выхода из затруднения.
Сопоставительный анализ литературной пьесы-сказки
народной сказки «Двенадцать месяцев
и ее народной основы:
• Вспомните содержание.
• Что в сюжете пьесы близко народной сказке? Перескажите кратко эти эпизоды.
• Какие герои пьесы-сказки Маршака действуют в народной сказке (Мачеха, Дочка, Падчерица, двенадцать месяцев)? Чем отличаются герои пьесы-сказки от своих фольклорных «двойников»?
• Каких ещё героев ввёл автор в пьесу? Зачем?
• Какие из этих героев близки героям народных сказок (Королева, Садовник, солдаты, послы, ворон, заяц, белки, медведь, первый и второй глашатаи, двенадцать месяцев), а какие в них не встречаются (гофмейстрина, учитель королевы, канцлер, офицеры королевской стражи, королевский прокурор)?
• Что сближает пьесу-сказку Маршака с народными сказками и в чём их различие?
Результаты наблюдений учащихся могут быть обобщены в таблице:
Высказывают свое мнение. Заполняют таблицу.
Личностные:
-Осознанно используют полученные знания
Физминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Устная работа с проблемными вопросами, а затем работа в группах, оформление письменных ответов на проблемные вопросы. Ребятам раздаются карточки с заданием, с табличкой самооценки
Тема 1. Как и почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?
Вопросы для обсуждения:
• Почему в пьесе-сказке Маршака добро борется со злом?
• Кто из героев стоит на стороне добра? Какие добрые дела, мысли и качества их характеров показаны в пьесе?
• Почему Падчерица побеждает зло не только с помощью волшебных сил, но и положительными качествами личности: добротой, трудолюбием, умением бороться, терпением, умением держать слово?
• Кто помогает Падчерице? Почему ей помогают окружающие?
• Только ли волшебные, сказочные герои помогают Падчерице?
• Что в её жизни реально, правдиво, а что является волшебным, сказочным?
• Кто в пьесе является олицетворением зла?
• Какие примеры злых мыслей и поступков этих героев вы можете привести?
• На что наказаны отрицательные герои? С какой целью автор вводит в пьесу-сказку Учителя Королев и Солдата? Каков нравственный смысл этих образов? Что заставляет отрицательных героев пьесы-сказки измениться
к лучшему?
План письменного высказывания:
• В сказках добро всегда побеждает зло.
• Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки Маршака: их мысли, поступки, качества личности, способность измениться к лучшему.
• Падчерица как воплощение народных представлений о добре и
справедливости.
• Королева как олицетворение легкомысленности.
• Мачеха и Дочка как символы чёрствости, лени и жадности.
•Учитель Королевы и Солдат как выразители научных и народных представлений о мире и людях.
• Справиться со злом помогает не только волшебство, но и положительные качества людей.
• Зло должно быть наказано, а добро должно торжествовать.
Т е м а 2. В чём близки и чем различны Падчерица и Королева?
Вопросы для обсуждения:
• Чем похожи Падчерица и Королева (возраст, внешняя красота, отсутствие родителей, добрые мысли и поступки Королевы в конце сказки)?
• Какое положение в жизни занимают Падчерица и Королева?
• Как они относятся к окружающим людям, к труду, к своим
поступкам?
• Как героини относятся друг к другу?
• Кто из героинь меняется по ходу пьесы?
• Почему происходят эти изменения?
• Какую роль в изменениях Королевы играют Учитель Королевы
и Падчерица?
• Как к Падчерице и Королеве относятся другие герои?
• Каково авторское отношение к героиням?
• Почему Падчерица и Королева в пьесе-сказке противопоставлены?
План письменного высказывания:
• Падчерица и Королева: черты сходства.
• Падчерица и Королева: отличительные признаки:
• Бедность и бесправие Падчерицы, богатство и власть Королевы.
• Разные черты характера: умение уважать людей, доброта, внимательность, трудолюбие Падчерицы; чёрствость, легкомыслие, своенравие Королевы.
• Жалость и сочувствие Падчерицы по отношению к Королеве, любопытство и эгоизм Королевы по отношению к Падчерице (отношение к Падчерице как к лесному зверьку, стремление завладеть её колечком).
•Влияние Падчерицы, Учителя и других героев на изменения
Королевы.
• Отношение других героев пьесы-сказки к Падчерице и к Королеве.
• Отношение автора к героиням.
• Мысль автора о возможности изменения человека к лучшему
Тема 3. Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народную сказку и чем она отличается?
При ответе на вопрос пользоваться таблицей
Отвечают на вопросы
Работа в группах
Личностные:
-Осознанно используют полученные знания
6.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Обобщающая беседа:
С какими трудностями столкнулись на уроке?
Как их преодолели?
Чему нас научила сказка?
Понравился урок? Кому понравился поднимите розовую карточку, кому не понравился - зеленую.
Высказывают свое мнение.
Личностные:
-Осознанно используют полученные знания
7.Домашнее задание.
Дописать сочинение
Прочитать рассказ А.Платонова «Никита»
Запись д/з