Пути повышения культуры восприятия лирики школьниками. Из опыта работы. Часть 2

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Поэзия делает Землю красивей…»

Пути повышения культуры восприятия поэтических произведений школьниками

(Из опыта работы)

Часть 2

Попытаемся наметить некоторые пути повышения культуры восприятия лирических произведений учениками. Ими, с нашей точки зрения, могут быть названы

  • повышение эффективности уроков по изучению программных лирических произведений;

  • проведение вечеров, конкурсов, поэтических журналов и других видов внеклассной работы, приобщающих ребят к миру поэзии;

  • возможность более частого обращения к стихам на уроках и во внеклассной работе по предмету;

  • проведение в определенной системе уроков внеклассного чтения по поэзии в средних классах.

Важным условием повышения культуры восприятия лирики школьниками является как можно более частое звучание на уроках литературы поэтического слова.

Лирика условна по своей природе: в обыденной жизни мы не говорим стихами, для этого нужен "всплеск чувств": "Я слишком страдаю или слишком счастлив, чтобы выразить то, что чувствую, обыкновенным языком". В обыденной жизни мы, если и используем тропы, то, как правило, "стертые", утратившие новизну от многократного повторения. Поэтому обязательное условие приобщения к лирике - постоянное обращение к ней. Мы бы сравнили этот процесс с приобщением к серьезной музыке: для того, чтобы научиться слушать музыку, надо ее слушать, причем постоянно; для того, чтобы научиться воспринимать, чувствовать стихи, к ним надо обращаться как можно чаще, "прислушиваясь" к различным голосам, поэтическим индивидуальностям.

Но, как уже говорилось, количество стихов в школьной программе невелико. И одним из возможных средств более частого обращения учеников к поэзии мы считаем создание того, что условно назовем "поэтическим фоном" курса и даже отдельной темы, то есть довольно большого количества заранее отобранных стихотворений, которые могут прозвучать в классе или будут прочитаны дома в связи с изучением некоторых прозаических произведений. Причем, чаще всего привлечение этих стихов не потребует обширного анализа. Поэтическое искусство, насыщенное по мысли и чувству, но очень экономное по количеству слов, обычно требуют и очень экономной работы. И типичным недостатком школьного анализа лирики как раз и является построчное комментирование, которое приводит к разрушению стихотворения, у детей не создается целостного восприятия, они не видят красоты, неповторимости стиха, а ведь задача учителя состоит в том, чтобы углубить эмоциональное восприятие стиха, показать глубокий смысл поэтических образов. Иногда бывает эффективнее просто "привлечь" стихотворение, определить основное настроение его, выявить 1-2 поэтических образа, создающих настрой и раскрывающих идею стихотворения. Такую роль как раз призваны выполнять стихи, создающие "поэтический фон" темы. Они помогают вызвать благоприятный эмоциональный настрой для работы над прозой, нередко способствуют пониманию идейно-художественного смысла произведения.

"Включение" поэтических произведений в уроки по изучению прозы может осуществляться несколькими способами:

  • использование стихов, помогающих заинтересовать личностью писателя, рассказать о фактах его биографии;

  • использование лирических стихотворений, тематически связанных с изучаемым эпическим произведением;

  • "включение" стихов, помогающих понять идейный смысл прозаического произведения.

Например, при изучении комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова можно использовать стихотворение Феликса Кривина «Молчалины», а при изучении романа «Война и мир» Л.Н.Толстого мы использовали стихотворение Александра Кочеткова "С любимыми не расставайтесь", Иннокентия Анненского «Среди миров, в мерцании светил…», стихотворение, написанное ученицей 10 класса, «Наташа».

При изучении романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", работая над образом Раскольникова, предлагаем ребятам поработать над стихотворением белорусского поэта В.Дашкевича:

Как не просили бы,

Не грозили

И не ругали исступленно.

Я все равно бы в музее

Человека

На самое видное место

Положил топор

Раскольникова Родиона,

Чтоб и старый, и малый

Глядели

На окровавленный обух,

Чтоб в глубине глаз

Никогда

К силе слепой, вероломной

Гнева огонь не гас,

Да что топор,

Террористская бомба…

Хоть стань в пространстве

Со звездами вровень,

Все равно никак,

Никогда

Не уменьшить цены

Человеческой крови.

Задаю вопрос, согласны ли ребята с поэтом, когда он говорит о топоре Раскольникова как символе "слепой вероломной силы"? Какие идеи романа "Преступление и наказание" В. Дашкевич считает современными?

Работая над темой "Изображение поколения "отцов" в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети", использую следующее стихотворение Ф.И.Тютчева:

Обломки старых поколений,

Вы, пережившие свой век!

Как ваших жалоб, ваших пений

Неправый праведен упрек!

Как грустно полусонной тенью,

С изнеможением в кости,

Навстречу солнцу и движенью

За новым племенем брести!..

При изучении жизни и творчества Осипа Мандельштама в 11 классе можно предложить ребятам отрывки из "Злобной поэмы" Леонида Киселева:

Он иначе сочетал слова,

Может, в этом все его несчастье

И секрет недоброй этой власти -

Колдовства, безумства, мастерства.

Рассказывают, что

Осип Мандельштам

умер в лагере

на помойке,

подбирая объедки.

Поэту невозможно умереть

В больнице или дома на постели.

И даже на Кавказе, на дуэли

Поэту невозможно умереть.

Поэту невозможно умереть

В концлагере,

В тюремном гулком страхе,

И даже в липких судорогах плахи

Поэту невозможно умереть.

Поэты умирают в небесах.

Высокая их плоть не знает тленья.

Звездой падучей, огненным знаменьем.

Поэты умирают в небесах.

Поэты умирают в небесах.

И я шепчу разбитыми губами:

Не верьте слухам, жил в помойной яме,

А умер, как поэты, в небесах.

На заключительных уроках в 11 классе можно прочесть стихотворение Леонида Киселева "Русская поэзия":

Дайте Тютчеву стрекозу,

Догадайтесь, почему.

Веневитинову розу…

Остальных на Колыму.

Дайте пулю Гумилеву,

Сам предвидел, сам просил.

Пусть смердит живое слово

От наркомовских чернил.

Убивайте, чтоб уснули,

Чтоб не встали, сдохли чтоб.

Бейте пулей, верной пулей,

Ртутной пулей в бледный лоб.

Убивайте, ваше право,

Ваша служба, ваша власть.

Ты швыряешь нас, держава,

В окровавленную пасть.

Бережет тебя начальство

От невзгоды от любой.

Но подумай, в смертный час твой

Кто останется с тобой?

Использование лирических произведений при изучении прозы и драмы побуждает ребят самих взяться за перо. Вот одно из стихотворений, которое много лет назад под впечатлением изучения пьесы А.Н.Островского "Гроза" написала одна моя ученица:

Светлый луч в царстве темном!

Не смогла ты так жить.

Лишь могла возразить,

Возразить против низких и жестоких зверей,

Против зла и господства кошелька богачей.

Ты любила так чисто, так невинна была,

Что своею любовью темный мир обожгла.

И жестоко, конечно, была казнена.

(Людмила Неживенко)


Но использовать стихи при анализе прозы нужно очень осторожно, чтобы предельно эмоциональный поэтический образ не отвлекал от слова прозаического, лучше всего, если стихи прозвучат как эмоциональный аккорд.

В последние годы в практику школы прочно вошли уроки-семинары, уроки-читательские конференции, уроки-рекомендации книг, уроки-защиты читательского формуляра, уроки "Редакция". Все они эффективны, ибо активизируют самостоятельную работу, мысль учащихся, формируют навыки оценочной деятельности, требуют развитой монологической речи.

Сама образная природа искусства основана на эмоциональном восприятии жизни. А современной школе вообще не хватает эмоциональности. Мы убеждены, что современные школьники как никогда раньше нуждаются в сильном и благотворном эмоциональном воздействии. И это воздействие могут оказать особые формы урока литературы.

Урок-концерт, урок-монтаж, урок-композицию, урок-сказку, урок-новеллу, урок-воображаемое путешествие мы, сознавая условность и неполноту определения, назовем эмоционально-образными формами урока литературы.

Что представляют собой эти уроки?

Прежде всего, урок остается уроком: он должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. Но! Он должен стать для ребят праздником, взлетом чувств. Такие уроки главной своей задачей ставят воздействие на душу, пробуждение сильного и высокого чувства. Необыкновенно велик эмоциональный резонанс от такого урока: душа ребенка словно распахивается настежь, жадно впитывая все впечатления.

Эмоционально-образные формы урока должны разумно сочетаться в учебном процессе с другими видами и формами урока, давая ученикам всестороннее литературное развитие. Более того, они должны проводиться не так уж часто, чтобы быть хорошо подготовленными и не утратить силу эмоционального воздействия. Это уроки-праздники, а к праздникам нельзя привыкать, иначе они превратятся в будни.

Чтобы работа по воспитанию культуры восприятия лирики школьниками была наиболее плодотворной, необходимо во внеклассной работе по предмету как можно чаще обращаться к поэзии. Учитель-энтузиаст может организовать кружок художественного слова, участники которого готовят утренники, литературные вечера, литературно-музыкальные композиции.

Такие формы внеклассной работы вовлекают в подготовку и проведение большие группы учащихся. Готовясь к вечеру, они самостоятельно открывают для себя поэта, его творчество, его эстетические и нравственные позиции.

Мы попытались доказать, что необходимо постоянно обращаться к лирике на уроках и во внеклассной работе, чтобы воспитать тонкого ценителя поэзии.

Глубокий и тонкий анализ программных произведений, раскрывающий яркость мысли и силу чувства, воспитывающий культуру восприятия художественного слова, методическое разнообразие уроков, определяемое своеобразием изучаемых произведений, возрастом и интересами школьников, задачами, стоящими перед учителем и классом, - важнейшее условие нравственного и эстетического воспитания посредством поэзии.



© 2010-2022