КИМ (тест) по роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени. 9 класс. Вариант 2

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (ТЕСТ) ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВАРИАНТ 2.


  1. Чем отличаются фабула и сюжет? Случайно ли Лермонтов отказался от хронологического принципа в расположении повестей, входящих в роман «Герой нашего времени»?___________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания 1-6.

Я ехал на перекладных из Тифлиса. Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии. Большая часть из них, к счастию для вас, потеряна, а чемодан с остальными вещами, к счастию для меня, остался цел.

Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею.

Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана. Тут толпилось шумно десятка два грузин и горцев; поблизости караван верблюдов остановился для ночлега. Я должен был нанять быков, чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица,- а эта гора имеет около двух верст длины.

Нечего делать, я нанял шесть быков и нескольких осетин. Один из них взвалил себе на плечи мой чемодан, другие стали помогать быкам почти одним криком.

За моею тележкою четверка быков тащила другую, как ни в чем не бывало, несмотря на то, что она была доверху накладена. Это обстоятельство меня удивило. За нею шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду. Я подошел к нему и поклонился; он молча отвечал мне на поклон и пустил огромный клуб дыма.

  • Мы с вами попутчики, кажется?

Он молча опять поклонился.

  • Вы, верно, едете в Ставрополь?

  • Так-с точно... с казенными вещами.

  • Скажите, пожалуйста, отчего это вашу тяжелую тележку четыре быка тащат шутя, а мою, пустую, шесть скотов едва подвигают с помощью этих осетин?

Он лукаво улыбнулся и значительно взглянул на меня.

  • Вы, верно, недавно на Кавказе?

  • С год,- отвечал я.

Он улыбнулся вторично.

  • А что ж?

  • Да так-с! Ужасные бестии эти азиаты! Вы думаете, они помогают, что кричат? А черт их разберет, что они кричат? Быки-то их понимают; запрягите хоть двадцать, так коли они крикнут по-своему, быки всё ни с места… Ужасные плуты! А что с них возьмёшь?.. Любят деньги драть с проезжающих…


  1. Как называется повесть, из которой приведён данный отрывок?_________________________________________

  2. К какому типу героев современная писателю критика относила Печорина, называя в этом ряду Онегина, Обломова?______________________________________________________________________________________

  3. Приведённый фрагмент содержит развёрнутое описание Койшаурской долины. Как называется этот тип предметной детализации?_________________________________________________________________________

  4. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (например, «Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду»).______________

  5. Как называется форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами и использованная М.Ю.Лермонтовым в данном фрагменте?___________________________________________________________

  6. Как называется сопоставление одного предмета или явления с другим, использованное, например, в обороте «…сверкает, как змея своею чешуёю»?_____________________________________________________________



  1. Вспомните содержание романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и ответьте на вопросы.



  1. Вставьте пропущенные слова.

а) «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг _________________________ контрабандистов» («Тамань»).

б) Действие повести «Княжна Мери» происходит преимущественно в_______________________ (город), а затем в

Кисловодске.

в) Молодежь прозвала Вернера, чья одежда была постоянно черного цвета,__________________(литературный персонаж).

г) В ночь перед поединком Печорин читал роман____________________________________________ (писатель).

д) Смысл последних слов Вулича перед смертью «________________________________» был понятен только Печорину.



  1. Кто так характеризуется (описывается) в романе?

а) «Он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн, вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками, которых прелесть трудно постигнуть, не видав их, он никогда не волочился». _________

_____________________________________________________________________________________________________

б) «Он довольно остер; эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом...» _____________________________________________________________________________________________

в) «Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах, и особенно правильный нос - всё это было для меня обворожительно». __________________________________________________________________________________

г) «Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках».

д) «...имел глубокие сведения в поваренном искусстве: он удивительно хорошо зажарил фазана, удачно полил его огуречным рассолом...»_____________________________________________________________________________________

  1. Кому принадлежат слова?

а) «Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий...» ______

_______________________________________________________________________________________________________

б) «Здесь на водах преопасный воздух; сколько я видел прекрасных молодых людей, достойных лучшей участи, и уезжавших отсюда прямо под венец...» ________________________________________________________________________

в) «Уж я всегда говорил, что нету проку в том, кто старых друзей забывает!» ____________________________________

г) «Русские барышни большею частью питаются только платонической любовью, не примешивая в ней мысли о замужестве; а платоническая любовь самая беспокойная». _____________________________________________________

д) «Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, - я думаю, это вам не будет очень трудно»._____________________________________________________________________

  1. Дайте название эпизода, сцены, фрагмента.

а) «Отвязав лошадь, я шагом пустился домой. У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели». ______________________________________________________________________________________________

б) «Как птица нырнул он между ветвями; острые колючки рвали мою одежду, сухие сучья карагача били меня по лицу. Конь мой прыгал через пни, разрывал кусты грудью. Лучше было бы мне его бросить у опушки и скрыться в лесу пешком, да жаль было с ним расстаться, - и пророк вознаградил меня»._________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

в) «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление»._________________________________________________________________

г) «Я с трепетом ждал ответ Грушницкого: холодная злость овладела мною при мысли, что если б не случай, то я мог бы сделаться посмешищем этих дураков».___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

д) «Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? - Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла всё на свете...»___________________________________________________________________________

Баллы ______________ Оценка________________________

Учитель ______________________________________________________.

Ассистент ____________________________________________________ .



© 2010-2022