Технологическая карта по литературе на тему Урок развития речи. Писатели-сказочники и их герои (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уроки 70 Предмет: литература Класс: 5 Дата:


Технологическая карта

Тема

Р.Р. Писатели-сказочники и их герои.

Цель урока

расширить читательский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному; создать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.

Задачи урока:

Образовательные: Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

Развивающие: развивать мотивацию к аналитической деятельности.

Воспитательные: формировать способность к рефлексии.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать сюжеты сказок, выбранных для самостоятельного чтения, их авторов; уметь доказать, что сюжет «бродячий», объяснить разницу между авторской сказкой и народной (мир литературной сказки подчиняется разуму и воображению их авторов, которые черпают свое вдохновение из фольклора).

Метапредметные:

Регулятивные: умеет подбирать в тексте доказательства своим гипотезам, корректировать ответ, мобилизовать энергию, волю и знания для достижения цели.

Познавательные: умеет выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать и делать выводы.

Коммуникативные: умеет строить монологическое высказывание; точно выражать свои мысли (давать точный ответ).

Личностные:

Формирование оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей.

Оборудование

Доска, учебник, компьютер, проектор.

Этап урока, цель

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Формируемые умения

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Вы готовы к уроку? Какое у вас настроение? Постараемся сохранить такое настроение до конца урока.

Слушают, пытаются участвовать в объяснении ситуации затруднения и формулировке проблемы урока. Составляют план и последовательность действий

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- слушать и понимать речь других.

-Учащиеся определяют цель урока для себя

2.Формулирование темы урока, постановка цели


  1. Прослушиваем аудиозапись словацкой сказки «Двенадцать месяцев»

  2. Ребята, а что это за сказку мы прослушали?

  3. Кто-нибудь имеет представление о теме урока?

Действительно, мы поговорим о народной основе литературной сказки «Двенадцать месяцев». Научимся различать авторскую сказку и народную (мир литературной сказки подчиняется разуму и воображению их авторов, которые черпают свое вдохновение из фольклора).

Запишем тему урока в тетрдь.

Отвечают на вопросы

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

-Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные:

-Умеют

с помощью вопросов добывать недостающую информацию

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

Сопоставительный анализ литературной пьесы-сказки

народной сказки «Двенадцать месяцев

и ее народной основы:

• Вспомните содержание.

• Что в сюжете пьесы близко народной сказке? Перескажите кратко эти эпизоды.

• Какие герои пьесы-сказки Маршака действуют в народной сказке (Мачеха, Дочка, Падчерица, двенадцать месяцев)? Чем отличаются герои пьесы-сказки от своих фольклорных «двойников»?

• Каких ещё героев ввёл автор в пьесу? Зачем?

• Какие из этих героев близки героям народных сказок (Королева, Садовник, солдаты, послы, ворон, заяц, белки, медведь, первый и второй глашатаи, двенадцать месяцев), а какие в них не встречаются (гофмейстрина, учитель королевы, канцлер, офицеры королевской стражи, королевский прокурор)?

• Что сближает пьесу-сказку Маршака с народными сказками и в чём их различие?

Результаты наблюдений учащихся могут быть обобщены в таблице:

Высказывают свое мнение. Заполняют таблицу.

Личностные:

-Осознанно используют полученные знания

Технологическая карта по литературе на тему Урок развития речи. Писатели-сказочники и их герои (5 класс)

Физминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Устная работа с проблемными вопросами, а затем работа в группах, оформление письменных ответов на проблемные вопросы. Ребятам раздаются карточки с заданием, с табличкой самооценки

Тема 1. Как и почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?

Вопросы для обсуждения:

• Почему в пьесе-сказке Маршака добро борется со злом?

• Кто из героев стоит на стороне добра? Какие добрые дела, мысли и качества их характеров показаны в пьесе?

• Почему Падчерица побеждает зло не только с помощью волшебных сил, но и положительными качествами личности: добротой, трудолюбием, умением бороться, терпением, умением держать слово?

• Кто помогает Падчерице? Почему ей помогают окружающие?

• Только ли волшебные, сказочные герои помогают Падчерице?

• Что в её жизни реально, правдиво, а что является волшебным, сказочным?

• Кто в пьесе является олицетворением зла?

• Какие примеры злых мыслей и поступков этих героев вы можете привести?

• На что наказаны отрицательные герои? С какой целью автор вводит в пьесу-сказку Учителя Королев и Солдата? Каков нравственный смысл этих образов? Что заставляет отрицательных героев пьесы-сказки измениться

к лучшему?

План письменного высказывания:

• В сказках добро всегда побеждает зло.

• Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки Маршака: их мысли, поступки, качества личности, способность измениться к лучшему.

• Падчерица как воплощение народных представлений о добре и

справедливости.

• Королева как олицетворение легкомысленности.

• Мачеха и Дочка как символы чёрствости, лени и жадности.

•Учитель Королевы и Солдат как выразители научных и народных представлений о мире и людях.

• Справиться со злом помогает не только волшебство, но и положительные качества людей.

• Зло должно быть наказано, а добро должно торжествовать.

Т е м а 2. В чём близки и чем различны Падчерица и Королева?

Вопросы для обсуждения:

• Чем похожи Падчерица и Королева (возраст, внешняя красота, отсутствие родителей, добрые мысли и поступки Королевы в конце сказки)?

• Какое положение в жизни занимают Падчерица и Королева?

• Как они относятся к окружающим людям, к труду, к своим

поступкам?

• Как героини относятся друг к другу?

• Кто из героинь меняется по ходу пьесы?

• Почему происходят эти изменения?

• Какую роль в изменениях Королевы играют Учитель Королевы

и Падчерица?

• Как к Падчерице и Королеве относятся другие герои?

• Каково авторское отношение к героиням?

• Почему Падчерица и Королева в пьесе-сказке противопоставлены?

План письменного высказывания:

• Падчерица и Королева: черты сходства.

• Падчерица и Королева: отличительные признаки:

• Бедность и бесправие Падчерицы, богатство и власть Королевы.

• Разные черты характера: умение уважать людей, доброта, внимательность, трудолюбие Падчерицы; чёрствость, легкомыслие, своенравие Королевы.

• Жалость и сочувствие Падчерицы по отношению к Королеве, любопытство и эгоизм Королевы по отношению к Падчерице (отношение к Падчерице как к лесному зверьку, стремление завладеть её колечком).

•Влияние Падчерицы, Учителя и других героев на изменения

Королевы.

• Отношение других героев пьесы-сказки к Падчерице и к Королеве.

• Отношение автора к героиням.

• Мысль автора о возможности изменения человека к лучшему

Тема 3. Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народную сказку и чем она отличается?

При ответе на вопрос пользоваться таблицей

Отвечают на вопросы

Работа в группах

Личностные:

-Осознанно используют полученные знания

6.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Обобщающая беседа:

С какими трудностями столкнулись на уроке?

Как их преодолели?

Чему нас научила сказка?

Понравился урок? Кому понравился поднимите розовую карточку, кому не понравился - зеленую.

Высказывают свое мнение.

Личностные:

-Осознанно используют полученные знания

7.Домашнее задание.

Дописать сочинение

Прочитать рассказ А.Платонова «Никита»

Запись д/з





© 2010-2022