- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку по теме Буквы И-Ы после Ц
Конспект урока по русскому языку по теме Буквы И-Ы после Ц
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Курбаналиева Н.Т. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ТЕМА урока: Буквы Ы - И после Ц
Тип урока: ОНЗ.
Цели:
Регулятивные универсальные учебные действия:
а) представления о правильном написании Ы- И после Ц
б) способности к написании гласных ы-и после Ц;
в) развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее
Познавательные универсальные учебные действия:
проводить наблюдение
Раздаточный материал: диагностическая карта .Необходимое оборудование: учебник.
Демонстративный материал: алгоритм проверки гласных Ы-И после Ц; эталоны для самопроверки.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения!
- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфемика. Орфография.)
- Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
- Как называются части слова? (Морфемы).
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Буквы ё-о после шипящих в корне).
- Вы хотите расширить свои знания о морфемике? (Да.)
- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)
- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).
-И все? (Нет).
-Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.
Сейчас проведем «Немой диктант». Слайд 1(на экране рисунки : расческа, шоколад, жокей, жонглёр, шофёр, жёлудь, шорты, жёлтый, трещотка, щётка, крыжовник, шоссе, )
- Какие слова вызвали у вас затруднения в написании?
- Анализируя его выполнение, выясним, что не усвоили?
- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.
- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1. А теперь обратите внимание на экран. Произнесите слова вслух и определите, какой звук вы слышите после твердого ц?
Посмотрите, как пишутся эти слова. Спишите. Слайд 2 (цирк, границы, огурцы, циркуль, лекция, полиция, синицын, цыган, цыпленок)
2. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Буквы Ы -И после Ц.
- В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
- задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
- С чего начнем наше познание нового?
-Обратимся К. истории: В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Звук Ц со временем стал твердым. Разнообразие написания слов с Ц объясняется историческими причинами.
- Посмотрите, пожалуйста, на слайд 2 ,сделаем морфемный разбор этих слов на доске и в тетрадях.
- Расскажите об условиях написания букв И -Ы после Ц.
- Давайте посмотрим, правильно ли мы сформулировали правило. (Работа с учебником)
3. Выявление места и причины затруднения.
- В каких словах не соблюдается условие правила? Как называем такие слова? (Слова- исключения)
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину чередования И - Ы в различных морфемах?).
- Как сформулируем тему нашего урока?( Правописание и -ы после ц)
- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).
5. Реализация построения проекта.
- Обратите внимание на слова, записанные на доске.
Цирк акация огурцы сестрицын цыган
Цитата аппликация ножницы лисицын на цыпочках
Циновка делегация сестрицы падчерицын цыкнуть
Циркуль овация молодцы синицын цыпленок
- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В 1-2столбиках пишется и в корне и в словах на - ция).
-Еще какие наблюдения вы провели? (В 3-4 столбиках после Ц пишется Ы в окончаниях и суффиксах, а в 5 столбике - слова- исключения)
- Отчего же зависит написание И-Ы в словах? Можно сделать вывод? (от расположения в части слова.
- Молодцы! Вы очень наблюдательны.
- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?
На доске:
ЦИ
ЦЫ
В корнях слов
В окончаниях и суффиксах
В словах на -ция
В корнях слов- исключений
Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? (Да . В словах цирк, границы, огурцы, циркуль, лекция, полиция, синицын, цыган, цыпленок в корнях слов и в словах на -ция пишем и. в окончаниях и суффиксах и в словах-исключениях -ы)
-Как преодолеть затруднение в выборе гласной в данных корнях? (Обратиться к эталону).
-Прочитайте на доске примеры: ц…тировать наизусть, у проказниц…-мартышки, желтые ц..плята. Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся эталоном).
(в корнях слов и в словах на -ция пишем и. в окончаниях и суффиксах и в словах-исключениях -ы)
- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить выбор гласной И или Ы после Ц
6. Первичное закрепление во внешней речи.
1)Организация усвоения детьми нового способа действий и решений данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
-фронтально
- в парах или в группах
Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике)
-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение №464 учебника в парах, поочередно, комментируя слова друг другу. Начнем с 1 варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца.
1 вариант. Милиция (в окончании И перед Ц , в словах на -ЦИЯ)
2 вариант. Цирк (в корне И после Ц). Но помните слова-исключения: цыган, на цыпочках, цыкнуть, цыпленок)
Продолжаем самостоятельно.
- Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (нет, мы с ним легко справились)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
-
Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.
-
Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки
(в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно соотнесение работы с подробным образцом).
-
Организация вербального сопоставления работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов - организация пошаговой проверки).
-
По результатам выполнения самостоятельной работы организация рефлексии деятельности по применению нового способа действия. ( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно вербальное сопоставление с подобным образцом).
- Вы уверены в своих умениях? (да)
-Как проверить? (мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).
- Задание для всех: вставить пропущенные буквы после Ц, обозначить условия выбора орфограммы в упражнении 462 (смотри образец в орфограмме №15)
-Кто закончит раньше, составит 3 предложения с любыми словами из упражнения).
- Проведем самопроверку по эталону.
Эталон: циркуль (в корне после Ц пишем И), цыкнуть ( в корне после Ц пишем Ы- исключение)
-
Нарцисс - самый любимый цветок моей мамы. (после Ц в корне пишется И)
-
Наша курица вывела цыплят (после Ц в корне пишем Ы в исключении)
-
У гостиницы «Космос» собрались демонстранты. (после Ц в окончании пишем Ы)
- Кто допустил ошибки? Как поступить? (исправьте ошибки самостоятельно или воспользуйтесь эталоном)
-Молодцы! Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
8.Включение в систему знаний и повторение.
-
Организация выявления типов заданий, где используется новый способ действия.
-
Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (можем определить выбор гласной И-Ы после Ц)
- К какой группе можно применить прием проверки гласных И-Ы в корнях, окончаниях, в словах на -ЦИЯ)
- Достаточно ли мы закрепили новое правило? (нет)
-Почему? (Мал объём практического применения нового знания).
-Тогда работаем над следующим заданием: спишите написанное на доске словосочетания, вставляя пропущенные буквы, и обозначьте условия выбора букв И-Ы.
В нашем классе хорошие традиц…и.
Мартышка на ц…почках подошла к Удаву.
Птицы кружили над куполом ц…рка.
Проведите самопроверку по эталону.
-Кто ошибся в правописании слов? Проверьте себя, используя орфограмму 15.
9.Рефлексия учебной деятельности.
1)Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.
2).Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требования , известных учащимся .
3) Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.
4) Организация фиксации неразрешенных на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
5) Организация обсуждения и записи домашнего задания.
- Чему был посвящен урок? ( правописанию И-Ы после Ц)
-В чем суть правописания слов этой орфограммы?
-Какие затруднения мы испытали? (не всегда правильно пишем слова на данную орфограмму).
-Что помогло нам их преодолеть? (новое правило).
10.Домашнее задание:
1. Для Всех учащихся: выучить правило о написании И-Ы после Ц, знать исключения из правила,
2. Для «Слабых» переписать Упр. 463 вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы;
3. Повышенный уровень: упр.465.
4. Высокий уровень: составить диктант из 50-70 слов на правила, изученные в разделе «Морфемика»
.
6