Урок-интервью «Речевая культура журналиста»

Урок был проведен во время дня празднования юбилея школы, поэтому интервью брали у реального выпускника. Сначала шел урок подготовки ( предоставлен вашему вниманию), а на следующем занятии класс превратился в студию, где журналисты задавали вопросы гостю и слушали его рассказ, сопровождаемый видеоматериалами. Написанные статьи были опубликованы в школьной газете «Вершина». Цели и задачи: 1.Воспитание культуры поведения и речи. 2.Создание условий для социальной и творческой самореализации. 3.Формирование навыков совместной деятельности. 4.Изучение основ журналистского мастерства.                                                            Ход урока:   1.Вступление в тему. На доске три слова: интервью, интервьюер и интервьюировать. Ученикам предлагается дать определения этим понятиям или. После каждого из предложенных ими трёх определений ученикам дается возможность свериться с толковым словарем. Наиболее лёгким для учеников оказалось подобрать синонимы к этим словам: беседа, журналист, корреспондент. 2.Организационный момент. Класс делится учителем на четыре группы, и каждая из групп получает по жребию задание – у кого они должны взять интервью для школьной газеты ко Дню Учителя (у первоклассников, у выпускников этого года, у директора и учителей, у родителей). После этого в группе выбирается ответственный редактор, который будет вести запись предлагаемых остальными юными журналистами вариантов беседы, он также имеет решающий голос при возникающих разногласиях. 3.Знакомство с композицией интервью. На выданном каждой команде листе А3 учитель просит подчеркнуть вверху  место для будущего названия, а оставшуюся часть листа поделить на три части. Первую подписываем: вступление, вторую: основная часть, и третью: заключение. 4.Беседа о речевом этикете. Напоминаем ученикам о зависимости речевого этикета от речевой ситуации (возраста, социального статуса и т. д.). Просим в группе подобрать обращения , приемлемые именно для их ситуации общения. Просим поставить плюс или минус над словами, данными в паре и объяснить свой выбор (каждый член команды комментирует одну пару слов). беседовать – изрекать слушать – слышать общительный – развязный деликатный – бестактный скромный – робкий Составляем свод правил «пять НЕ»: НЕ быть развязным. НЕ перебивать собеседника. НЕ допрашивать. НЕ допускать грубых и просторечных выражений. НЕ отвлекаться. 5.Работа над вступлением. Предлагается вспомнить всё, что известно о будущих собеседниках. Обсуждаются варианты их представления читателям: У нас в гостях… Мы побывали в гостях у… Наверное, вы хорошо знакомы с… Мы попросили…ответить на несколько вопросов… Сегодняшнее интервью мы берем у… 6.Работа над вопросами. Перед этим этапом работы напоминаем о необходимости установления доверительных отношений с собеседниками. Исключаем любые злые или неэтичные вопросы, а также требующие односложного ответа «да» или «нет». Делаем упор на вопросы «как» или «почему», позволяющие больше узнать о собеседнике. Подбираем вопросы, связанные с темой: День Учителя. Напоминаем о журналистской этике: не настаивать, если собеседник уходит от ответа, и не задавать следующий вопрос, не убедившись, что ответ на предыдущий получе... На доску вынесены варианты начала вопросов: На эмоции (Какие чувства вызывает у Вас…Как изменилось отношение…Жаль ли Вам…С каким чувством…Какой самый весёлый (грустный)…) Проблемные (Почему…Зачем…Что для Вас..) На сравнение (Кто прав…Кто из учителей…) На воображение(Хотели бы Вы…Что изменится…Какими чертами должен обладать…) 7.Афиширование работы. Группы зачитывают свои варианты вопросов. Проводится конкурс на лучший вопрос команды (его выбирают участники других команд). Лучшим вопросом для учителей был признан: С каким чувством Вы пришли на свой первый урок? Для выпускников: Какой самый смешной случай произошёл с Вами в начальной школе? Для родителей: За что получили первую двойку?(вопрос снят как неэтичный). Для первоклашек: Какие игрушки носите в школу? 8.Работа над заключением. Напоминаем о необходимости поблагодарить собеседника. Аукцион вводных слов благодарности. Придумываем пожелания, подходящие для выбранных собеседников. 9.Работа над заглавием. В оставленное в начале урока место для заголовка вписываем варианты: о герое, по теме, цитата из интервью (заголовок относиться к домашнему заданию). 10.Домашнее задание. Распределить роли и подготовить оборудование: диктофон, фотоаппарат, блокноты и ручки. Договориться о времени и взять интервью. На сбор материала и его оформление в виде сочинения отводится неделя.    .
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи. 7 класс.

Мы берём интервью. Речевая культура журналиста.

Урок был проведен с 7-в классом ГБОУ школы №555 «Белогорье» 27.09.13.

Цели и задачи:

1.Воспитание культуры поведения и речи.

2.Создание условий для социальной и творческой самореализации.

3.Формирование навыков совместной деятельности.

4.Изучение основ журналистского мастерства.

Ход урока:

1.Вступление в тему.

На доске три слова: интервью, интервьюер и интервьюировать. Ученикам предлагается дать определения этим понятиям или. После каждого из предложенных ими трёх определений ученикам дается возможность свериться с толковым словарем. Наиболее лёгким для учеников оказалось подобрать синонимы к этим словам: беседа, журналист, корреспондент.

2.Организационный момент.

Класс делится учителем на четыре группы, и каждая из групп получает по жребию задание - у кого они должны взять интервью для школьной газеты ко Дню Учителя (у первоклассников, у выпускников этого года, у директора и учителей, у родителей).

После этого в группе выбирается ответственный редактор, который будет вести запись предлагаемых остальными юными журналистами вариантов беседы, он также имеет решающий голос при возникающих разногласиях.

3.Знакомство с композицией интервью.

На выданном каждой команде листе А3 учитель просит подчеркнуть вверху место для будущего названия, а оставшуюся часть листа поделить на три части. Первую подписываем: вступление, вторую: основная часть, и третью: заключение.

4.Беседа о речевом этикете.

Напоминаем ученикам о зависимости речевого этикета от речевой ситуации (возраста, социального статуса и т. д.). Просим в группе подобрать обращения , приемлемые именно для их ситуации общения.

Просим поставить плюс или минус над словами, данными в паре и объяснить свой выбор (каждый член команды комментирует одну пару слов).

беседовать - изрекать

слушать - слышать

общительный - развязный

деликатный - бестактный

скромный - робкий

Составляем свод правил «пять НЕ»:

НЕ быть развязным.

НЕ перебивать собеседника.

НЕ допрашивать.

НЕ допускать грубых и просторечных выражений.

НЕ отвлекаться.

5.Работа над вступлением.

Предлагается вспомнить всё, что известно о будущих собеседниках. Обсуждаются варианты их представления читателям:

У нас в гостях…

Мы побывали в гостях у…

Наверное, вы хорошо знакомы с…

Мы попросили…ответить на несколько вопросов…

Сегодняшнее интервью мы берем у…

6.Работа над вопросами.

Перед этим этапом работы напоминаем о необходимости установления доверительных отношений с собеседниками. Исключаем любые злые или неэтичные вопросы, а также требующие односложного ответа «да» или «нет». Делаем упор на вопросы «как» или «почему», позволяющие больше узнать о собеседнике. Подбираем вопросы, связанные с темой: День Учителя. Напоминаем о журналистской этике: не настаивать, если собеседник уходит от ответа, и не задавать следующий вопрос, не убедившись, что ответ на предыдущий получен.

На доску вынесены варианты начала вопросов:

На эмоции (Какие чувства вызывает у Вас…Как изменилось отношение…Жаль ли Вам…С каким чувством…Какой самый весёлый (грустный)…)

Проблемные (Почему…Зачем…Что для Вас..)

На сравнение (Кто прав…Кто из учителей…)

На воображение(Хотели бы Вы…Что изменится…Какими чертами должен обладать…)

7.Афиширование работы.

Группы зачитывают свои варианты вопросов. Проводится конкурс на лучший вопрос команды (его выбирают участники других команд). Лучшим вопросом для учителей был признан: С каким чувством Вы пришли на свой первый урок? Для выпускников: Какой самый смешной случай произошёл с Вами в начальной школе? Для родителей: За что получили первую двойку?(вопрос снят как неэтичный). Для первоклашек: Какие игрушки носите в школу?

8.Работа над заключением.

Напоминаем о необходимости поблагодарить собеседника. Аукцион вводных слов благодарности.

Придумываем пожелания, подходящие для выбранных собеседников.

9.Работа над заглавием.

В оставленное в начале урока место для заголовка вписываем варианты: о герое, по теме, цитата из интервью (заголовок относиться к домашнему заданию).

10.Домашнее задание.

Распределить роли и подготовить оборудование: диктофон, фотоаппарат, блокноты и ручки. Договориться о времени и взять интервью. На сбор материала и его оформление в виде сочинения отводится неделя.

.





Урок-интервью «Речевая культура журналиста»Урок-интервью «Речевая культура журналиста»

Урок-интервью «Речевая культура журналиста»Урок-интервью «Речевая культура журналиста»

Урок-интервью «Речевая культура журналиста»Урок-интервью «Речевая культура журналиста»

© 2010-2022